5. 063 Создатель нового журнализма Дж. Пулитцер

Великие меценаты и филантропы

5.063 Создатель «нового журнализма» Джозеф Пулитцер


США обязаны этому человеку символом своей страны — статуей Свободы; журналисты — высшей Школой журналистики и престижной Пулитцеровской премией, мировая пресса — своим «желтым» цветом.

Джозеф Пулитцер (Joseph Pulitzer) родился 10 апреля 1847 г. в городке Мако (Австрийская империя, ныне в Венгрии) в богатой еврейской семье торговца зерном и ревностной католички.

Получив образование в частной школе Будапешта, 17-летний Джозеф после трех неудачных попыток вступить рекрутом в австрийскую, французскую и британскую армии (его не брали из-за плохого зрения и слабого здоровья) записался в американскую и подался в США. Под занавес Гражданской войны рядовой Пулитцер несколько месяцев повоевал на стороне северян, а затем был уволен со службы.

Два года Джозеф перебивался с хлеба на воду, работая грузчиком, официантом, носильщиком на вокзале, погонщиком мулов, помощником адвоката, могильщиком.

В Сент-Луисе иммигранту повезло: ему удалось устроиться репортером в немецкоязычную газету «Westliche Post». Освоив за год премудрости хроникерского дела, молодой человек приобрел известность пронырливого газетчика. Довольно быстро Пулитцер превратился в заметную общественную фигуру. Примкнув к республиканцам, он занялся политикой, что помогло ему в 1871 г. стать совладельцем «Westliche Post».

В президентской кампании 1872 г. республиканцы проиграли, и Джозеф «мгновенно переметнулся в стан демократической партии». Продав с выгодой свою долю в издании, он перебрался в Вашингтон, где, сдав экзамен на право заниматься адвокатским делом, три года успешно и прибыльно практиковал, не расставаясь в то же время и с репортерской деятельностью в «The New York Times».

В 1878 г. Пулитцер приобрел находившиеся на грани банкротства сент-луисские газеты «Dispatch» и «Post», объединил их и создал собственную — «St. Louis Post-Dispatch». В этой газете полностью раскрылся его талант журналиста, редактора и издателя.

Неустанные бдения по 16—20 часов в сутки, яростные разоблачения бывших своих коллег по политической жизни в коррупции и махинациях сделали Пулитцера весьма популярной личностью в Сент-Луисе. Но когда со стороны изобличенных возникла угроза его жизни, Джозеф переехал в Нью-Йорк.

В 1883 г. Пулитцер купил себе вторую газету — «The New York World», которую тут же переделал в агрессивное, чрезвычайно интересное для обывателей, богато иллюстрированное, рекламное издание, напичканное сенсационными материалами и журналистскими расследованиями, полицейской хроникой, карикатурами и юмором.

Создав свежий газетный стиль — т.н. «новый журнализм», и реализовав собственный призыв — «Никогда не печатай в газете того, чего не может понять твоя служанка», Пулитцер стал родоначальником современной прессы для массового среднего читателя.

Одной из самых известных газетных кампаний Пулитцера стала шумиха, поднятая им по поводу 46-метровой статуи Свободы, подаренной Штатам французскими гражданами к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 г.

У государства не было денег на перевозку начавшей ржаветь статуи из Европы и на постройку для нее постамента. После ожесточенной критики Пулитцером всех на свете — от президента до обывателей и страстных призывов «обрести Свободу» граждане устыдились и собрали нужные деньги. Статуя была перевезена и установлена в 1886 г. Памятник открывал лично президент США Г. Кливленд.

Пулитцер благословил всех своих журналистов на «крестовые походы», в которых те, как шпионы, добывали информацию в недрах преступных и коррупционных сообществ.

«Всякое преступление живет не иначе как за счет тайны. Выведите его наружу, опишите его, высмейте его в прессе, и рано или поздно общественное мнение произведет свое очистительное действие», — призывал Джозеф своих «крестоносцев». (http://www.peoples.ru/).

