Карикатура как одно из средств манипулирования

Карикатура как одно из средств манипулирования массовым сознанием.


Часть первая.


Справка.

«В СССР об отечественной карикатуре, как правило, писали художники-практики.
Например, Б.Е.Ефимов и JI.C. Самойлов, опираясь на свой творческий опыт,  изложили собственное видение роли и функций изосатиры для общества через те  задачи, которые стояли в целом перед социалистическим искусством.
Подобный «монополистический» взгляд на карикатуру в значительной мере сужает  представление о ней, её информационная сущность не ограничивается только  отражением политической сферы социума. Л.Я. Елькович в начале 1970-ых  годов в статье «Только ли графика?» одним из первых заинтересовался структурой  карикатуры. Он выделил в ней две конструктивные единицы: замысел  и графико- образную сторону. Однако в полной мере структуралистский подход изучению  феномена карикатуры автору не удался. Таким образом, карикатура остаётся одним из слабо изученных в теоретическом эмпирическом отношении изобразительным компонентом печатных СМИ и нуждается в специальном исследовании.»



Сразу оговорюсь…целью этой работы не является попытка создания единой научно-аналитической формулы.  Это, скорее всего объяснения того, что включает в себя карикатура, основанные на ощущениях  профессионального художника и юриста  с более чем сорокалетним стажем работы.

В детстве мне нравились смешные (для меня) рисунки, которые я и не мог
понимать…Возраст он и есть возраст. Иногда один палец стоит показать, или голую задницу… и полстраны от смеха умирает. Прямо бульканьем исходит. А можно так нарисовать, что лишь после нескольких лет жизни ощутишь вдруг непреодолимое желание вновь подумать  над почти забытой карикатурой.
«Заумные» и скучные философские беседы я никогда не признавал. И не признаю. В них нет скорости восприятия. А вот, напечатанные в журналах и газетах, карикатуры я любил, даже в детстве собирал, аккуратно вырезая их из газетных страниц. Особенно популярен в СССР был журнал «Крокодил». Потому и  пришло увлечение Кукрыниксами, Эйфелем, Цилле, Бидструпом ... Наверное, нет человека, который бы не слышал эти имена. Бидструп вообще удивителен… известный датский  художник. Кто-то видел его отдельные рисунки в журналах, книгах, других печатных изданиях. Кому-то посчастливилось смотреть художественные альбомы, посвященные его творчеству. А кому – то, как мне,  побродить по его выставке. Сборников таких работ  очень мало издано в нашей стране. Думается, что незаслуженно. А послевоенный мир учился смеяться. На улицах было много инвалидов, почти все наши родители прошли войну и были еще молодыми и стройными. В пятидесятые годы было и холодно и голодно, но было детство. Счастливое и беззаботное. «Совковое», как сейчас его называют. Но оно было тем чудесным раем, которое дало большинству людей уверенность в завтрашнем дне, профессию, романтику, стремление к новому. Стремление к риску. К победе.


