Городской музей
что найдут: одежду, обувь, посуду, мебель, книги, фотографии...
Народ откликнулся. В обширном частном секторе, действительно, многое сохранилось. Нашлись и добровольцы, помогли разобрать, подреставрировать, оформить и разместить.
Экспонаты заняли целый зальчик.
Почему это всем интересно? Хотят ли
люди ощутить связь времен, почувствовать энергетику минувшего, сравнить прошлую безвозвратную жизнь с нынешней?
Выставка имела небывалый успех. Если
раньше в музей приводили школьников группами, да в дождь, бывало, кто-нибудь
забегал - переждать, то теперь шли и шли.
Неожиданно - и цели такой не ставили - экспозиция оказалась разоблачительной.
В школе учили, что угнетенный рабочий
класс невыносимо страдал, жил в голоде,
холоде и нищете. Избавление от мук и
унижений принесла революция.
И что же?
На фотографиях запечатлены рабочие -степенные отцы семейств в картузах, в длинных блестящих сапогах, косоворотках под справными пиджаками, рядом жены в мещанском платье, дочки в кисее, сыновья, одетые, как отцы. На люмпен-пролетариев ничуть не похожи.
Венские гнутые стулья, столик для рукоделья
с откидывающимся верхом, под ним отделения для катушек, ножниц, наперстков... Часы с боем в узких футлярах (может быть эти часы не так уж и безнадежно сломаны) и простые ходики с гирями на цепочке в виде еловых шишек.
А утюги? Большие и маленькие, в них помещали горячие угли из печи. Чугунная подошва очень гладкая, вечная - никакой
тефаль не сравниться - и ухода за собой не требует.
Но разве нищие платье гладят?
Хранили одежду в красивых кованых
сундуках, больших, средних и маленьких.
Кто-то принес подвенечное белое атласное платье , кто-то трогательную крестильную рубашечку, украшенную прошвами. Принесли
и слегка побитые молью нарядные тонкие кашемировые шали с каймой, с кистями.
На них цвели сказочные яркие цветы, ничуть
не полинявшие от времени. Из обуви - высокие ботинки со шнуровкой на удобном каблучке
и короткие белые - у них застека на кнопочках.
И посуда - повседневная и парадная. И чугунки, и ухваты, и чугунные же сковороды. И разных размеров туесы из бересты - для всяких сыпучих продуктов. Стеклянные бутыли: много больших красивой формы, сейчас таких нет. И маленькие бутылчки, и различные флакончики. Пылились где-то - пожалели выбосить - и дождались своего часа.
В бронзовых ступках толкли сушеную черемуху. С ней пекли шаньги. Вкусные!
И ножная швейная машина. И станок,
на котором ткали половики. И деревянные расписные прялки. И все в рабочем состоянии!
Наряду с работой на заводе вели полукрестьянский образ жизни: огороды - картошка, капуста, свекла, морковь, лук -
свои. Коровы, козы, овцы, свиньи - у всех
какой-то скот имелся и, конечно, куры.
В лесах грибы, ягоды... Клюкву собирали на болотах, когда те замерзали на зиму. Для этого сооружали специальный инструмент (он был представлен) - на палке грабельики и ящичек,
куда попадала клюква. А затем ее ссыпали в
короб за спиной. Все по уму!
И все не даром, приходилось трудится. Дети
с малолетства помогали по хозяйству. Кто-то пополнил экспозицию маленькой косой для мальчика лет до десяти.
Побывав в музее, задумаешься: а надо
ли было разрушать все до основанья?
А что затем - известно: гражданская
война, голод, разруха, репрессии.
И ложь о невыносимой нищей жизни.
Свидетельство о публикации №215020600084
Получали начальное образование, а способных детей посылали учиться в город, в гимназию. Мне бабушка рассказывала. Музей проводит очень нужную работу.
Светлана Самородова 04.03.2015 23:30 Заявить о нарушении
Мира Папкова 04.03.2015 23:38 Заявить о нарушении