5. 061 Благодетель Мюнхена

Великие меценаты и филантропы

5.061 Благодетель Мюнхена


Новелла немецкого писателя Томаса Манна «Меч Господень» начинается радостно: «Мюнхен светился». Далее автор разворачивает эту метафору, описывая пышные площади и белые колоннады, памятники в античном вкусе и церкви барокко, фонтаны, дворцы и скверы столицы Баварии, широкие, светлые, окаймленные газонами, красиво распланированные улицы. Толпы туристов наполняют музеи, театр Современной драмы, университет, государственную библиотеку, Академию художеств, величественную галерею Полководцев, зал для концертов и балов Одеон…

На улицах «беззаботная, неторопливая толпа гуляющих. В каждом пятом доме — студии художников… Там и сям, среди заурядных построек, выделяются дома, возведенные молодыми, одаренными архитекторами… Витрины мастерских художественной мебели, магазинов изделий прикладного искусства вновь и вновь услаждают тех, кто останавливается перед ними… Наискосок от дворца принца-регента, люди толпятся у зеркальных окон большого художественного магазина М. Блютенцвейга, обширного предприятия, торгующего красотой. Репродукции шедевров всех галерей мира… Портреты художников, музыкантов, философов, актеров, поэтов… Оглянитесь вокруг, посмотрите на витрины книжных магазинов!.. Книги и брошюры, пропагандирующие искусство, расходятся и изучаются в тысячах экземпляров, а по вечерам на те же темы читаются публичные лекции... Искусство процветает, искусству принадлежит власть, искусство, улыбаясь, простирает над городом свой увитый розами скипетр. Все благоговейно помогают его расцвету, все ревностно и самозабвенно славят его и служат ему своим творчеством, все сердца подвластны культу линии, орнамента, формы, красоты, чувственной радости».

Этот отрывок передает не только праздничную атмосферу Мюнхена начала XX в., но и указывает источник радости — дворец принца-регента. За словами «все помогают, все служат искусству», конечно же, стоит, прежде всего, принц-регент, т.к. без воли первого лица вряд ли что делается в государстве волей прочих, второстепенных лиц.

Очевидно, что такое было возможно только при «попустительстве» регента, не жалевшего своего времени и денег на расцвет культуры и искусства в своем Отечестве. Как почетный член с 1841 г. Баварской АН и как человек, тонко чувствовавший прекрасное, принц опекал ученых, покровительствовал городским литераторам и художникам, скульпторам и архитекторам, давая им свободу самовыражения и необходимые средства для пристойного существования в этой свободе. Шутка ли: тысячи экземпляров брошюр и книг по искусству в одном лишь городе…

В предыдущем очерке мы рассказали о баварском короле Людвиге II, построившем сказочные замки, доступ в которые уже через полтора месяца после гибели монарха открыл принц-регент Баварии Луитпольд Карл Иосиф Вильгельм (Luitpold Karl Joseph Wilhelm).

Луитпольд в отличие от своего венценосного племянника, предававшегося во дворцах и гротах собственным тайным грезам и мечтам, воплотил в домах и на площадях Мюнхена (и других городов Баварии) девиз Фауста «В начале было дело». Причем благое дело для всех, ибо все дела Луитпольда на ниве филантропии были бескорыстны, за его счет и особо не отягощали королевскую казну.

Будущий принц-регент при двух «безумных» королях-братьях Людвиге II и Отто I родился 12 марта 1821 г. в Вюрцбургской резиденции в семье короля Баварии Людвига I (из старейшей династии европейских феодалов Виттельсбахов) и принцессы Терезы фон Саксен-Хильдбургхаузен.

Военной карьере Луитпольда можно только позавидовать. Начав службу в 14 лет со звания капитана артиллерии, через год принц стал генерал-майором и фельдцейхмейстером (начальник вооружения).

Во время правления его брата Максимилиана II (1848—1864), Луитпольд не играл существенной политической роли в Баварском королевстве.

В 1862 г. принц едва не стал королем Греции после того, как его бездетного брата Оттона I с греческого трона свергла революция. Греки были согласны отдать престол баварскому принцу, для чего тот должен был перейти в православие, но принц отказался.

После смерти короля Максимилиана II в 1864 г. трон унаследовал его сын Людвиг II, предпочитавший жить в уединении, общаться с композитором Р. Вагнером, строить замки и т.п. «Земными» же делами, в частности, военными, а затем и всеми остальными занимался в основном Луитпольд.