Детские каракули. Где - то в пятилетнем возрасте на мою голову упал сверток старых журналов «Крокодил». Я воскликнул, следуя традиции,- «Эврика!»…быстро нарисовал карикатуру,  и мама отправила ее в редакцию журнала «Крокодил», на ней я  изобразил коротконого волейболиста, стоящего на табуретке. Все остальные персонажи были приличного роста. Пришел ответ…»Сынок - учись!» Учиться и еще раз учиться! И прислали подборку журналов! Я был счастлив! Вот на этом материале я сам начал  рисовать карикатуры. Это потом, спустя, наверное, год,  мне папа показал номер журнала, в котором взрослый дяденька использовал мой сюжет. А почему бы и нет? Уже в школе я нарисовал нашу учительницу рисования на классной доске,…папа меня очень сильно выдрал офицерским ремнем. Я помню как "училка" рыдала перед папой и говорила – разве я такая? Мне  было ее очень жаль. Папе тоже. В школе я издавал свой собственный карикатурный журнал – все, что было актуально, я отражал в нем. Били меня за это  всего дважды в жизни. Но каждый месяц я приносил новый выпуск рисованного журнала. Был авторитетом! Комиксы пришли позже.  Это я  от гордости. У моих детей сохранились экземпляры этого журнала. По секрету скажу, сейчас осилить такую массу информации и по своему изложить ее, уже не смогу. Потом были рисунки в журналах, в  газетах, на стендах, бичующих пьяниц и хулиганов, на юбочках и маечках девчонок. Или наоборот? Служба в Советской армии  принесла новые идеи, новые приемы в изображении субъектов моих историй. Это было увлечение и не увлечение, работа и не работа. Это было просто интересно. Газета «Иркутский Университет» стала на несколько лет моим пристанищем. Я просто говорил рисунком там, где слово не могло произнестись, или оно бы не отражало всю комичность ситуации. В СССР, да и России впрочем, принято считать, что человек должен заниматься серьезным делом… Стоит этакий  серьезный дворник с метлой…Дворовый менеджер! А, в общем – я всегда карикатурист!  Потом работа в Москве – тоже карикатуры, попал под мой карандаш и Генеральный секретарь КПСС Л.И. Брежнев, Председатель КГБ Ю.В. Андропов, Министр внутренних дел Н. Щелоков,…пришел Президент СССР М. Горбачев. Учеба в госуниверситете…диплом юриста! Юристы по призванию и статусу своему – якобы  угрюмые и нелюдимые, трезвомыслящие слуги государства. Новые темы, новые ощущения. Искал свой стиль. Короче говоря, будучи юристом, я подсматривал такие ситуации, от смеха над которыми невозможно было удержаться.  Это и работа милиции, судов, тюрем, КГБ, трамвайщиков, домоуправления…  Потом началась жизнь в Берлине. Куды деваться бедному юристу? Продолжил тему. Под карандаш попали Генеральный секретарь СЕПГ Э. Хоннекер, Чилийский патриот Л. Корвалан, Министр МФС Э. Мильке, все партийное руководство…но упала стена! Опять нужно было перестраиваться – рисовал Генерального секретаря ЦДУ А. Меркель, Бюргомистра Берлина М. Момпер, Министра внутренних дел Германии К. Штрук, Канцлера ФРГ Г. Шрёдер.  Печатался во многих изданиях.  Работал карикатуристом на многих корпоративных вечеринках крупнейших предприятий Германии. Две до сих пор две точно забыть не могу. Одна в Бундестаге ФРГ – 1500 карикатур за три дня.  Там организация была на высоте – на каждом формате листа стоял оттиск с моим именем. И великолепная вечеринка в Баден-Бадене – 3000 гостей, сколько нарисовал, не помню. Начали в 7 вечера закончили в семь утра. Министр финансов ФРГ Х. Айшель оказался почему- то рядом и мы дискутировали с ним о будущем Европы. Потом в Берлине, увидев меня в ресторане «Бранденбург», подошел и поздоровался. Русский сотрудник посольства долго сидел с раскрытым ртом.  Вот так и катился я по этой жизни. Скажу прямо - это адский труд, сделать качественную карикатуру. Нужна тема, угол ее обзора, идея, техника исполнения, решение…Не просто «хаханьки». У меня есть один друг, доцент, очень хороший человек – так вот он единственный в России защитивший диссертацию…по анекдотам! А я, карикатурист. И горжусь тем, что могу сказать, многие мои темы используются современными молодыми авторами. И тем, что остаются в этом мире альбомы карикатур, выставки и более 4000 карикатурных листов. А и всего- то надо было – чтобы упал свёрток старых журналов на голову…
Стали возникать вопросы, связанные и с юридической практикой. Защита авторского права, гонорары, договоры с издательствами, ляпы в судебных процессах, поведение субъектов процесса и т.п.  Видимо пришло время разбираться в таком долголетнем увлечении.
Почему это возникло в мире людей? Почему люди так охотно смотрят карикатуры, комиксы, почему это стало жизненной необходимостью многих? Стало методом самовыражения, и методом ведения дискуссии. Методом манипулирования массовым сознанием.
Необходимо было собирать информацию. Да, есть кое-какие научные работы по этой теме. Но почти ни один из авторов не пишет об этом, опираясь именно  на свой профессиональный опыт. Кроме единственного – карикатуриста и философа Бориса Ефимова.


