Помянем блокадницу

 Есть в нашей общей, суетной по мелочам жизни некие маркеры. Намного ярче всякой помпезности они показывают нравственную температуру всего социума.

 Накануне инцидента в кронштадтском "Магните" страна вспомнила о блокадниках. Дата некруглая, равная нашей средней продолжительности жизни. Как и нравственная температура всего общества, она в целом условна, но отпечатана шрамом почти в каждой семье. Где-то хранятся пожелтевшие фотографии, ещё со смешными зубчиками по краям и трогательными словами на обороте. Думаю, жительница Кронштадта Рауза Галимова чаще других смотрела на мгновенное отражение тех, непереносимых бытовым сознанием лет. На счастливое, довоенное и искаженное нечеловеческими испытаниями -блокадное. Без срока давности этот документ для всех нас. И не только россиян. Весь мир преклоняется перед подвигом защитников Ленинграда, заплатившими жизнями за свободу своего города от коричневой чумы.

 Спустя две недели после той памятной даты, Рауза должна была была платить по другим счетам. Формальность, показывающая нынешнее положение блокадников. Да, есть надбавки, есть внимание к этим, прошедшим нечеловеческие испытания людям. Но в обыденной жизни ты не будешь напоминать постоянно окружающим: я блокадник, я ветеран. Ты рядовой пенсионер. Тебе не всегда уступят место. Всем некогда, у каждого своя суетная жизнь. Жизнь, где есть серые будни и короткие праздничные салюты под шашлык и пластиковый стаканчик с вином. Записные патриоты с папахами и сарафанами не в счет. У подобных персонажей это уже образ жизни, крикливый, показушный. Они, славя партию и правительство, активизируются на юбилеи.

 А Раузе не до этого,было. Она сама должна заботиться о себе. Вернее, отзаботилась, отмучилась. Годы сказывались. Помня до мельчайшей подробности свое блокадное детство, забывала, что очки под рукой, что уже здоровалась с такой же годами соседкой. Вот и тогда, в очередном, трудном для пожилого человека выходе за покупками, не все и упомнила. А не упомнив оказалась, в лице работников "Магнита" не блокадницей (откуда им знать-таблички на груди нет), а нарушительницей. Сколько их нынче шоплифтеров этих. На любой вкус. Конечно, больше молодняка, наглого, знающего свои права, но не обязанности. Этим хоть ссы в глаза, оправдаются и ещё будут возмущаться, мол, нарушение конвенции.

 А здесь бабушка. С такими легче. Они совестливее. За их счет можно и премию за бдительность и сохранность частной собственности получить. А иначе нельзя. Куда денешься, когда всю недостачу расписывают минусом в зарплате каждого. Закон российского рынка: хозяин-барин, а ты крайний. Вот и отчитывайся за проделанную работу, показывай усердие. Нет, пестуй отсюда. Следующий!

 Разве это не доводы? И не случись трагедия, так бы и прошло. Заведующей премия за бдительность, кассиру-благодарность и фото на Доске почета. Но третьего февраля получилось иначе. Смерть изменила правила игры. Как и тогда, когда пенсионерка не оплатила три сырка. Ставки повышаются, господа. Нынче это уже три пачки масла. Да и что унесет рядовой российский пенсионер? Не миллиард же, не замок в Испании. Три блокадных корочки, цена которым в то время-жизнь. А нынче, наша общая черствость ценою в смерть. Так и живем, хлеб с маслом жуем.

 Вчера в одной из рецензий я пообещал при посещении "Магнита" оставить на кассе оплаченную пачку масла. Некая акция, одна из нынешних в память о блокаднице. Кто-то так делает,кто-то просто бойкотирует эту сеть. А смысл? Сети наши все на одно лицо. Большинство россиян так и будет ходить в эконом-сеть, то есть "Магнит". И ничего, что здесь текучка и не всегда выкладка на уровне элитных. Помогут. Вот и блокадники Петербурга ( все же Ленинграда) собирают по 300 рублей. Средства поступят в торговую точку для организации курсов вежливости. Теперь в этом магазине продавцы будут на уровне швейцаров в престижных европейских отелей. Особенно к блокадникам.

 Придя в магазин, я не решился на акцию. Нет, не пожалел. Но глядя на затурканных жизнью теток, выбегающих за угол посмолить свою сигаретку, на хмурых грузчиков, понял: не виноваты. Они -такие же, как и Рауза Галимова, жертвы времени. Они тоже выживают. А в таких условиях моральные принципы, как жизнь на Альфа-Центавре. Вроде есть, а какое это имеет значение?  Так и живем. И лишь по праздникам, выпивая из пластиковых стаканчиков, любуемся на праздничные салюты.  Кто в далекой Испании, а кто -у родного "Магнита".


 Извини меня, Рауза. Моя мама,хоть и не была блокадницей, но тоже нахлебалась в то лихолетье. Помянем всех наших ушедших. Им уже ничего, кроме нашей памяти, от нас не надо...

 Скриншот с камеры наблюдения магазина "Магнит". Раузе, пережившей блокаду, осталось жить ещё два часа. У другой кассы стоит та, кто спровоцировал уход блокадницы.

