5. 062 Шедевры двух каталонцев

Великие меценаты и филантропы

5.062 Шедевры двух каталонцев


Двух великих каталонцев — мецената Эусеби Гуэля и архитектора Антонио Гауди нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Не будь одного из них — не было бы и другого. Бесспорно, Гауди стал бы известным зодчим, а Гуэль нашел бы для воплощения своих замыслов иного архитектора, вот только не было бы гениальных созданий Гауди — парка Гуэля, дворца Гуэля и винных погребов Гуэля, занесенных в 1984—2005 гг. в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО». Как наверняка не было бы и других шедевров мастера.

Есть еще одна причина, по которой эти два человека идут тандемом. Последние годы своей жизни Гауди был таким же благотворителем, как Гуэль — все свое немалое состояние, заработанное им тяжелейшим трудом, архитектор пустил на возводимый им Искупительный храм Святого Семейства, также включенный в список ЮНЕСКО (всего в списке 6 сооружений мастера).

После смерти зодчего в его доме остались стол, кровать, кульман и голые стены. Мало того, последние 15—17 лет жизни Гауди не брал за труды ни копейки, питался салатом и горсткой орехов, ходил в обносках и просил на улицах Барселоны милостыню для строительства этого храма, возводимого на пожертвования граждан.

Эусеби Гуэль-и-Басигалупи (Eusebi G;ell i Bacigalupi) родился 15 декабря 1846 г. в Барселоне в богатой семье промышленника Хоана Гуэля-и-Феррера и генуэзской дворянки Франсиски Басигалупи.

Основательно изучив экономику и право в учебных заведениях Барселоны, Англии и Франции, Эусеби подхватил дело отца и успешно развил в Каталонии текстильную отрасль. В Барселоне бизнесмену сопутствовала удача в сделках с недвижимостью. Гуэль приобрел крупный земельный участок, ставший вскоре престижным районом города, домостроительство на котором принесло Эусеби приличный доход.

30-летнего Гуэля избрали в городской совет Барселоны, а затем депутатом и сенатором законодательного собрания провинции Каталония. За заслуги на общественном и политическом поприще король Альфонс XIII удостоил предпринимателя графским титулом.

Бытуют две версии знакомства Гуэля с Гауди. По одной — промышленник и архитектор сошлись на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., где Гауди представлял свой проект поселка Матаро для рабочих. По другой (более правдоподобной) — еще до этого, когда Антонио оформлял для своего заказчика витрину магазина перчаток.

Необычность оформления привлекла внимание Гуэля, и он пригласил архитектора к себе домой. Гауди показал дону Эусеби свои проекты, из которых тот выделил кооперативный поселок Матаро.

Биографы отмечают, что Гуэля подкупила не только оригинальность архитектурного замысла молодого зодчего, но и обращение Антонио к социальной проблеме, его забота о людях труда и создании для них достойного и красивого жилища.

С подачи дона Эусебио макеты и чертежи Матаро были включены в испанскую экспозицию Парижской выставки, вызвав там сильный резонанс. Имя Гауди узнало сообщество зодчих и посетители павильона.

Надо сказать, что Гуэль, не имевший архитектурного образования, «знал толк в хорошей архитектуре» и безошибочно отделял проекты, рождавшие шедевры и сулившие выгоду, от заурядных и не прибыльных. При этом он отдавал предпочтение «долгоиграющим» проектам, чья слава (и цена) настаивались годами, как доброе вино.

Вкладывая в строительство огромные средства, Гуэль не только не разорялся, но рано или поздно приумножал свои капиталы.

Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Курнет (Antoni Pl;cid Guillem Gaud; i Cornet) родился 25 июня 1852 г. в каталонском городке Реусе в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра и Антонии Курнет-и-Бертран.

После окончания монастырской школы Антонио в 1868 г. перебрался в Барселону, где работал чертежником в городском архитектурном бюро. Основательно подготовившись, молодой человек в 1874 г. поступил в Высшую техническую школу архитектуры. Во время учебы на 1 год призывался на воинскую службу. Совмещая занятия с работой подмастерьем, студент хорошо зарекомендовал себя проектами арочных кладбищенских ворот, Центральной больницы, причала для морских судов.

Гауди был столь самобытен (и столь заносчив), что сводил преподавателей с ума своим оригинальничанием и упрямством. Таким он остался на всю жизнь. «При общении с Гауди вы должны либо убить его, либо отступить и признать его правоту», — сокрушались знакомые.

На выпускном экзамене прозвучало: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший», на что Антонио лишь усмехнулся: «Похоже, теперь я архитектор».

Регулярно приглашая Гауди в свой дом, где собиралась вся элита Барселоны, Гуэль «сосватал» ему несколько заказчиков, а сам взял молодого архитектора под свое покровительство.