Так что сначала совсем немного о понятии, определении  самого слова - КАРИКАТУРА. 

CARICATURA – (франц.) рисунок, содержащий насмешку, изображающий что-либо в необычном, смешном виде.

CARICARE  – PARODY (итал.) (нагружать)  рисунок, изображающий, что - либо в заведомо искаженном виде, ради достижения комического эффекта.

KARIKATUR -  (нем.) – коляки – маляки, штрихи, быстрый юмористический или сатирический рисунок.

В русском языке  с конца XVIII века уже прочно закрепилось слово КАРИКАТУРА
( 1763 г.).

Карикатура - изображение какого-либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений. Разновидность этого жанра  – сатирическая карикатура.Портретную карикатуру  называют шаржем (charger).Соответствие карикатур и образов в них историческому развитию общества необходимо.

 
Очевидно, что все гениальное в человечестве произошло от простых каракуль - карикатур. Линейных и штриховых рисунков на песке, на шкурах, скалах, или костях.  Именно  первобытный человек «увидел» реальность и  перспективу окружающего, чем практически дал толчок  для развития этого графического жанра. Если в первобытное время рисунок нес отражение реального мира и служил частью сакрального действа, в средние века это уже являлась частью национальной культуры, а с развитием технологического общества и урбанизации карикатура опять же незаслуженно ставилась в разряд второсортного, поверхностного приложения к «высшему и вечному» -  большому искусству. Например, известный немецкий карикатурист Цилле – лишь перед смертью был принят в Академию искусств Германии, и это в 76 лет! Многие карикатуристы уходили в мир иной, так и не успев побывать членом Художественного союза. Но карикатура жива, ей «баловались» многие члены Академий,…в чем же ее сила? В простоте - маленькое искусство карикатуры не терпит больших полотен. Оно доступно везде и, конечно же, всех переживет. Это искусство сразу же попадает в разряд  исторических фактов. Оно актуально! Малозатратное искусство. Обладающее многогранностью технических решений и идей.  В этом ее сила. Умрет большое искусство, а клочок бумаги с каракулями продолжит жить, и наскальные рисунки уже никто не сотрет.


Карикатура – это визуальное проявление юмора. К сожалению, лишь 35% населения земли могут отнести себя к понимающим язык формы карикатуры. Да и  чувствующими юмор.
Слово «юмор» родом из Древней Греции, но там оно употреблялось… в медицинском смысле. Античные врачи считали, что состояние человека складывалось из соотношения жидкостей в его теле — крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи. Каждая такая жидкость называлась «гумор». Если все четыре гумора находились в идеальном балансе, человека можно было считать такого человека здоровым и счастливым. Так, что юмор – еще и здоровье, и лечебное средство.

Сатирический (издевательский)  смех - прирожденное свойство человеческой натуры. А сатирическая карикатура — один из древнейших видов рисунка. Там где нельзя, пардон, «дать в морду» физически – работает пощечина карикатуриста. И порой она звучит очень звонко. И оставляет красочный след.

