5. 077 Спаситель памятников культуры И. Э. Грабарь

Великие меценаты и филантропы

5.077 Спаситель памятников культуры Игорь Эммануилович Грабарь


Филантропия охватывает не только покровительство художникам, собирание икон и произведений искусства, строительство храмов и музеев, но и сохранение мастеров, предметов и объектов культуры от уничтожения временем или людьми (часто с риском для жизни).

Ярким примером этому служит деятельность Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, старейшей государственной реставрационной организации России.

Основанное в 1918 г. по инициативе Игоря Эммануиловича Грабаря и им возглавляемое учреждение культуры сохранило для отечественной и мировой культуры тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Но не только этим прославился великий живописец.

Будущий художник и искусствовед родился 13 (25) марта 1871 г. в Будапеште (Венгрия) в семье русинов, видных общественных деятелей славянофильского движения — депутата австрийского парламента Эммануила Ивановича Грабаря и Ольги Адольфовны урожденной Добрянской.

Из-за преследования русинов австро-венгерскими властями в рамках «мадьяризации славян» семья в 1876 г. перебралась в Россию. Мальчик хлебнул и бедности и унижений.

В Петербурге Игорю пришлось зарабатывать на жизнь — публикацией в журналах («Нива» и др.), обзоров художественных выставок, иллюстраций, юмористических рассказов, критических статей, биографий художников.

Получив образование на юридическом и историко-филологическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств (мастерские П.П. Чистякова и И.Е. Репина), Игорь Грабарь в 1896 г. уехал в Мюнхен, где вместе с художником А. Ашбе организовал школу и преподавал в ней, сотрудничал с журналом С. Дягилева «Мир искусства». Изучая памятники живописи и архитектуры, художник исколесил Европу.

Вернувшись в 1901 г. в Россию, Грабарь впервые выставил свои живописные работы в столичном «Пассаже». Переехав в 1903 г. в Москву, художник начал свою успешную жизнь в искусстве. Выставлялся в России и за рубежом; писал статьи о художниках, архитектуре и скульптуре, монографии о В.А. Серове и И.И. Левитане; участвовал в издании 6-томной «Истории русского искусства»; проектировал и курировал строительство усадьбы Захарьино под Москвой.

В 1913 г. Грабарь был назначен Московской думой попечителем и директором Третьяковской галереи (занимал этот пост до 1925 г.). Проведя коренные реформы в хранении и экспонировании произведений галереи, художник превратил частную коллекцию в «организованный музей европейского типа». Была осуществлена инвентаризация галереи, впервые составлен ее научный каталог (1917). Началась выставочная деятельность. Были приобретены картины художников классиков — О. Кипренского, П. Федотова, Д. Левицкого и др.; работы современников — Н. Гончаровой, М. Ларионова, П. Кончаловского, К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна и т.д.

Создав при галерее постоянно действующую реставрационную мастерскую, Игорь Эммануилович впервые в истории искусств читал в Московском университете курс лекций по научной реставрации художественных произведений.

Пришлось поработать попечителю снабженцем и хранителем поступавших в музей со всей страны экспроприированных художественных собраний (С.А. Щербатова, Шереметевых, Орловых-Давыдовых и пр.), которым ежечасно грозило разграбление и уничтожение.

В 1918 г. Грабарь, озабоченный спасением художественных произведений и их реставрацией, участвовал в организации Главмузея — музейного отдела Наркомпроса и в создании государственного музейного фонда, перераспределявшего художественные ценности по российским музеям. Художник также создал первую реставрационную группу, ставшую основой Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ), которые он возглавлял в течение 12 лет (1918—1930).

По инициативе Грабаря и под его руководством было организовано несколько экспедиций на Русский Север (Вологда, Архангельск, Белоозеро, Кубенское озеро, Сухона, Двина, Вычегда, Онега, Побережье и т.д.), выявивших ущерб, нанесенный интервентами в ходе Гражданской войны, а также сохранивших то, что уцелело «от дальнейшего разрушения и расхищения со стороны несознательных элементов».

Так, в частности, были найдены, отреставрированы и оставлены в музеях древнейшие памятники вологодской и северодвинской иконописи. «Грабарь и его коллеги открыли миру сокровища русской иконы и на целое тысячелетие раздвинули горизонты русского изобразительного искусства» (http://art-con.ru/).

