5. 076 Благотворительница Элизабет Спрэг Кулидж

Великие меценаты и филантропы

5.076 Основательница благотворительного Фонда Элизабет Спрэг Кулидж


Людям, пусть даже далеким от академической музыки, наверняка известны имена композиторов Б. Бартока, М. Равеля, С. Прокофьева, И. Стравинского, А. Шёнберга...

Вторая половина XIX — первая половина XX в. были не лучшей порой для художников. Но, несмотря на войны, революции, экономические кризисы, безработицу, нищету, глобальное безбожие и все подавляющий авангардизм в литературе и искусстве, спрос на картины, романы и струнные квартеты сохранялся и в России, и в Европе, и в Штатах.

Названных композиторов, не всех знакомых друг с другом, объединяет еще один музыкант — Элизабет Спрэг Кулидж (Elizabeth Sprague Coolidge), американская пианистка, меценат и основательница благотворительного Фонда ее имени. Иногда вместо Фонда называют Библиотеку конгресса США. 

Благотворительные фонды, коих ныне в мире десятки тысяч, осуществляют финансирование различных программ за счет завещанных либо собранных для них средств. Фонды помогают всем нуждающимся, от детей-сирот до молодых талантливых музыкантов. И если в первом случае мы говорим о милосердии, то во втором — о меценатстве.

Именно такой фонд — чистого меценатства организовала на собственные деньги Кулидж. (Элизабет прославилась также и благотворительностью: в память о рано умершем муже-враче, пианистка патронировала ряд медицинских учреждений, открыла несколько ветлечебниц).

Надо сказать, помогала Кулидж не обязательно бедствующим композиторам, не имеющим своего угла, хотя и таковые случались. Большей частью это были знаменитые музыканты, имевшие крышу над головой. Конечно, сочинители могут и голодать, а оркестры репетировать в сараях, хотя от этого музыка и страдает, но не это главное. Подлинные жрецы искусства должны творить в храмах искусства и не просить милостыню, а принимать вознаграждение — это хорошо знала Кулидж, сама волей судьбы не испытавшая бедности.

Сведений о ней, о ее жизни и благотворительных делах, имеется немного.

Элизабет родилась 30 октября 1864 г. в Чикаго в состоятельной семье. Получила прекрасное музыкальное образование, часто аккомпанировала виднейшим музыкантам-инструменталистам. Знаменитой в мире музыки ее сделало покровительство камерно-инструментальному искусству. Получив по наследству крупное состояние, Кулидж пожертвовала значительную его часть на поощрение развития камерной музыки.

Создав в 1916 г. Беркширский струнный квартет, Кулидж двумя годами позже основала и Беркширский музыкальный фестиваль (с 1934 г. симфонический) в городке Питсфилд (штат Массачусетс), а еще через 6 лет, в 1924 г. организовала свой Фонд и профинансировала сооружение Кулиджевской аудитории в Библиотеке конгресса США — прекрасного концертного зала на 500 мест, предназначенного для концертов камерной музыки, проводимых и поныне. Благотворительница выделила также средства на строительство Мемориального зала в Йельском университете.

В 1932 г. Э.С. Кулидж учредила собственную медаль «За выдающиеся заслуги в камерной музыке», которой были награждены Ф. Бридж, Б. Бриттен, Р. Харрис и др. знаменитые музыканты.

Как отмечают биографы пианистки, «излюбленной формой патронирования музыки для С. Кулидж был прямой заказ сочинений наиболее выдающимся композиторам».

По заказам Фонда Кулидж в 1920—1940 гг. было написано множество партитур, среди которых немало, ставших классикой:

— «Мадaгаскарские песни» М. Равеля;

— Пятый струнный квартет Б. Бартока;

— Третий и Четвертый струнные квартеты, Концерт для скрипки с оркестром А. Шёнберга;

— Первый струнный квартет С. Прокофьева;

— «Аполлон Мусагет», балет И. Стравинского;

— Струнный квартет А. Веберна;

— Первый струнный квартет Б. Бриттена;

— Соната для флейты и фортепьяно Ф. Пуленка;

— «Песнь Аппалачей» А. Копленда;

— «Песни отшельника», вокальный цикл С. Барбера;

— Квинтет для гобоя сэра А. Блисса

и др.

Элизабет Спрэг не только заказывала и оплачивала произведения, но и организовывала их прослушивание в Библиотеке конгресса. Так, например, С. Прокофьеву за Первый квартет было выдано 1000 долл. (это был стандартный гонорар музыкантам), а премьера его состоялась в Кулиджевской аудитории 25 апреля 1931 г.

Оплачивались не только камерные концерты, но и премьеры, требующие дополнительно приглашения солистов, устройства декораций и т.п. К таким можно отнести балет И. Стравинского «Аполлон и Мусагет» на фестивале камерной музыки в Вашингтоне (1928), в постановке балетмейстера А. Больма еще до знаменитой парижской премьеры.

Кулидж оплачивала издержки музыкантов, приглашаемых ею из Европы, как, например, возместила все дорожные расходы Б. Бартоку. Написанные им по заказу Квартеты (Третий и Четвертый) музыковеды относят к наиболее оригинальным творениям венгерского композитора.

Меценат материально поддерживала также композиторов Е. Блоха, Ф. Бриджа, А. Казеллу, Д. Энеску, Х. Хансона, Д.Ф. Малипьеро, П. Хиндемита, Б. Мартина, Д. Мийо, А. Русселя, О. Респиги, Р.Х. Кларк (единственную женщину-музыканта, получившую от нее помощь). Французско-американскому флейтисту Ж. Барреру она подарила платиновую флейту. Спонсировала известное в 1918—1934 гг. американское фортепианное трио Элшуко-трио. Облагодетельствованные композиторы посвятили Кулидж многие свои произведения.

По приглашению Фонда в США часто концертировали популярный немецкий струнный Квартет Рота, французско-американский альтист Л. Байи (его Кулидж пригласила затем в Беркширский струнный квартет), знаменитый русский контрабасист, дирижер, общественный и музыкальный деятель С.А. Кусевицкий и др.

Скончалась Кулидж 4 ноября 1953 г. в Кембридже (штат Массачусетс).


Рецензии