Рисунок существовал со времен Адама и Евы.  Существо под названием – человек, смеялось всегда. Смеется и обезьяна. Точно установлено, что  у них есть издевательские жесты и голоса. Так что до нормальных речевых вариаций, давно были уже известны визуальные, вербальные образы насмешек. Был идеал и у первобытного человека. Пещерные росписи, глиняные статуэтки четко это показывают. Вот это - мужской половой орган большой, вот этот маленький, вот эта грудь огромных размеров, а вот это просто точки… Маленькие, крупные, медлительные, быстрые. Оказывается, разглядеть в наскальном рисунке или, скажем, доисторической статуэтке, карикатуру совсем не сложно. Для этого (всего-то!) достаточно знать идеал красоты того времени. Гротескное изменение по отношению к этому идеалу и будет признаком художественного издевательства, т.е. карикатурности.
Причин, препятствовавшие развитию карикатуры, очень много. И религиозные запреты на изображение людей, запрет на изображение царствующих особ, богов и пророков, и т.д. Ну и что? Фрески, каменные профили, росписи – выполненные в профильном плане, не что иное, как карикатура! Ведь могли изображать и в анфас, и в трехмерном варианте, но нет! Изображали в основном профили. Почему? Потому что карикатурность изображений позволяла скрыть определенные недостатки человеческого лица или фигуры. Допустим – отсутствие глаза…Искажения приводили форму в идеальную для зрителя плоскость. Карикатурность становилось  показателем высшего предназначения.   
Вот, например,  первые осознанные карикатуры, высмеивающие правителей, появились именно в древнем Египте. Наряду с рисунками на папирусе, были и скульптурные изображения, явно отвечающие характеристикам  карикатуры. Так на одной из египетских стел был изображен фараон, пытающийся догнать убегающую птицу, скорее всего  страуса. Вся композиция приобрела комический характер из-за незначительной детали – птица улыбается, и ее голова явно развернута к своему преследователю, который пытается схватить ее за хвост. И комичность ситуации…фараон бежит за страусом! «Умного не догонишь!»
Карикатура  отображает проблемы общества, и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными деталями в виде, например, рогов, хвостов клювов и т. д. У египтян, например, все изображения, задевавшие персонажи высших персон, изображались в виде   животных.
Взять хотя бы одну из древнейших  карикатур на Рамзеса III.  Осел и лев, играющие в шахматы. Рисунок с древнеегипетского папируса, где изображены за игрой лев (он же Рамзес-3) и осел (народ - глупое животное). 

В этом качестве рисунок впервые упоминал французский писатель и историк Champfleury (Jules Fleury), написавший в 1866 году свою Историю Античной Карикатуры (Histoire de la caricature antique) (М. Златковский.) От француза этот рисунок перекочевал и в «Иллюстрированную историю карикатуры с древнейших времен до наших дней.» А. В. Швырова (1903).

  Я, например, при работе над персонажами, не вызывающими у меня уважение, менял пропорции головы, лица или рук, обыгрывал окружающую среду, создавал едкую отталкивающую цветовую гамму. Пример – серия политической карикатуры на лидеров украинской хунты 2014 года. Премьер Украины Яценюк в виде летучей мыши-вампира.  Это так называемая реализованная метафора, изображающая одно под видом другого. Так было, например, и в  басне  Крылова «Щука и кот», с сарказмом  изображающая под видом щуки адмирала Чичагова, с  рядом «щучьих» признаков. Огромные зубы. А вот в повести Достоевского «Крокодил» в произвольно выдуманной истории и деталях автор «кривляется» над Чернышевским, показывает его наиболее яркие характерные психологические признаки, и представляет последнего в самом нелепом виде.

Человеческие глупость, непристойность, скупость, мелочность и самодовольство, а также все прочие минусы всегда отображались в примитивном народном творчестве.
Карикатурные изображения были известны и в первых священных рукописных книгах, в том числе и в различных вариантах библии. Монахи вручную расписывали картинками уже написанные тексты. Нередко в них содержалось больше того, что отражалось в тексте. Передавалось авторское восприятие библейских тем, нередко с двойным подтекстом. С появлением  газет и журналов стали применять рисованные картинки для иллюстрации новостей или выделения  редакторского мнения. Это было сделано с простой целью, многие люди были неграмотны, и читать не умели, но хорошо опознавали информацию рисованных сюжетов. Например, розыск преступников. Художники Хогарт, Домье, Роуландсон и другие  создавали серии картинок на одну тему. Иногда такая серия описывала похождения одного героя. Рождалась история. Считают, что как раз они и были родоначальниками серий современных карикатур и комиксов в печатных изданиях. Кому - то пришла в голову отличная идея -  печатать их периодически, с целью  развлечь читателя…и, естественно, привлечь читателя. Эта идея быстро распространилась, и каждый месяц десятки  комиксов выходили в новой редакции. Родился жанр комиксов. Журналисты-карикатуристы стали востребованными специалистами. Карикатура как тип изображения - в российской печати появилась в 1808 году. Это была отличная графическая работа «Вельможа» в «Журнале карикатур на 1808 год, в лицах», исполненная А.Г. Венециановым, издателем и художником в одном лице.