Игорь Эммануилович смог убедить власти и интеллигенцию в необходимости развития в стране музейного дела на уровне государственной политики. Только благодаря его усилиям в СССР «произошла централизация музейного дела и была создана активно действующая всероссийская музейная сеть».

Некоторые музеи со временем стали градообразующими объектами. Скажем, только благодаря Музею Северо-Двинской культуры (сегодня Великоустюжский музей), опекаемому Грабарем, г. Великий Устюг «ныне по праву считается архитектурной жемчужиной Севера».

Грабарь добился того, что в провинции были созданы коллегии по делам музеев и охраны памятников и научно-художественные экспертные комиссии, которые учитывали и классифицировали памятники архитектуры и искусства, что предотвратило в дальнейшем их снос или перестройку.

В 1920-е гг. Грабарь, активно участвуя в национализации крупнейших художественных собраний (Троице-Сергиевой лавры, Новгородских, Псковских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля и др.) и в изъятии церковных ценностей, спас от распродажи немало шедевров, направив их в музеи страны. Биографы художника отмечали, что в этот период «Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России».

Воистину необъятную деятельность Грабаря высоко оценила власть: Игорь Эммануилович первым был представлен к званию заслуженного деятеля искусств (1928).

Немало помог Грабарь многим провинциальным деятелям культуры и искусства не только в научном и административном плане, но и финансово и в разрешении сложных жизненных драм, коими так богата была та пора.

В 1934 г. ЦГРМ были ликвидированы. Восстановлены в 1944 г. в связи с необходимостью восстановления разрушенных в годы войны фашистами памятников культуры. Художественным руководителем был назначен неутомимый 73-летний И.Э. Грабарь. Под его руководством была отреставрирована живопись из собрания Дрезденской галереи, панорама «Бородинская битва» Ф.А. Рубо и т.д.

По предложению Грабаря из музеев Германии и ее союзников были конфискованы произведения искусства в качестве компенсации за потери советских музеев в годы войны, в т.ч. вывезенные из СССР. Художник «возглавлял Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства».

В 1943 г. Грабарь был избран действительным членом АН СССР, в 1947 г. — действительным членом Академии художеств СССР, в 1956 г. избран народным художником СССР. В 1940-е — 1950-е гг. исполнял обязанности директора Института имени В.И. Сурикова, Института истории искусств АН СССР.

Равновеликой делу спасения памятников культуры стала реалистическая живопись Грабаря. Из множества портретов, пейзажей, официальных полотен, натюрмортов вспомним наиболее известные: «Февральская лазурь» (1904), «Мартовский снег» (1904), «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907), «Портрет матери» (1924), «В. И. Ленин у прямого провода» (1933), «Светлана» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет академика С.А. Чаплыгина» (1935), «Березовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954).

Смерть застала Игоря Эммануиловича за работой над новым многотомным изданием «Истории русского искусства». Он умер в Москве 16 мая 1960 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

P.S.I. Назначению Грабаря директором Третьяковки предшествовал «печальный инцидент», случившийся в галерее, после которого прежний директор И.С. Остроухов вышел в отставку. В дни празднования 300-летия дома Романовых 16 января 1913 г. душевнобольной иконописец А. Балашов изрезал ножом картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». Музейные работники и художники, не исключая автора полотна, были уверены, что холст погиб безвозвратно. На счастье, И.Э. Грабарь вместе с художником-реставратором Д.Ф. Богословским взялись за восстановление картины и вернули ее к жизни.

P.S.II. Во время экспедиции на Русский Север в 1920 г. Игорь Эммануилович познакомился в Архангельске с самобытным художником, великим писателем-сказочником С.Г. Писаховым, активно помогал ему «в организации работы вновь созданных органов образования и художественного воспитания, музейного дела. Когда осенью 1920 г. в Архангельске над С.Г. Писаховым сгустились тучи, и нависла реальная опасность попасть в «лагерь принудработ», формировавшийся тогда на Соловках, именно к И.Э. Грабарю обратился он за помощью и спасением от грозившей беды». И был спасен. (http://www.art-con.ru/).


Рецензии