5. 079 Музей Американского искусства Уитни

Великие меценаты и филантропы

5.079 Музей Американского искусства Уитни


Увидеть современное американское искусство просто. Достаточно в нью-йоркском метро добраться до остановки «77 Street» и за 18 долл., а если вам нет 18 лет, то бесплатно зайти в Уитни-музей и своими глазами увидеть модерн арт.

«Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением» (http://ru.wikipedia.org/). Модернизм называют в каждой стране по-своему; в США, например, «тиффани» — по имени американского художника и дизайнера Л.К. Тиффани.

К современному искусству относятся по-разному — кто-то почитает его, кто-то ни в грош не ставит. В любом случае от него не избавишься, т.к. в нем А. Модильяни, С. Дали, Дж. Джойс, Ф. Кафка, А. Шёнберг, В.Э. Мейерхольд и сотни других знаменитых мастеров.

Классическое искусство тоже когда-то было современным, вызывавшим у современников смешанные чувства восхищения и презрения. Меж двух этих чувств и развивалось искусство во все времена.

Само понятие «современное искусство» старо как мир и вобрало в себя все прежние формулировки и стереотипы. Дабы не запутаться в клубке модерна и «старья», искусствоведы стали называть модерн артом «принципиально новое, поначалу не понятое и не принятое, в абсолюте отличное от всего, что знало человечество прежде, искусство» (http://russian-bazaar.com/).

Модернизм начался с авангардизма — явления типичного для переходных этапов в истории культуры. Авангард стал реакцией на гибельный для цивилизации отход от верований и традиций предыдущих поколений. Ускоренный научно-техническими достижениями, ницшеанством и фрейдизмом, он расшатал и разрушил традиционные эстетические и этические нормы и принципы, формы и методы художественного выражения, и дал «зеленую улицу» сецессионистам — «взломщикам искусства».

Лже-пророки, стихоплеты, мнящие себя поэтами, художники и музыканты тут же завалили туго соображавший бездуховный мир всевозможными течениями. Абстракционизм, кубизм, футуризм, кинетизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и прочие «измы» изрядно поднаторели в проповеди патологии и дискредитации традиционного понимания прекрасного.

Вспыхнув в Берлине, Париже, Санкт-Петербурге, авангардизм как пал по сухой листве прошелся по Европе и затем переметнулся на Америку. По аналогии с музеями классического искусства в мире (сначала в США) тут же возникли и музеи современного искусства. Первыми стали три крупнейших музея современного искусства — Музей на Манхеттене в Нью-Йорке (МоМА), Музей Соломона Гуггенхайма и Музей Американского искусства Уитни, который считается лучшим музеем современного искусства в мире.

Его основательница, Гертруда Вандербильт Уитни (Gertrude Vanderbilt Whitney) родилась 9 января 1875 г. в богатой и знатной нью-йоркской семье Корнелиуса Вандербильта ІІ и Алисы Клэйпул Гвенн.

Дед Гертруды, Корнелиус Вандербильт I, прозванный Командором, основатель огромной финансовой империи, оставил детям 100 млн долл. (1,5 млрд по сегодняшнему курсу). Показав пример благотворительности, Командор завещал 1 % своего капитала университету в Нешвилле (штат Теннесси). Среди многочисленных потомков Вандербильта I Гертруда стала самым известным последователем деда на этом поприще.

Девушка получила прекрасное домашнее образование, дополненное учебой в привилегированной школе Брэдли в Нью-Йорке. В 1896 г. Вандербильт вышла замуж за миллионера Г.П. Уитни, внука одного из совладельцев корпорации «Стандарт Ойл», после чего с удвоенной энергией стала путешествовать по миру.

Изучив в Париже у О. Родена скульптуру и ваяние, Гертруда открыла скульптурные мастерские под Нью-Йорком и Парижем. Скульптуры и памятники Уитни были высоко оценены художественной критикой. Их можно встретить в Штатах, Перу, Канаде, Испании. В испанском городе Уэльве, с которым связывают открытие Америки, есть памятник Х. Колумбу, изваянный Уитни в 1929 г. и принесенный Северной Америкой в дар Испании.