Справка.

«В XIX и начале XX века появились многочисленные журналы карикатур. В Париже такой журнал назывался «Кавардак», в Лондоне — «Панч», что может быть переведено как «Петрушка». И, может быть, в этих изданиях возникла идея помещать регулярно карикатуры во всех газетах и журналах. Первая страничка юмора появилась в начале 1900. Ричард Аутколт, художник, создавший «Кутилу Брауна», опубликовал ее в 1902 году. Она оказалась настолько популярной, что дети по всей стране хотели одеваться в стиле «Кутилы Брауна».   Другая ранняя серия карикатур называлась «Воспитание папы».
Она была создана в 1912 году, и опубликована более чем в 70 странах.»

Степень анализа  творческой деятельности карикатуристов практически нулевой. Отношение академических школ в СССР, а позже и в России, к данному виду искусства остается на уровне  «сопутствующей деятельности» художника. Создал вечное искусство,…можешь пошалить. Примерно так. Но можно смело этому возразить! Из ста академических художников возможно наличие таланта  карикатуриста только у одного из них. Рисовальщик - еще не карикатурист. Поскольку карикатура предполагает сочетание  в художнике знаний многих  предметов, а не только  передачу технических приемов рисунка и живописи. И не надо забывать, что во многом  - карикатурист знаток человеческих душ, философ своего рода, оперативно реагирующий на изменение общественного и социального климата.   Он и аналитик, и политолог, и провидец в одном лице. 


Основным общепринятым понятием является то, что карикатуры -  это графические изображения, которые подхватывают возникшую проблему чисто сатирическими  или остроумными способами. Общий признак всех настоящих карикатур - критичность  в отношении к основным общественным установкам. Многоплановость, многополярность, перенасыщенность в текстовой аргументации, не уравновешенность суждений, технический примитивизм, распущенность на грани «фола» -    не являются признаками карикатуры, это скорее целенаправленное преувеличение автора, которое показывает  проблему, но не представляет ситуацию удачно. Даже очень удачные рисунки анекдотического склада не могут являться карикатурами. В карикатуре всего должно быть в меру.  Карикатуры представляют собой, предназначенный для манипулирования общественным мнением, материал, который позволяет запускать сконцентрированное в визуальном изображении центрированное размышление, обсуждение и планирование. Художник карикатурист должен отвечать своим произведением на следующие, важные вопросы:
- Что конкретно видит карикатурист и что должны увидеть зрители.
- Какая проблема или  событие представлена?
- Каких персонажей необходимо упоминать вместе с возникшей   проблематикой. 
- В каких ситуациях жизни?
- Какое противоречие открывается? 
- Что бросается в глаза особенно?
- Какие средства использует карикатурист?
- Каким способом он обращается к нам? 
- Кто выполнил  карикатуру?
- В интересах каких заказчиков?
- Что известно о карикатуристе?
- Какие цели преследует карикатурист?
- Чью сторону в проблематике занимает он?
- Что волнует его как гражданина? 
- Когда идея карикатуры возникла?
- Где она возникла, страна, менталитет страны, развитие гражданского общества?
- Что мы знаем из других источников об этом времени?
- Кто выполняет карикатуру – профессионал или редко рисующий смешные рисунки художник? 
- Как и с какими возможностями и средствами карикатура представляется?  - Насколько профессионально создана детальная обстановка самого сюжета?
 - Какие сведения передаются  отдельными  письменными вставками?
 - Допустимы ли деловые ошибки в карикатуре, злобная  или демагогично – примитивная оценка событий?
-Не нарушена ли  граница  допустимой провокации.
- Какие ключевые элементы (психологические якоря) гротеска в
карикатурах: искаженная анатомия политических фигур, религиозная атрибутика, вооружение, элементы одежды, городские и природные планы, элементы субкультуры.

