Картина 3. Собачий джин или фронтовая сотка

ВАЛЕРИЙ  МЕЛЬНИКОВ

 Блэк,  вайт,  скот, виски  или  две  собаки 
Пьеса  для  театра  в  2-х  частях, четырёх  картинах

ДЕЙСТВУЮЩИЕ  ЛИЦА

КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ, коммунист, он же работник собачьего  питомника, 64 года
ГЛЕБ, работник собачьего  питомника, бывший  сотрудник Комитета молодёжных организаций, студент  заочного отделения Высшего учебного заведения, юридического отделения, 23 года
НАТАН, член партии, предприниматель, 62 года

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Железнодорожная платформа одной из республик СССР
ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
Восьмидесятые годы двадцатого столетия. Это было время, когда  тело Первого Секретаря ЦК КПСС  вместе  с  гробом  гробовщики уронили на   Красной  площади. Это были годы, когда глухой удар о землю, названного выше  артефакта,*  рокочущим  эхом врезался в  белоснежные стены  Дома  советов,  отбился от них и растворился  в  мутных  водах  Москвы реки.

ЧАСТЬ  ПЕРВАЯ

Картина 3. «Собачий джин» или фронтовая сотка

ДЕЙСТВУЮЩИЕ  ЛИЦА

КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ
ГЛЕБ
НАТАН

Помещение  пивного бара. Стойка оформлена в современном стиле.  Мебель добротная. Потрескивают, горящие в камине дрова.  Уютно и чисто. Натан приводит в порядок витрину стойки. Работает неторопливо, со знанием дела. Звучит музыка.

ГЛЕБ  (стучит в дверь. Голос). Эй! Есть там кто-нибудь!? Откройте!
НАТАН (подходит к двери). Что надо?
ГЛЕБ (голос). Скорее откройте!
НАТАН. Бар закрыт.
ГЛЕБ (голос). Послушайте, никуда не уходите, я сейчас...
НАТАН. От,  народ... (Идёт к стойке).
ГЛЕБ (стучит). Эй, откройте!
НАТАН. Тебе русским языком сказано, что бар закрыт.
ГЛЕБ (стучит). Мне надо позвонить. Откройте! Мне срочно...
НАТАН. Закрыто. Перестань ломать дверь, а то я тебя быстро успокою.
ГЛЕБ (голос). Необходимо срочно позвонить, понимаете?
НАТАН. Автомат за углом.
ГЛЕБ (кричит). Да нет у меня ...
НАТАН.  От,  народ...
ГЛЕБ. Откройте же, наконец! Человеку плохо, понимаете?!  Скорую  надо  вызвать, скорую...
НАТАН. Что ты мне очки втираешь? Набирай   «03»   и  вызывай  скорую.

Блэк,  вайт,  скот, виски  или  две  собаки 

ГЛЕБ (стучит в дверь). Автомат не работает! Человек  умирает!
НАТАН (смотрит в замочную скважину).  Ты что ломаешь дверь, паразит!  Мои ребята сейчас тебе  башку  снесут.
ГЛЕБ (кричит). Человеку плохо, понимаете!?  (Бьет ногой в двери). Открывайте!
НАТАН.  От, народ... (Открывает двери). