Светозар. Глава 4. Учёба Светозара

                4
         Три года жил Светозар в доме Афеса и учился разным наукам.  Учителя были довольны его успехами, но не Афес.  В повседневном быту, он относился к мальчику ровно как старший товарищ к младшему, не выказывая к нему особой нежности, но и не подавляя своим авторитетом.  Светозар хорошо запомнил случай, произошедший вначале учебы. 
        Один графский сынок, приезжавший на уроки фехтования, высокомерно окликнул его:
      - Эй ты, подай мне плащ. 
       Мальчик взял одежду,  чтобы отнести тому, но присутствовавший при этом Афес, властно сказал:
       - Положи на место, - и повернувшись к юному дворянину продолжил, - сударь, у вас есть слуга, да и свои ножки, поди не отсохли, этот мальчик такой же ученик как и ты,  а не работает в услужении.   
         А оставшись со Светозаром наедине, изрек:
       - Если ты считаешь себя дворянином, то запомни, дворянин может делать услуги, не унижая своей чести, только родственникам, друзьям или хорошим товарищам и монарху, больше никому, ах да, - улыбнулся Афес, - чуть не забыл, еще женщинам, и здесь уже не зависимо от возраста, родства и сословий. 
      На следующий день, Афес решил ознакомить мальчика с городом и, проходя с ним  мимо одного ветхого домика, услышал сверху голос старика чинившего крышу:
     - Мил человек, подай, пожалуйста, доску, что у забора стоит, а то мне спускаться вниз и подниматься, сколько времени и сил затратить придется. 
      Афес тут же исполнил просьбу старика, и они отправились дальше.   Немного пройдя, он заметил, что парень что-то насупился, и отводит взгляд.  Сразу спросил в упор:
      - Почему смотришь исподлобья, или что не нравится?   
      - Только вчера вы говорили, что услуги дворянин может делать только родственникам, царю или другу, а сегодня…. 
      - Что сегодня, ах вон в чем дело, да плохой из меня воспитатель, не разъяснил тебе, что услуга услуге рознь.  Одна услуга, сродни слову прислуга, - это когда приказывают, требуют, распоряжаются, о таких услугах я и говорил вчера.  Другая услуга, исполнение вежливой просьбы, чаще всего в оказании какой либо помощи, такая услуга не унизит твоей чести и достоинства, а иная и добавит уважения и признательности к тебе.  Каждый из нас, прежде всего Человек, а уже потом дворянин, купец и так далее, и любой может оказаться в положении, когда ему нужна, чья либо помощь, так что старайся помогать людям, чтобы, когда-нибудь, не отказали в помощи и тебе.  Оказать помощь и нищему, - не зазорно даже королю.   Ну, а уж какой поступок достоин тебя, в этом, милый, нужно учиться разбираться самому.    
       Но в фехтовальном зале, чем старше становился мальчик, тем больше неудовольствия проявлял учитель.    В определенные дни для уроков фехтования приезжали несколько молодых дворян от 14 до 17 лет.   Показав каждому новый прием защиты или атаки, учитель отсылал своих учеников отрабатывать новые движения на Светозаре, часто двое, трое, а иногда и пятеро юношей, сразу вместе, атаковали мальчика.  Даже, когда однажды Светозар повредил кисть правой руки, и не мог взять в нее шпагу, целую неделю Афес заставлял его фехтовать левой рукой. 
      Мальчик держался с достоинством, не огрызался на замечания, порой и не вполне справедливые.  Он уважал учителя, из рассказов Собила, знал о нелегкой судьбе бывшего командира ополчения, и старался заниматься как можно лучше.    Тем более ему было обидно выслушивать упреки и наставления за малейшее оплошности, еще обиднее в том, что даже  к грубым ошибкам остальных учеников, Афес относился снисходительно.   
        Однажды учитель увидел, как мальчик, фехтуя сразу с тремя более старшими соперниками, пропустил удар.   
       - Эх ты, спишь что ли, глаза-то у тебя где, движешься как увалень…, - начал снова Афес, но не успел закончить, как мальчик выбежал из зала.   
      Нашел он его в спальной комнате, сидевшего на кровати, с покрасневшими от слез глазами.   
      - В чем дело? - спросил Афес, присаживаясь рядом.   
      - Вы их ни разу и за большие оплошности не ругали, а у меня каждую ошибочку видите. Я их каждого не меньше чем по три раза задел, этого вы не видели,  а стоило мне пропустить один удар, так сразу заметили, - всхлипывая, заговорил мальчик, - конечно, они признанные сыновья дворян, их ругать нельзя, а я, неизвестно какого роду - племени. 
      - Глупо ты так думаешь, - обнял мальчика и прижал его голову к груди Афес, - ты мне как сын, а с сына и спросу больше.  Какое мне дело, до этих изнеженных франтов, я их приемам обучил, а как они  усвоят, это их дело. Мне нет заботы, если эти молодцы потом  на поединках друг друга проткнут. Но мне бы не хотелось, чтобы ты, пал от руки какого-нибудь бездельника, и один удар может быть решающим.   
       Он погладил по голове присмиревшего мальчика:
       - Хочешь, я тебя завтра же усыновлю, и ты без всяких условностей станешь дворянином. 
       - Нет, - тихо проговорил мальчик, - не обижайся учитель, но я, все же, надеюсь   узнать свою родовую, даже если мой род окажется и менее знаменит.  Я вас тоже считаю вторым отцом, - Светозар тяжело вздохнул, - узнать бы кто третий отец, родной.


Рецензии
Нет никого важнее мудрого учителя:—))) с уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   10.05.2023 18:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.