Способы, при помощи которых  достигается карикатурное искажение, весьма многообразны. Например, атипичность в анатомически значимых элементах тела, лица. Или сравнительного искажения персон в  групповых композициях. По форме она тоже различается. Например, линейная или контурная, насыщенная или штриховая, черно-белая или цветная, карикатура в единичном изображении или в многочисленных сюжетах (комикс, streap-cartoon). Карикатура различается  и по содержанию: упрощенный юмор, отточенный юмор (funny cartoon), сатира – как политическая, так и социально направленная, шарж (об этом позже), чёрный юмор, юмор «ниже плинтуса». Последнее время, благодаря усилиям многих владельцев галерей, карикатура стала позиционироваться как искусство - (fine art cartoon). Проходят международные конкурсы карикатуристов. Появился ряд виртуальных площадок «заточенных» под карикатуристов. К ним можно отнести – caricatura.ru, toonpool.com  и многие другие. Философская карикатура стала подспорьем в разъяснении существующих теорий и законов. С появлением фотографии значительно расширился набор инструментов художника. Технический прогресс не оставил в стороне и карикатуристов – стали возникать дополнительные формы деятельности в этом направлении - фотографика, цифровая иллюстрация, коллаж, фотомонтаж, плакат, фотоживопись, объемные изображения, архитектура, инсталляция, перформанс и актинг. И все эти формы основываются  либо на атипичном подчеркивании имеющихся уже в натуре деталей, либо наделяя изображаемый предмет признаками, в натуре ему не присущих.


Влияние на карикатуру   массовой доступности печатных изданий  и техническое развитие полиграфии было удивительным, но и губительным. От рисования сцен, объектов и персон  СМИ перешли к общему тиражированию фотоколажей.

Изменилась и методика продвижения политической карикатуры в органах СМИ, а также способы продвижение политических или экономических идей  непосредственно через карикатуру. Авторы карикатур превратились в орудие исполнения желаний редакторов. Уже не автор, а редактор,  предлагал идею и форму ее исполнение. Автор был частью большого бизнеса, надо было кормить семью. А редактор, как «серый кардинал», нередко   оставался в тени, и все удары принимал автор карикатуры, как исполнитель. Поэтому и ответственность несли только карикатуристы. Их убивали, избивали, уродовали…

По области применения карикатура также различается. Например от вида полиграфической продукции (журнальная и книжная иллюстрация). Или упрощенная -  календари, буклеты, почтовые марки и открытки, наклейки, печати, и т. д.). В области рекламы долгое время карикатура была одним из испытанных способов воздействия на умы покупателей.  Не стоит  забывать и применение мультипликации как одного из содержательных видов карикатуры.


Известный труд A.B.  Швырова «Иллюстрированная  история карикатуры  древнейших времен до наших  дней» был издан в начале XX  века и обобщил  поэтапно становление всей мировой карикатуры. Однако работа этого автора не ставила своей целью комплексно осмыслить особенности карикатуры, как таковой. В ней скорее была попытка автора   обозначить её  языковые, информационные  возможности, и  конкретно, в  периодической печати. В первую очередь – ее оперативность и доступность!

Известно, что император Наполеон очень остро реагировал на карикатуры про себя. В России в 1812 году во время Отечественной войны по приказу М.Кутузова разгорелась целая полномасштабная карикатурная кампания против французского императора. Кутузов приказал для распространения карикатур   образовать при своем штабе особую типографию. Такие листовки распространялись среди населения захваченных армией Наполеона территорий, кроме этого есть факты издания таких карикатур на французском или итальянских языках. Издевательский тон над «солнцем» французской империи был обращен в тыл врага.  В глазах россиян, да и солдат своей армии,  он превращался в беспомощного интригана и уже проигравшего войну императора. А его открыто высказанная злоба против таких рисунков, подкрепленная суровым наказанием тех, у кого они обнаруживались,  еще больше подтверждала его ничтожность и бессилие.

