Жизнь

Моей бабушке Вигриян-Цыпля  Марфе Ивановне
ПОСВЯЩАЕТСЯ
Астраханская степь тянулась бесконечно, жаркие лучи солнца палили безжалостно, все время хотелось пить. Почему отец так с ней поступил, почему одну  без еды и хлеба, без какой-то одежки, засунул в этот незнакомый обоз, который повез её неизвестно куда, с незнакомыми людьми.
Кода тебе 15 лет, у тебя была большая и богатая семья, ты была счастлива и любима – этого просто не понять. РАСКУЛАЧИВАНИЕ – что за слово такое, какие мы кулаки? Да, работали у нас люди, человек сто, обрабатывали землю , сеяли хлеб. Но отец никогда не скупился, все были сыты и довольны. Пришли люди, спасибо хоть предупредили отца, что завтра придут раскулачивать, были еще сестра и братья, но только меня отец  договорился  посадить в обоз, который ехал на Кубань, где бедным выделялась земля, и вот, я пятнадцатилетняя девченка, среди чужих мне людей, не имею ни хлеба, ни воды, еду в неизвестность.
Какой-то мужчина,  весь черный, с непривычным акцентов, подкармливает меня,  ночью укрыл, чем то теплым, утром дал воды, слезы текут по лицу, застилают глаза, вспоминаю семью: мать, отца, братьев и сестер, у меня останутся только воспоминания, больше я их никогда не увижу, и ничего о них не услышу.  Как жить дальше, что делать, одна как сорванный листок, несет меня ветер судьбы, вперед, к  неизестности.  В обозе людям нет ни до кого дела, радуются, что смогли выжить. Они понимают  то, чего не понимаю я. Мужчина смотрит на меня издалека, с разговорами не лезет, присматривается, у меня такое безразличие к жизни, хочется взять и умереть. Зачем отец меня спасал, для чего.  Все стали поговаривать, что уже скоро приедем. Ехали дней двадцать, счет  дням я потеряла, и вот однажды ко мне подошел этот мужчина, спросил как зовут. Я ответила – МАРФА, он  представился – ЕФИМ, разговорились, мужчине на вид было лет 30, я даже подумать не могла, что он на меня имеет какие-то виды, он мне поведал, что они с братьями были контрабандистами, сам он цыган, всю жизнь прожил в Армении, при очередном походе на Иранскую границу, их накрыли пограничники со стороны Ирана, братьев убили, его ищут, как остался жив, не поймет.  Посмотрел на одинокую девочку, он один, она одна, две одинокие судьбы и предложил быть вместе, Марфа долго не думала, понимала, одной не выжить, и согласилась.
Прибыли на Кубань, местные власти произвели наделы земли, попали в Тихорецкий район, стали жить, фамилия  у мужа была Цыпля- оглы , Оглы убрали, стали они чета: Цыпля Марфа и Ефим. Пошла жизнь своим чередом.
Строили дом, рожали детей, работы не боялись, Ефим был грамотны человеком, Марфа тоже  грамоту знала, работали в колхозе, потом он преобразовался в совхоз «Тихорецкий» детей было шестеро:
В 1924- родился первенец  Дмитрий – погиб во время ожесточенных боев за освобождение земли Тихорецкой.
1930- родилась Раиса – всю жизнь проработала в сберкассе в станице Староминская
1932 родилась Полина- живет на острове Сахалин
1934 родился Григорий – принимал участие в подавлении восстания в Венгрии в 1956 году, умирая, слышал крики детей и женщин.
1937 родился Андрей – всю жизнь просидел в тюрьмах. Наверное играли отцовские гены.
1940- родился Виктор – тоже был криминальным элементом.
Цыпля Ефим умер в 1962 году, пройдя войну, вернувшись  домой.
Цыпля Марфа Ивановна – умерла в 1979 году в  возрасте 83 лет.
Я не знаю, была ли она счастлива, я только помню, что она была добрая и ласковая. В округе поговаривали, что она была ведьмой, и действительно, наш дом беда обходила стороной. Думая о прожитой их жизни, я понимаю, сколько сил должно быть в человеке, что бы пройти такой трудный, полный испытания, жизненный путь.


Рецензии
Вера, замечательное посвящение бабушке. Главное, светлая память. Солидарна с Вами, что даже в воображении представить трудно, сколько сил таится в человеке!
А ведь и моих родных тоже раскулачили...
С уважением,

Тамара Цыганок   17.03.2015 11:32     Заявить о нарушении
Спасибо Тамара за отзыв, одинаковых судеб не бывает, и мне кажется возьми любую судьбу и увидишь, сколько сил и добра в человеке.

Вера Хабибова   18.03.2015 10:17   Заявить о нарушении
Каждый проживает своё... наречённое.
С добрыми пожеланиями,

Тамара Цыганок   18.03.2015 11:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.