Во время австро-прусской войны (1866) принц командовал 3-й баварской дивизией; заслужил Большой крест военного ордена Макса Йозефа. В 1869 г. он был назначен генеральным инспектором баварской армии, а во время франко-прусской войны представлял Баварию в Главной квартире прусской армии. В 1876 г. Луитпольд получил звание генерал-фельдцейхмейстера (главного начальника артиллерии) с жезлом фельдмаршала.

В 1886 г. Луитпольд стал регентом признанного душевнобольным и отстраненного от трона в результате берлинских и местных интриг Людвига II. Экс-король вскоре при невыясненных обстоятельствах утонул в Штарнбергском озере, и 13 июня царствующим королем Баварии стал его брат — Отто I, который был психически больным на самом деле. Говорят, когда правительственная делегация зачитала свое решение Отто, больной принц не понял, что стал королем. (http://www.peoples.ru/). «Скорбный разумом» король правил страной 27 лет, и практически весь этот срок власть в Баварии находилась в руках его дяди.

Поначалу молва приписывала Луитпольду участие в устранении Людвига II, но большинство историков эту версию отвергли. Правление же принца-регента самой большой федеральной немецкой землей, являвшейся островом католицизма в море прусского протестантизма, заслуживает всяческих похвал.

Бисмарка с его «Культуркампф» — антикатолической кампанией было невозможно одолеть силой, и Луитпольд выиграл культурой, превратив Мюнхен в центр германских искусств. Годы правления принца-регента в Баварии так и называют — Годами принца-регента или Золотым веком Баварии. Достаточно сказать, что в Мюнхене намного раньше, чем в Берлине зародился и развивался стиль модерн, затем авангард.

Чего стоит один только богемный квартал Мюнхена — Швабинг, который и поныне популярен среди туристов и местных жителей. Именно при покровительстве Луитпольда многие художники (в широком смысле) стали знамениты на весь мир — Г. Манн, Т. Манн, Г. Майринк, Р.М. Рильке, И. Курц, Р. Рода, Л. Фейхтвангер, О.М. Граф, О.Ю. Бирбаум, Л. Франк и др.

Отчасти благодаря своему культурному подъему королевство пользовалось довольно широкой автономией, и правительство провело успешные экономические преобразования.

Регент приучил публику к непрерывной полосе филантропических акций. Не проходило года без его благих дел, но отмечу только наиболее значимые. В 1886 г. Луитпольд открыл дворцы Людвига II для публики. В 1891 создал фонд для поддержки искусства, торговли и ремесла и гимназию своего имени в Мюнхене. В 1896 г. построил новое здание на 4000 «посадочных мест» для знаменитой 300-летней пивоварни Хофбройхаус (Придворный пивной дом) и спонсировал вновь открытые в столице художественные студии. В 1903 г. создал центры по исследованию здоровья женщин в Баварии. В 1911 г. — фонд для бедных детей в университетском городе Ашаффенбурге. И т.д.

Луитпольд любил охоту, во время которой запросто останавливался в домах простых деревенских жителей. И по сей день в одном селении вспоминают, как принц провел свой день рождения в школе, накормив всех детишек булочками с сосисками, а третьеклассников и кто постарше угостил еще и пинтой пива.

Граждане не забыли своего скромного, заботливого правителя и благодетеля. В честь Луитпольда названо множество улиц и учреждений культуры в баварских городах и поселках — Prinzregentenstrasse, Luitpoldstrasse, Luitpoldpark, Prinzregententheater (Мюнхен), Luitpoldarena и Luitpoldhalle (Нюрнберг) и т.д. Ему поставлены памятники, выпущены памятные марки, названы в его честь корабли, школы, башни, рестораны. В Антарктиде есть Земля принца Луитпольда, а любимый сладкоежками многослойный пирог со сливками и шоколадом носит имя «Торт принца-регента».

Луитпольд умер 12 декабря 1912 г. от бронхита. На его панихиде в Мюнхене собралась вся европейская знать. Император Вильгельм II назвал почившего «последним рыцарем». Похоронен принц в семейном склепе Театинеркирхе.

Сын Луитпольда — Людвиг впоследствии был последним королем Баварии Людвигом III.


Рецензии