И те старались на славу. Их репортажи принесли газете популярность и 600-тысячный тираж, а Пулитцеру прибыль 500 тыс. долл. в год, судебные разбирательства и болезни.

Забегая наперед, стоит сказать, что Пулитцер нажил немало противников. «За едкую передовую статью об участии президента Т. Рузвельта в политических и финансовых манипуляциях в Панаме Рузвельт публично заклеймил его в Конгрессе. За нападки в прессе Пулитцера привлекали к суду и президент Т. Рузвельт, и финансист Дж.П. Морган и многие др. могущественные противники.

К моменту кончины Пулитцера в судах насчитывалось не менее 73 исков против «World» и восемнадцать — против «St. Louis Post-Dispatch». (http://100v.com.ua/).

С началом испано-американской войны 1898 г. «World» начала острую конкуренцию с «New York Morning Journal», принадлежавшей бывшему сотруднику Пулитцера У.Р. Херсту. (Кстати, и сама война была спровоцирована статьями в этих двух изданиях).

Именно эта нечистоплотная борьба двух изданий привела к появлению термина «желтая пресса» как характеристики методов, использовавшихся этими газетами. (http://www.nyjewishimprints.info/).

Справедливости ради скажем, что Пулитцер, после нескольких месяцев «желтой» схватки с Херстом, навсегда ушел из этой области журналистского спектра в более спокойную консервативную зону, свойственную Демократической партии.

А сам желтый цвет бумаги впервые появился в воскресных выпусках до того черно-белой, как и все газеты мира, «World», на «странице развлечений» которой вскоре возник и сериальный персонаж — Yellow Kid («желтый парень»).

В 1890 г. Пулитцер из-за тяжелейших нервных срывов, прогрессирующей слепоты и непереносимости любого шума вынужден был отойти от дел.

Последние годы ослепший медиа-магнат провел в звуконепроницаемых помещениях и на яхте «Свобода», общаясь с миром при помощи тайного кода, который сам и изобрел.

Пулитцер умер 29 октября 1911 г. на борту яхты, оставив свое состояние 20 млн долл. (по нынешним меркам, 3 млрд) жене Кейт, урожденной Девис, и трем детям. Похоронен на кладбище Woodlawn в Бронксе (Нью-Йорк).

В 1904 г. Джозеф составил завещание, согласно которому он из своего состояния жертвовал Колумбийскому университету в Нью-Йорке 1,5 млн долл. на создание факультета журналистики и 500 тыс. долл. на премиальный Фонд для ежегодного поощрения выдающихся достижений в области американской культуры.

Четыре премии предназначались за журналистику, четыре — за достижения в области литературы и драмы, четыре «плавающие» премии — за различные достижения в гуманитарной области и одна премия — за вклад в образование.

Кроме того, часть своего состояния Пулитцер завещал на благотворительные цели и материальную помощь своим бывшим служащим. В частности, 100 тыс. долл. он выделил на создание фонда для поощрения лучших сотрудников.

Колумбийская школа журналистики была основана через год после его смерти, а в 1917 г. вручили первые Пулитцеровские премии. Ныне премия присуждается по 25 номинациям. Лауреаты получают по 10 тыс. долл. Особо отмечается номинация «За служение обществу».

Премией были удостоены многие выдающиеся произведения американских писателей-классиков. В частности: С. Люис («Эроусмит», 1926 г.), Т. Уайлдер («Мост короля Людовика святого», 1928), М. Митчелл («Унесенные ветром», 1937), Дж. Стейнбек («Гроздья гнева», 1940), Э. Синклер («Зубы дракона», 1943), Р.П. Уоррен («Вся королевская рать», 1947), Э. Хемингуэй («Старик и море», 1953), У. Фолкнер («Притча», 1955; «Похитители», 1963), Т. Уильямс («Трамвай «Желание», 1955), Дж. Апдайк («Кролик разбегается», 1982; «Кролик успокоился», 1991) и др.

P.S. «Наша страна и пресса возвысятся или падут вместе. Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благоденствию» (Дж. Пулитцер).


Рецензии