5. 060 Немецкий Гамлет Людвиг II Баварский

Великие меценаты и филантропы

5.060 «Немецкий Гамлет» Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский


В Баварии (Германия), богатой на великие имена, есть две знаковые фигуры — музыкант Рихард Вагнер и король Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский (Ludwig II Otto Friedrich Wilhelm von Bayern). Судьба связала их так прочно, что стоит назвать одного из них, как тут же вспомнят и другого.

Крупнейший реформатор оперы, теоретик и историк искусства, апологет антибуржуазной революции, философ, повлиявший на осознание немцами себя великой нацией, Вагнер к 50 годам успел побывать в ореоле славы и в пропасти забвения. Жизненные перипетии чаще оставляли его в нужде, нежели в достатке. Виртуозно подыскивая себе спонсоров, композитор не раз сбегал от кредиторов в другой город или страну.

Когда музыкант в очередной раз оказался в долгах как в шелках, его разыскал во Франкфурте посланец новоиспеченного короля Баварии Людвига II и передал ему приглашение монарха посетить Мюнхен. Как оказалось, Людвиг был покорен музыкой и образами оперы Вагнера «Лоэнгрин» и жаждал познакомиться с их создателем.

Радушно встретив композитора, государь подарил ему богатый дом, погасил все его долги, выдал аванс 170 тыс. гульденов для написания 3-й и 4-й части тетралогии «Кольцо нибелунга» (первые две части — «Золото Рейна» и «Валькирию» Вагнер сочинил в 1850-е гг.), а также назначил ежегодную пенсию в размере 15 тыс. гульденов.

Самодержец и музыкант были очарованы друг другом как творческими личностями.

«К сожалению, он такой блестящий, такой благородный, такой эмоциональный и изумительный, что я боюсь, как бы его жизнь не пропала, как ручеек в песке, в этом жестоком мире. Мне так везет, что я просто раздавлен; только б он жил», — писал в одном из писем Вагнер.

Жизнь порой разводила их, но попечительство короля при этом не прекращалось. Людвиг специально для Вагнера создал в Мюнхене музыкальную школу. Под патронажем монарха в 1865—1870 гг. королевская труппа дала премьеры Вагнеровских опер: «Тристана и Изольды». «Нюрнбергских мейстерзингеров», «Золота Рейна», «Валькирии».

Стараниями творческого тандема «столица Баварии превратилась в Мекку для европейских музыкантов», признавших оперу Мюнхена высшею в мире. В эти же годы композитор создал две последние части «Кольца нибелунга» — «Зигфрид» и «Гибель богов».

Основав фонды для развития музыкальной культуры, Людвиг Баварский в 1872—1876 гг. построил для Вагнера в Байрейте оперный театр — Дом фестивалей, поддержал создание Байрейтского патронажного общества. Оперный театр («храм искусств», по Вагнеру) был открыт премьерой тетралогии, «для исполнения которой стеклись лучшие музыкальные силы Германии».

За год Байрейт стал вторым после Вены музыкальным центром Европы. Вагнер поставил в Байрейте в 1882 г. и свою последнюю оперу-мистерию «Персифаль».

Помимо «музыкального» меценатства из личных средств, Людвиг II прославился еще и «архитектурной» филантропией, давшей ему в истории прозвище «сказочный король».

Людвигом владели две страсти — к «величественной и завораживающей» музыке Вагнера и к возведению роскошных замков. Здесь к высказыванию Вагнера: «Когда хоть ненадолго смолкает человеческая речь, начинается искусство музыки» — уместно добавить: «и архитектуры».

Вторая страсть монарха была связана с традициями королевской семьи — династии Виттельсбахов, прославившейся своими венценосными архитекторами, строителями дворцов, покровителями искусства, которые, не скупясь, тратили миллионы на пополнение картинной галереи, покупку мраморных изваяний, постройку зданий Мюнхена, поощрение художников (Каульбаха, Карнелиуса и др.).

Будущий помазанник Божий родился в Мюнхене 25 августа 1845 г. в семье кронпринца Максимилиана (короля Баварии в 1848—1864 гг.) и кронпринцессы Марии Гогенцоллерн. Как утверждают биографы, «кронпринцесса внесла в монаршую семью сумасшествие».

Получив прекрасное воспитание и спартанскую закалку, Людвиг, по уверениям историков, готов был стать кем угодно — рыцарем, поэтом, небожителем, только не королем, ибо был «не от мира сего», постоянно пребывая в романтических фантазиях, мало связанных с земными делами монарха. Но жизнь распорядилась по-своему, и после смерти отца 18-летний юноша был возведен на трон. Первым королевским распоряжением стало — отыскать Вагнера.

Несмотря на мечтательность и возвышенный строй мыслей, на некоторую «странность» в поведении, «принцу из сказки» поначалу удалось решить ряд политических вопросов королевства, связанных с противостоянием Пруссии и Франции, с успешным отстаиванием независимости Баварии, а также с объединением Германии под эгидой императора Вильгельма I, чему он сам немало поспособствовал.

