5. 071 Титан Индии Рабиндранат Тагор

Великие меценаты и филантропы

5.071 Титан Индии Рабиндранат Тагор


Рабиндранат Тагор — индийский писатель-классик, автор рассказов, романов, драм и стихотворений, сыгравших решающую роль в становлении бенгальского литературного языка и литературы, первый азиатский лауреат Нобелевской премии по литературе 1913 г.

Сочинив 3000 песен, многие из которых стали народными, поэт-философ и поэт-учитель (кабигуру) навсегда остался в мировой культуре и в людской памяти. А еще в истории двух стран — Тагор создал два национальных гимна — республики Индии («Ты, Господь душ всех людей») и Народной Республики Бангладеш («Моя Золотая Бенгалия»).

Биографы любят сравнивать Тагора с титанами европейского Возрождения: ведь Рабиндранат был еще выдающимся художником и композитором (он создал новый вид музыки, названный его именем «Рабиндра Сангит»), историком и публицистом, педагогом и лектором, пропагандистом и просветителем, одним из руководителей национально-освободительного движения и одновременно «фигурой, сближающей мир Востока и Запада» (Х. Йерне). Участвовал Тагор и в создании Литературной академии Индии. Четыре университета Индии и Оксфорд удостоили его своих почетных степеней.

О Рабиндранате не так часто говорят как о благотворителе, но для Индии он и в этом качестве, безусловно, крупнейшая фигура. В 1901 г. писатель продал авторское право на издание своих сочинений и открыл в Шантиникетане (Обители мира), семейном поместье под Калькуттой, бесплатную экспериментальную школу для бедных детей Брахмачарья Ашрам с садами, рощами и прекрасной библиотекой, главной задачей которой стало освобождение бенгальцев от многовекового раболепия.

Забота о Шантиникетоне отнимала у поэта много времени и сил: «Тагор сам следил за всем, что было связано со школой, сам вел уроки, составлял учебники и хрестоматии на бенгальском языке, искал средства на ее содержание (что было самым трудным, а порой и унизительным)» (http://hghltd.yandex.net/).

В школе равными правами пользовались дети, принадлежавшие к различным кастам, конфессиональным группам и национальностям. Особое внимание оказывалось крестьянам в овладении грамотой.

Со временем об Ашраме Тагора узнали во всем мире. Пожертвовав школе свою Нобелевскую премию, писатель преобразовал ее в 1921 г. в университет с бесплатным обучением Вишва Бхарати (центр интернационального обучения, в переводе — Всемирная Индия), в котором обучались юноши и девушки из различных регионов Индии и из зарубежных стран, а преподавали профессора, приглашенные со всего мира.

Одной из главных миссий университета Тагор считал «процесс слияния Востока с Западом в процессе общего обучения». Надо сказать, этот центр Тагор создал с весьма ограниченными средствами, и его появление обрадовало не всех шовинистически настроенных соотечественников.

В этом учебном заведении, осаждаемом ныне тысячами паломников, «сохраняется старая система занятий — небольшие группы с преподавателем сидят под деревьями или на лавочке, иногда ночью при свете свечей. Вишва Бхарати особенно славится преподаванием искусств (музыка, танец, пение), а также живописи, скульптуры, графики, ткачества и создания фресок». (В. Пагадаев).

В университете учились многие знаменитые деятели культуры разных стран. К примеру, индийский кинорежиссер, первый в Индии лауреат премии «Оскар» С. Рей изучал в «Вишва Бхарати» графику. Выдающийся французский этнолог и антрополог К. Леви-Стросс был почетным профессором этого университета.

Чтобы спасти крестьян от ростовщиков, Тагор создавал кооперативные общества. В 1922 г. на основе курсов, посвященных аграрному образованию и пропаганде реформы сельского хозяйства, благотворитель основал еще одно высшее учебное заведение — Институт реконструкции сельского хозяйства, позднее переименованный в Шриникетан (Обитель благосостояния).

Именно на ниве просвещения и образования можно рассматривать Тагора, как величайшего мецената Индии. 40 лет учительства «в глубинке» и руководства «Школой поэта» сделали Тагора «пионером в области образования», разработавшим и внедрившим общепризнанные ныне принципы образования. «Если бы Тагор не сделал ничего, кроме создания Шантиникетона и Шриникетона, этого было бы достаточно для того, чтобы назвать его одним из величайших создателей индийской нации» (Кришна Крипалани).

Как и многие другие великие меценаты, Тагор вырос в семейных традициях благотворительности. Рабиндранат происходил из известного бенгальского рода Тагоров (Тхакуров), насчитывавшего не одну сотню лет, многие члены которого прославились как землевладельцы, бизнесмены, общественные деятели, ученые, деятели искусства, благодетели. («Родовое их имя на бенгальском означает «Святой мудрец». — С. Обухова).

Так, например, Г. Тагор подарил золото храму Кали и основал Индийский колледж. Дж. Тагор, президент Британско-индийской ассоциации (БИА), учредил театр Банга Натьялая, спонсировал калькуттский театр, покровительствовал литераторам и музыкантам. П. Кумар, также президент БИА, жертвовал на курсы университетских лекций, основал первый индийский театр. Другие представители семейства собрали большую коллекцию работ европейских живописцев, основали музыкальную школу Бангла Сангит Видьяла и Бенгальскую академию музыки и т.п.

Богатейший купец и финансист, основавший первый современный банк с индийским капиталом, известный под названием Юнион Бэнк, Д. Тагор (1794—1846) по прозвищу «Принц», знаменитый на всю Бенгалию своими щедрыми публичными пожертвованиями, предоставил своему внуку Рабиндранату отличное воспитание и образование. Духовным же воспитанием писатель обязан своему отцу — махараши (приобретшему знания через изучение сознания) брахману Дебендранату Тагору.

Из общественно-благотворительных деяний последних лет жизни Р. Тагора стоит отметить создание им в 1924 г. в Шанхае Азиатской ассоциации и в 1937 г. открытие факультета китайско-индийских исследований.


Рецензии