Гуэль патронировал не только Антонио, он содержал и помог пробиться к известности многим поэтам и художникам, спонсировал театральные и оперные постановки, но Гауди среди всех был, конечно же, звездой первой величины. Сам же Гуэль слыл талантливым акварелистом и живописцем.

С 1883 г. Гауди — семейный архитектор Гуэля. 35 лет Антонио с величайшей готовностью исполнял для безгранично уважаемого им мецената любой его заказ — от дворца до удивительной мебели и причудливых решеток оград и ворот, создаваемых зачастую его собственными руками.

Предоставив зодчему карт-бланш, Дон Эусебио приветствовал все архитектурные решения своего друга, не стесняя его ни творчески, ни во времени, ни сметой, позволяя ему импровизировать на строительной площадке, многократно переделывать сооружения, что неимоверно увеличивало затраты.

Пожалуй, этот пример взаимоотношений заказчика-исполнителя, купца-творца можно назвать идеальным (и уникальным) в истории культуры. Недаром Гауди сравнивал Гуэля по благородству с Медичи.

Дон Эусебио скончался 8 июля 1918 г. в Барселоне. Гауди буквально осиротел, т.к. родных у него не осталось, и он не был женат. Правда, и до этого печального события архитектор 7 лет вел затворническую жизнь, целиком посвятив себя сооружению церквей.

Самыми же крупными заказами Гуэля стали павильоны и входной портал для его усадьбы в Педральбесе, пригороде Барселоны; городской дворец Гуэля, который сделал Гауди знаменитым и самым модным архитектором Барселоны; винные погреба в Гаррафе; «фантастический» Парк Гуэля, ныне любимейшее место отдыха горожан и туристов со всего света.

Из сторонних проектов Гауди знамениты дом Батло, или дом Костей, а также дом Мила, более известный в Барселоне под именем «Ла Педрера» — «Каменоломня», о котором художник С. Дали сказал, что он «похож на смятые штормовые волны».

В 1898—1916 гг. Гуэль построил для работников своих текстильных предприятий в Санта Колома де Сервелло (20 км от Барселоны) жилой комплекс со школой, больницей и театром «Фонтова» — колонию Гуэля. Для этого поселка Гауди создал крипту и незавершенное из-за смерти заказчика, но совершенное свое творение — часовню.

Чтобы не резать помещение на части несущими стенами, зодчий изобрел собственную безопорную систему перекрытий. Антонио подвешивал маленькие мешки с дробью (или песком) к цепям. «Благодаря силе притяжения мешки тянулись вниз, создавалось равномерное распределение весов, растягивались цепи. И Гауди видел, какие углы и формы должны иметь его колонны. Используя зеркало, помещенное под эту импровизированную модель, архитектор видел, как ее надо строить» (http://www.barcelonainfocus.com/).

Как архитектор рассчитывал все это — осталось загадкой. Лишь век спустя программисты НАСА смогли создать компьютерную программу, воспроизводившую расчеты мастера.

О работоспособности Антонио ходили легенды. Он умудрялся одновременно строить и проектировать сразу нескольких крупных построек. В созданной им студии мастер за 50 лет разработал проекты 75 заказов, но большинство из них заказчики не воплотили в жизнь по причине их «безумной смелости». Так, например, Гауди спроектировал грандиозный отель в Нью-Йорке — «гостиничный храм» высотой в 300 м.

Из 18 осуществленных проектов зодчего — один необычнее другого, формально отнесенных специалистами к стилю модерн, хотя его вернее было бы назвать стилем Гауди, самым великим считается незавершенный собор Святого Семейства (Саграда да Фамилия). Антонио отдал собору 43 года своей жизни (1883—1926). Специалисты назвали это сооружение «пересказанным в камне и бетоне Новым заветом», «последним великим собором Европы».

Строительство собора продолжается по сей день, хотя с 2010 г. в нем проводятся службы. Окончание строительства планируется на 2020-е гг. «Долгострой» вызван отсутствием необходимого финансирования, а также пожаром, случившимся в соборе во время гражданской войны в Испании (1936—1939), уничтожившим все макеты и чертежи автора.

В этом соборе Гауди нашел вечный покой. 7 июня 1926 г. Антонио сбил трамвай. Извозчики не признали в оборванном старике (денег и документов при нем не оказалось) великого зодчего и отвезли его в больницу для нищих. Там он и скончался через 3 дня, 10 июня. За гробом мастера шла вся Барселона. Похоронили Гауди в крипте собора — маленькой подземной часовне.

Для Европы и мира Гауди был «открыт» в 1952 г., когда состоялась огромная ретроспективная выставка его работ.

В 1998 г. архиепископ Барселоны начал процедуру причисления архитектора А. Гауди к лику святых — случай единственный в истории католической Церкви. Ватикан дал добро и в настоящее время рассматривает поступившие документы (1000 стр.).


Рецензии