Но природа взяла свое, через несколько лет Людвиг Баварский передал военную политику в руки своих министров и целиком сосредоточился на вопросах культуры — музыке своего любимца и строительстве замков в Баварских Альпах, в которые вложил все свои личные капиталы (его годовой доход составлял 5,5 млн марок), а также часть государственной казны (21 млн).

Людвиг построил три замка, еще один реставрировал. В 1869—1884 гг. на границе с Австрией в Гогеншвангау был выстроен замок Нойешванштайн («Новый лебединый утес»). Дворец замка, украшенный изнутри сценами из любимой оперы Людвига «Лоэнгрин», стал его частой резиденцией.

Посетив в 1867 г. инкогнито Францию, король загорелся идеей создания улучшенной модели Версальского дворца. Таковой был построен в 1874—1878 гг. на границе с Австрией в Оберау. Как говорят, вся роскошь Линдерхофа была рассчитана на одного-единственного человека — Р. Вагнера, но композитор так ни разу и не побывал в замке.

Едва построив Линдерхоф, Людвиг взялся за строительство еще одного «Нового Версаля» — замка Херренкимзее на острове посреди озера Кимзе (70 км от Мюнхена). Довести свою новую задумку до завершения он не успел.

Зато успел перестроить по своему вкусу старый замок Берг на Штарнбергском озере (30 км от Мюнхена).

На грандиозные проекты Людвига денег в королевстве не хватало. Доходило до курьеза: в поисках кредитов монарх обратился к властителям разных стран, даже Бразилии, но когда те отказали ему, нанял разбойников для грабежа европейских банков. «Коммандос» промотали выданные им средства на грабеж, а королю доложили, что операция сорвалась.

Однако, что ни говори, строительство «никому не нужных» замков было выгодно всем. Придворные хорошо наживались на этом, т.к. расходование и контроль трат были в их руках. «Эти продажные, мелкие, лживые, рабские натуры только поджигали его и вталкивали его в безумные затраты». (Лейб-медик короля, доктор Л. фон Шлейс).

Население же боготворило короля за то, что он обеспечивал десятки тысяч строителей и ремесленников хорошо оплачиваемой работой. «Истощение казны» позднее было поставлено в вину монарху, однако когда после смерти Людвига в выстроенные им замки повалили толпы туристов, все затраты баварской казны быстро окупились.

Последние годы жизни «немецкий Гамлет» проводил уединенно в замке Нойшванштайн, руководя страной через послания. К его «странностям» прибавились новые. Людвиг перешел на ночной образ жизни; задумав избавиться от подданных, решил продать Баварию и купить себе необитаемый остров, для поисков которого отправлял в Крым, на Гималаи и т.д. директора государственных архивов.

Людвиг неумеренно пил шампанское и снотворное, мучился головными болями, впадал в припадки бешенства либо в состояние оцепенения… Придворные все чаще стали называть монарха безумным. Крестьяне же обожали его, поскольку с ними «Людвиг был приветлив и ласков; здоровался… за руку и всегда находил время поговорить об их нуждах, проявить участие» (http://www.darkgrot.ru/).

В результате успешного заговора, во главе которого стоял премьер-министр Лутц, в июне 1886 г. король был объявлен недееспособным (психиатры поставили диагноз: паранойя). В Берлине не поверили в это, но помочь ничем не могли. Канцлер Германии О. фон Бисмарк позднее писал: «У меня осталось о нем впечатление как о деловом правителе с ясными мыслями и национальной гордостью».

Король яростно воспротивился отречению, но через день смирился. Опекуном Людвига и принц-регентом был назначен его дядя Луитпольд. В сопровождении придворного врача фон Гуддена экс-короля отправили в изгнание в замок Берг. По пути следования кареты баварские крестьяне предлагали Людвигу свою помощь и защиту, но он отказался.

13 июня 1886 г. Людвиг в компании с фон Гудденом отправился на прогулку в замковый парк. Оба они погибли в водах Штарнбергского озера при невыясненных обстоятельствах.

Версий было много, но остановились на безумии экс-короля и его самоубийстве, хотя многое говорило за то, что Людвига могли «убрать»: и придворные, поживившиеся казной, и берлинские власти, обеспокоенные возможностью восстания в Баварии в случае обращения Людвига к населению за помощью, и намерением монарха сблизиться с Францией…

Людвиг II был похоронен в усыпальнице церкви Св. Михаила в Мюнхене. Сердце мечтателя положили в позолоченную серебряную урну и поместили в мавзолей Альт-Эттинг — фамильную усыпальницу Виттельсбахов (Верхняя Бавария).

Помимо произведений Вагнера и «сказочных замков», после правления Людвига остались Академия изящных искусств и Технологический институт в Мюнхене, а также баварский Красный Крест.

P.S. Сказочный вид Нойшвайнштайна вдохновил на создание балета «Лебединое озеро» русского композитора П.И. Чайковского (он специально приезжал в замок), а также американца У. Диснея на создание Волшебного Королевства в мультфильме «Спящая королева».


Рецензии