 

 


Рецензии
Всё это происходит от того, что руководители этих "Магнитов","Викторий" и других супермаркетов преследуют прибыль любой ценой, персонал тоже трепещет перед ними и поступает соответственно.А нам, пенсионерам,приходится искать где хоть чуть дешевле, особенно сейчас, когда цены растут каждый день.
Спасибо, что подняли эту тему.
С уважением.

Софья Кишкель   15.02.2015 20:50     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, Софья, за адекват. Удивительно, но большинство сейчас двумя руками за наших миллиардеров.
С любовью, ЕС.

Евгений Садков   17.02.2015 14:54   Заявить о нарушении
После Галимовой непосредственно в сетевом магазине скончалась ещё одна блокадница. Откликнулся об этом, но материал удалили. Рискую здесь:

"На Васильевский остров...
Громкий марш московских правых сил совпал по времени с незаметной большинству трагедией маленького человека. И вновь сетевой магазин. Ещё не успела остыть могила блокадницы Раузы Галимовой, как новая смерть. Такая же внезапная, ещё более быстрая. Прямо у кассы. И вновь блокадница. Как это закономерно для нашего времени. Наиболее ранимыми становятся и так пережившие нечеловеческие страдания, среди чудовищного мора избежавшие смерть. А в мирное, казалось бы, время она подстерегла очередную, чудом сохранившуюся жизнь.
Вчера долго не сообщали, кто она. Умершая у кассы не имела при себе документов. И лишь в конце дня-Галина Пухова, 84-летняя блокадница. Если Раузу заподозрили в присвоении трех пачек масла, то здесь и того проще. Говорят, что Галина усомнилась в правильности сдачи. Женщина попросила другую кассиршу пересчитать. Та не успела. Ещё более банальное стечение обстоятельств.
КАРТИНА С МАСЛОМ.
Сейчас, как это принято, будут обвинять коллектив магазина, где случилась вторая за месяц трагедия с блокадницами. "Магнит", где задержали Галимову, тут же подвергся атаке проверяющих разных мастей. Масса нарушений, которых, похоже, до нынешнего дня никто в упор не замечал. Своеобразный народный контроль, инициированный жизнью одной одинокой женщиной. Думаю, скандал быстро забылся, если бы не очередной случай смерти.
Но так ли виноваты работники магазина? Из личных наблюдений. Так совпало, что намедни зашел в "свой" "Магнит". Масленица, а растительное масло, как на грех, поистратилось на блины. Ну и гонцом за новой порцией, заодно муки прикупить.
И тут ещё раз присмотрелся к персоналу. Вернее, к женщинам. Мама родная, да они же зачмыренные этой жизнью. И находясь от покупателей по другую сторону кассы, стрессов испытывают намного больше. Нет, хорошо, что в прошлый раз я не оставил здесь пачку масла.
В зале словно лунатики поселились. А круги под глазами у большинства женщин говорят о хроническом недосыпе. На кассе одна простоволосая девчушка. Ещё свежа, но уже с заметными следами увядания на хорошеньком личике. Личные ощущения: рабский труд на благо Хозяина. Сергей Галицкий здесь в жизнь не появится. Но есть, помимо чиновничьей братии, ещё и свои проверяющие. И штрафы, штрафы. За опоздания, за вовремя неубранную с прилавка просрочку. Тут ещё покупатели возмущаются, почему на полках товар по одной цене, а в чеке-уже на червонец выше. А программу антикризисную руководство сети выполняет. Но для себя, любимых, не задумываясь не только о коллективе, но и о простых покупателях. А куда они, причем, все, денутся? Это же рефлекс приобретенный у одних и согласие на любую эксплуатацию-других. Какие профсоюзы? Рот на замок и давай в борозду. Вся просрочка конкретно на тебе, все шалости покупателей тоже. Возмущаешься? Свободен!
...Я ПРИДУ УМИРАТЬ.
В очередной трагедии наших блокадниц меня больше всего поразила маленькая деталь, некое созвучие. Магазин "Пятерочка", где умерла Галина Пухова находится на Васильевском острове. Символизм. Так и наши старики. Вроде слышат наши патриотические марши, видят стяги и улыбки краснощеких молодцев и расписных девиц, а на острове. Живут незаметно, угасая. И марш прошел бы мимо, умри Галина Пухова в своей скромной квартире. Но получилось иначе. Видно, поразило и без того больное сердце эта антикризисная программа местного разлива. Залило его, как в половодье, и без того усталой кровью. И все, нет человека.
Один из ушедших так мечтал умереть. Даже отпечатал стихами в памяти интеллигентного Питера:
"Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
между выцветших линий
на асфальт упаду."
Изгнанник не осуществил свое намерение. Но он мистическим образом отразил в последнем четверостишье судьбы Галимовой и Пуховой:
"И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой.
- словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед."
Господи, помоги нам избавиться от равнодушия к конкретному человеку, в какофонии бравурных маршей открой нам уши для стона ближнего, соедини духовно разделенных кассой супермаркета. Или ты потом отметишь тех, кто разделяет людей?"

Евгений Садков   25.02.2015 13:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.