В 1907 г. Уитни открыла в Гринвич-Виллидже (Нью-Йорк) студию, где начала выставлять произведения своих молодых коллег (Р. Генри, А. Дэвис, Д. Слоун, Дж. Лакс и др.), бросивших вызов академизму.

На смену полотнам с дамами и господами во дворцах и парках пришли картины с матросами и проститутками в забегаловках и ночлежках. Дамы и господа, особо не мудрствуя, прозвали их авторов «школой мусорного ящика». Уитни купила 4 картины этой «школы», с них и начался ее Выставочный салон, открытый в 1914 г.

С 1918 г. важнейшим мероприятием в художественной жизни США стали Бьеннале, проводимые Уитни. (Эта традиция жива и ныне).

С помощью ассистентки Дж. Форс Гертруда собрала свыше 700 картин и скульптур. Когда меценатка захотела подарить свою коллекцию музею Метрополитен, тот отказался от дара. И тогда Гертруда в 1931 г. создала свой Музей.

В Музее представлены выдающиеся американские художники, скульпторы, фотографы: пионеры абстракционизма А. Доув, М. Вебер, Дж. О'Кифф и футуристы Дж. Стелла, Ч. Шилер; Э. Уорхол, культовая персона современного искусства и Л. Буржуа — «энциклопедия современного искусства»; П.Дж. Поллок и М. Ротко, лидеры абстрактного экспрессионизма; Т.Г. Бентон и Э. Хоппер, представители жанровой живописи; монументальная скульптура и мелкая пластика; У. Эглстон, основоположник цветной художественной фотографии; А. Колдер, создатель «мобилей» — кинетических скульптур, приводимых в движение электричеством или ветром. И т.д., и т.п.

Помимо меценатства Уитни патронировала женщинам, занимавшимся искусством; спонсировала «Международную гильдию композиторов», пропагандировавшую современную музыку. В годы Первой мировой войны Гертруда перечисляла деньги в различные благотворительные фонды, финансировала патриотические комитеты, построила и содержала военный госпиталь во Франции. (http://www.peoples.ru/).

Умерла Уитни 18 апреля 1942 г.

В 1954 г. Музей переехал в новое помещение, а в 1966 г. в шестиэтажное здание, построенное архитекторами М. Бройером и Г. Смитом. Сегодняшняя коллекция Музея насчитывает более 18 000 экспонатов.


Рецензии
Добрый вечер, Виорэль.
Спасибо вам за этот очерк. Я не большой любитель современной живописи, можно даже сказать, что ретроград и фанат искусства "ЭВ", но прочитал с интересом и некоторую нишу незнания заполнил знанием. Вообще считал крупнейшим музеем современного ис-ва - Музей Гуггенхайма. Видимо, в музее Уитни самая крупная коллекция, именно, американских художников, что тоже интересно.

Понимаю также, что этот музей попал в поле вашего зрения из-за его основательницы - Уитни, которой, безусловно, любители современного искусства должны низко поклониться.

Заходя на ваши странички, всегда уходишь с них обогащённым знанием в той или иной сфере, ибо талант ваш многогранен.

Всего вам доброго.
С признательностью и теплом к вам и к вашему творчеству, -

Евгений Говсиевич   06.03.2017 19:24     Заявить о нарушении
Добрый день, Евгений!
Снова отсутствовал на Прозе — только появился. Боюсь, теперь периодически буду исчезать из Интернета каждый месяц на пару недель.
Рад, что очерк понравился и был полезен.
Всего доброго Вам!
Удачных литературных проектов и интересных материалов!
С уважением и теплом,
Виорэль Ломов.

Виорэль Ломов   12.03.2017 09:23   Заявить о нарушении
ОЧЕНЬ РАД СЛЫШАТЬ ВАС.
НАДЕЮСЬ, ЧТО НАДОЛГО!
С ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ, ЕВГЕНИЙ.

Евгений Говсиевич   12.03.2017 09:31   Заявить о нарушении