Наиболее распространенным из способов создания карикатуры является  гипербола, которая подчеркивает имеющиеся в натуре признаки объекта карикатуры путем их чрезмерного преувеличения. Например – «крокодиловы слезы»…ест ближнего своего  и плачет. Особый акцент делается на типичность объекта, так называемая упрощенная схематизация, подчеркивающая комические свойства натуры путем их обособления. Например шаржи на поэта Р.Рождественского – большие губы и родинка на лице, президент Обама – огромные уши, украинский политик Ю.Тимошенко – «псевдоукраинская коса»… Присутствие гротеска в карикатуре, заключающееся в полном игнорировании всех тех признаков, восприятие которых обусловлено логикой, приводит к целенаправленному воздействию на зрителя. Автор умело задает подсказку, при которой зритель считает, что это именно он додумался до идеи карикатуры.   Тем не менее карикатура и гротеск понятия пересекающиеся, но целиком не совпадающие. Гротеск может рассматриваться только в качестве одного из многих средств карикатурного изображения.



Человек все время пытался отобразить сущность своего бытия, которое рассматривал через призму существующих физических элементов, например,  тела и лица. Ведь еще не было фотографии, поэтому единственным выходом для сохранения визуального образа, были попытки их графического изображения. Способ был известен - разбивка плоскости на квадраты. Т.е. техническое перенесение очертания фигур, пейзажей, предметов на холст или бумагу.  При этом возникали искажения связанные с перспективой.  Анатомически несоразмерные. Над такими рисунками «потешались»…и все это привело к формированию нового стиля – карикатурного портрета, шаржа. Он стал отдельным направлением карикатуры.
Этимологически слово «шарж» происходит от французского слова «charge», что значит сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, портрет человека, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. По сути шарж – это разновидность карикатуры.

Шарж – это обнаружение основного в человеке, раскрытие тайных черт характера человека, его желаний, мыслей. Художник-шаржист, смотря на фотографию, должен суметь составить и психологический портрет человека, чтобы шарж на плакате попал в самую сердцевину и максимально точно отразил не только внешние, но и внутренние качества человека.
Сегодня шаржи – это не только обязательный элемент первых полос крупнейших газет и украшение журналов, но и популярный элемент при проведении корпоративов, вечеринок, свадеб, дней рождений и иных праздников. На протяжении  более двадцати лет работы в Германии я работал  шаржистом (Schnellzeichner) на многих больших корпоративных вечеринках. В круг моих клиентов входили крупные фирмы «SIMMENS», «Deutsche Eisenbahn», «Deutsche Bundestag», и партии « CDU», «SPD», «FDP» и т.п. И надо было лишь иметь – папку с картоном и  фломастеры. Ну и конечно – талант!
Среди выдающихся мастеров шаржа необходимо отметить Л. Бернини, О. Домье. В России стали известными следующие шаржисты: Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, Н. А. Степанов, В. Н. Дени, Б. Е. Ефимов, И. И. Игин, Кукрыниксы, Д. С. Моор, Ф. П. Решетников.
В 19 веке искажения человеческого лица стало являться особым шиком, шаржисты пользовались популярность и славой. Шарж как самостоятельный жанр самоопределился в середине XIX в., когда появились «люди-головастики», то есть изображения людей с большими, преувеличенными головами. Считалось смешным, если художник соединял большую голову и маленькое туловище.
Несмотря на кажущуюся простоту шаржа, как изображения, жанр шаржа всё же требует большого художественного и жизненного опыта.
»Шарж – это не просто плохо нарисованный портрет вашего друга или подруги с лопоухими ушами, большим шнобелем (носом) и непропорциональной головой.» Это творческое видение художника-шаржиста, сумма знаний о человеке, на которого рисуется карикатура или шарж, выраженные через нарушение пропорций так, чтобы, в конечном счете, постройка рисунка была стройна и гармонична в своих искажениях, чтобы в итоге рисунок-шарж не был обидным или оскорбительным для вашего друга, коллеги, близкого человека.
Д. Моор – русский художник, мастер графики, один из основоположников советского политического плаката – был блестящим рисовальщиком и автором многочисленных шаржей. Д. Моор говорил: «Композиция для шаржа и карикатуры обязательна!» Он считал, что шарж – это обнаружение главного, часть  (клеймо) популярности.

