Сочинение ко Дню Победы Из плена

Яков Яковлевич Краснов не считает себя ветераном Великой Отечественной войны. «Я просто участник», - говорит он. – Воевал-то всего месяц». Но то, что случилось позже огромной тяжёлой зарубкой легло на сердце. В августе 43-го 19-летний Яша Краснов попал в плен, где пробыл до весны 45-го.
А в начале этой истории ничего примечательного не было. Война застала Яшу в Вольском технологическом техникуме. Ему ещё не исполнилось и 17, и потому на фронт его не взяли, а после даже дали отсрочку до осени 42-го. В 42-м Краснова направили учиться в Симферопольское пулемётно-миномётное училище, которое было эвакуировано в Балаково. Отсюда он весной 43-го и попал в боевую действующую армию, но в резервную дивизию. И война для него началась лишь в июле. На Курской дуге.
- Первый бой был очень нервозным, - вспоминает Яков Яковлевич. - Казалось, все снаряды и пули летят только в тебя.
Но на войне к смерти привыкали очень быстро, и спустя совсем  немного времени Яша за свою жизнь уже не боялся, хотя мечта о том, чтобы остаться живым и непокалеченным все равно была постоянной спутницей солдата. И война оказалась не такой, какой её теперь представляют в кинофильмах. Яков думал, будет колючая проволока, передовая линия, здесь – наши, там – немцы. На самом деле порой такая мешанина возникала на фронте!..
После одного из тяжёлых боёв его батальон, вернее, то, что от него осталось, остановился на короткий отдых. Командир роты, раненный в плечо, отправился, с разрешения комбата, в тыл, в медсанбат, и по дороге наткнулся на немцев.
- Он – к комбату. Докладывает: «В тылу – немцы», - рассказывает Яков Яковлевич. - Комбат не поверил. Стали смотреть и оказалось – мы окружены. Все поднялись и побежали толпой. Мне даже было непонятно: такой толпой и бежать. Я вижу: командир пулемётного взвода и комбат отстали. Я – с ними. Думаю: «Уж комбат-то сумеет выйти из этой ситуации». Мы оказались в балке. Комбат и комвзвода стали наблюдать, а я за кустами остался. Вдруг вижу: идут два немца. Я растерялся. Они меня подзывают и спрашивают: «Где остальные?» Говорю: «Разбежались». Они меня подвели к танку, который стоял метрах в 50. Скоро немцы залезли в танк, и я остался один. Ну, и побежал. Думал, они мне в спину выстрелят, но этого не произошло. Я спрятался в лесопосадку и до сих пор об этом жалею: надо было в другую сторону бежать. Через минут 15 немцы начали лесопосадку прочёсывать и меня увидели. А двое на чисто русском мне кричат: «Какого хрена руки не поднимаешь?» Говорю: «Чего их поднимать: в них нет ничего» (автомат немцы отобрали ещё у танка). Оказалось, это русские, переодетые в немецкую форму. В 41-м они попали в плен, и им пришлось воевать за немцев.
Так, 13 августа 1943 года Краснов оказался в плену. Его отправили в Германию в шахты Рурской области. Лагерь для советских военнопленных был, как и положено, обнесён колючей проволокой и усиленно охранялся. Но он не был лабораторией уничтожения. Пленные просто работали. В шахтах. Добывали уголь. Кормили очень плохо, и уже через два месяца Яков еле ноги волочил и весь покрылся чирьями и фурункулами.
Больного солдата не расстреляли, а положили в госпиталь. В лагере, по его словам, вообще никого не расстреливали. Люди умирали сами – от истощения. И самым серьёзным наказанием являлась порка. Даже тех, кто совершал побег, не убивали, а возвращали и пороли перед строем. Впрочем, как считает Яков Яковлевич, бежать было бессмысленно.
- Один, Николай, из Романовского района Саратовской области, всё время меня уговаривал: «Побежим!» А куда побежишь? Кругом трубы, население, а на спине буквы «ЭС У» – Советский Союз. Я говорю: «Поймают – высекут, и мы только потеряем здоровье». Никто из тех, кто убегал, дальше лагеря не оказывался.
И всё же Краснов решился: сбежал вместе с тремя товарищами. В марте 45-го, когда американские самолёты разбомбили их лагерь, и военнопленных перевели в другое место. Вряд ли этот побег можно назвать подвигом, но смелость нужна была отчаянная. Ведь приближение победы только обостряет чувство самосохранения, и один из беглецов бежать так и отказался.
Несмотря на то, что было пережито в плену, Яков Яковлевич к немцам ненависти не испытывал и не испытывает. На работу из лагеря их водили гражданские, и он видел, что среди них немало добрых людей.
- Понятия «немец» и «фашист» сосем разные, - считает Яков Яковлевич. - Были среди них и такие, которые просто боялись помочь. Один инженер как-то дал мне бутерброд и потом водил по закоулкам, чтобы никто не увидел.
С одни немцем Максом Конрадом, у которого сын погиб под Ленинградом, Яков особенно подружился. Макс был коммунистом и сам полтора года просидел в концлагере за свои убеждения. После победы он уговаривал Якова остаться в Германии, чтобы помогать строить новую жизнь, но Яков отказался. Он предпочёл вернуться к своим.
- Ходили разговоры, что нас сразу отправят в лагеря, уже советские, - рассказывал Яков Яковлевич. - Но этого не случилось. Да и вины я своей не видел. Меня просто вызвали в особый отдел.
После тщательной проверки в особом отделе Яков не был репрессирован и еще 4 месяца служил в Германии, в наших оккупационных войсках. По его словам, репрессиям подвергались только те, кто действовал на стороне немцев против нас. Демобилизовавшись, Яков Краснов возвращается в Вольск, поступает в учительский институт на математический факультет и впоследствии заканчивает его с отличием. Здесь он знакомится с Женей Гордиенко, которая училась на историка. Через год после окончания института – в 1950-м – они поженятся. Казалось, всё забудется, но клеймо бывшего пленного давило ещё долгое время. Его даже на руководящие должности не ставили. На всякий случай.
И жена узнала о том, что был в плену, только спустя несколько лет. До поры до времени. «Если бы я об этом узнала до свадьбы, - признается Евгения Ивановна, - я бы за него замуж не вышла». Теперь она ни о чем не жалеет. Боле полувека они с Яковом Яковлевичем прожили вместе. Большую часть - в с. Плеханы Балаковского района. Здесь они построили свой дом. Здесь они учительствовали. Здесь у них родились дети: сын Сергей и дочь Таня. Сюда приезжали отдыхать внучки, а теперь уже и правнучка. У Красновых свое хозяйство: овцы, корова, куры, небольшой огородик. Всего хватает. Несмотря на свои 70 с лишним лет, Яков Яковлевич и Евгения Ивановна от хлопотной живности отказываться не собираются: она ни стареть, ни бедствовать не дает. Красновы счастливы. И всё ж нет-нет, да скребнёт по душе почти забытая история про русского военнопленного Яшу…

2000 г.

P.S.
В доме генерального директора телекомпании, который жил в Плеханах, была организована выездная "планёрка" с ночёвкой. Я заранее выяснил, что в этом селе живёт человек с интересной судьбой - Яков Яковлевич Краснов, и утром, пока все отсыпались, я взял камеру в руки и пошёл к нему в гости. Так и получился этот фильм.


Рецензии