Либерализация

Случилось так, что я уехал из России в ту пору, когда людям месяцами не выплачивали зарплату, и впервые приехал обратно, да и то всего лишь на месяц, только в 2012 году. Несмотря на то, что я внимательно следил за тем, что происходит на Родине, я всё-таки в ней не жил и многое ускользало от моего внимания.
Приехав в Россию летом 2012-го я, разумеется, не мог не заметить, что страна сильно изменилась к лучшему. Люди стали свободнее, и в моральном и в экономическом плане, стало меньше проблем с поиском работы, увеличился достаток людей и качество их обслуживания. Однако, первое, что бросилось в глаза, это огромное обилие вывесок на английском языке. В самой атмосфере витало что-то неприятно прозападное. Поскольку мир не стоит на месте, а развивается, то хоть мне это и не очень нравилось, я решил, что это, видимо, веление времени и ничего с этим не сделаешь.
И вот приезжаю я в один посёлок городского типа и вдруг с удивлением узнаЮ, что не ходят пригородные поезда. Не ходят не потому что какая-то проблема, а потому что их упразднили. Вообще. Меня это повергло в шок. А люди? То есть, теперь, чтобы сесть в скорый поезд, человек вынужден добираться сорок километров до ближайшей крупной станции либо в тесном автобусе, либо на перекладных. Но ведь люди есть и пожилые, и со слабым здоровьем, и с детьми, и беременные женщины. Если добавить ко всему этому, что в поезд люди садятся как правило с багажом, то упразднение электричек это как минимум наплевательское отношение к своему народу. Местные жители как-то привыкли, но меня это возмутило настолько, что я всё-таки попытался выяснить, что же на самом деле произошло. Знающие люди мне объяснили, что причина в том, что компания «Российские Железные Дороги» стала акционерным обществом, то есть, фактически перешла в частные руки, и сразу же потребовала от местных администраций уплатить какую-то мзду. С тех небольших станций, которые не нашли деньги, чтобы заплатить, были сняты все пригородные поезда и перестали останавливаться скорые. До этого скорые поезда останавливались только на две минуты, но этого было достаточно, чтобы сесть в поезд или сойти с него. А сейчас до ближайшей станции сорок километров. Как хотите, так и добирайтесь.
И вот тогда я впервые задумался над тем, что же это за зверь такой — акционерное общество. Я не буду в этой статье рассматривать ЗАО — закрытое акционерное общество, то есть такое, в котором акционерами являются сотрудники предприятия, потому что в данном случае негативные явления сведены к минимуму. Но вот ОАО — открытое акционерное общество, то есть такое, в котором акционером может стать любой желающий, вызвало у меня немало вопросов.
На первый взгляд идея кажется замечательной — мы покупаем акции некоего предприятия, тем самым вкладывая деньги в развитие этого предприятия, а в обмен получаем дивиденды. Однако, в этой схеме есть один огромнейший просчёт — мотивация. То, что мы думаем, что покупая акции, мы помогаем предприятию, это самообман. На самом деле акционерам, в особенности тем, кто НЕ является сотрудником предприятия, глубоко наплевать на его развитие. Их интересует только прибыль. Представьте себе человека, который приобрёл, скажем, сотню акций. Как только дела на предприятии пошли хуже, он будет стараться тут же эти акции продать, чтобы вернуть потраченные деньги. И плевать он хотел на развитие этого предприятия. Иными словами, сама идея открытых акционерных обществ выстроена на алчности, на желании человека к обогащению. А это ни к чему хорошему никогда не приведёт. Это прозападная модель в чистом виде, то есть, модель того общества, где в головах только стремление к наживе.
Разумеется, если ОАО это небольшой завод, то ничего ужасного нет. Кто-то разбогател, кто-то проиграл. Но для обслуживания населения, чем безусловно является РЖД, это совершенно недопустимая схема.
Тогда в 2012 году я пришёл к выводу, что есть несколько «китов», которые должны принадлежать исключительно государству. Причём независимо от того, какой «изм» в государстве существует, независимо от того, какую политику государство ведёт. К этим «китам» я отношу землю, природную ресурсы (нефть, газ, уголь), банки, почту, все транспортные компании, включая РЖД и Аэрофлот, а также здравоохранение и образование. Всё остальное, пожалуйста, можете брать в частные руки. Хотите открыть свою парикмахерскую или хлебопекарню? Предъявляйте соответсвующий диплом и открывайте. Малый и средний бизнес даже должен быть частным. Во-первых, больше людей начинают заниматься тем, что им нравится, а значит, чувствуют себя счастливее. Во-вторых, в малом бизнесе существует конкуренция, что вынуждает людей предоставлять более качественные услуги и товары.

Вчера Владимир Путин потребовал немедленно восстановить пригородное сообщение. Наконец-то и в высших эшелонах власти начинают осознавать, что либерализация, то есть, прозападная модель у нас в русском мире никогда не приживётся. Однако, этот вопрос с электричками выявил и то, насколько глубоко эта либерализация пустила корни у нас в стране.
Поэтому я считаю, что варианта два — либо каким-то образом повышать сознание людей, чтобы даже президенты крупных компаний думали исключительно о людях, а не о наживе, либо придётся перестраивать всю экономическую систему.
Хочется сказать пару слов и о биржах, на которых торгуют валютой. Я не являюсь экономистом, поэтому мне, вероятно, придётся изрядно напрячь мозги, чтобы понять, как можно избавиться от этого уродливого явления, но одно я знаю точно — если человек на вполне законных основаниях зарабатывает деньги всего лишь на колебниях курса, причём независимо от того, вверх идёт курс или вниз, то подобный заработок лично у меня вызывает отвращение и указывает на то, что в подобном обществе что-то идёт не так.
Общество будет развиваться гармонично только тогда, когда единственной его ценностью будет член этого общества, то есть, ЧЕЛОВЕК - его интересы, его здоровье и его образование.


Рецензии