Впрочем, бывало и наоборот.
Шарж сродни эпиграмме, пародии: эпиграммой увлекались многие русские художники, а литераторы рисовали шаржи.

 Хочется сказать несколько слов о великом художнике шаржисте Оноре Домье. В основном этот шаржист занимался политической карикатурой. Талант О.Домье поднял карикатуру, как шаржа на качественно новый уровень, он стал явлением искусства, ибо смог показать многие, тщательно скрываемые, стороны натуры человека в целом и человека-политика в частности. 

Справка.
«Он гениально высмеивал хитрость, злобу, глупость, жадность, беспринципность человеческой души (это можно видеть в сериях литографий «Карикатюрана», «Люди юстиции», «Парижские типы», «Супружеские нравы», «Лучшие дни жизни», «Добрые буржуа» и прочие. Эти сатирические серии из группы «недобрых» шаржей, в которых О. Домье пытался разоблачить дурное и заклеймить порок. Ему это удалось.»

Политический шарж в отличие от дружеского шаржа в принципе не может быть «добрым», ибо этих политических деятелей всегда есть, за что критиковать и корить. Иначе автор не возьмется за такую работу. Ссорится с  сильными мира сего очень опасно. Известны факты травли карикатуристов властями – ликвидация банковских счетов, закрытие счетов, поджег офисов и жилых домов, отравление и убийство.
Если благодаря дружеским шаржам можно поднять настроение людям, то политическим шаржем можно лишь навлечь на себя беду… и в то же время получить бешеную популярность. В наше время политический шарж - элемент первых полос крупнейших газет и  украшение журналов.

Удачно созданный шарж нередко становится средством распознавания политических амбиций изображенного лица, и нередко, в недалеком будущем, смысл его оказывается более  понятен и реалистичен. Так происходило с карикатурами на Гитлера в 20-х годах. На Муссолини и генерала Франко.

Увеличение потока  политических карикатур и шаржей обычно происходит в годы кризисов или войн, но тогда он высмеивает чаще всего противника, делая акцент не на его «человеческом лице», а на фоне «политического лица» - это, конечно, в первую очередь тот или иной президент, глава парламента, министр иностранных дел, злобный фюрер или неистовый диктатор. Карикатуры времен Первой мировой войны, Великой Отечественной войны… Немецкий диктатор Адольф Гитлер давал поручение своей службе тайной разведки об уничтожении братьев по карикатуре – КУКРЫНИКСЫ. А в 90-е годы периодическую печать многих стран мира заполонили политические персонажи серии «Кто есть кто» американца Лури. Они высмеивали пороки существующих политических деятелей мира.  А в 2015 года по заказу лидеров Исламского государства террористами была расстреляна редакция французского журнала Charlie Hebdo.  Убиты -  редактор журнала, карикатуристы и журналисты.
Лишь некоторые из политиков, действительно, великих людей, останутся в памяти народов - в том числе и в образах, созданных карикатуристами.

Карикатуристы  своими рисунками пишут историю.


Рецензии
Привет, Вячеслав! Попал к Вам, случайно кликнув по картинке.
Очень интересно. Почитал с удовольствием.
Ну, Вы - молодец. Таким же свойством, как карикатура обладают эпиграммы в стихах. Тут ещё и психологический фактор присутствует - уж если слова как бы сами собой составились в рифму, стало быть всё написанное о вас - правда! Теперь не отмоетесь.
Вы вот детские каракули вспоминаете. И то правда. Вспомним детские дразнилки в рифму. Они очень обидные! ))
Однако граф Воронцов только благодаря эпиграмме Пушкина нынче известен.

Дмитрий Маштаков   14.02.2019 09:01     Заявить о нарушении
Спасибо Дмитрий! Приятно. Стараюсь. Правда из-за болезни стал реже работать. Еще раз спасибо!

Вячеслав Шляхов   11.03.2019 04:24   Заявить о нарушении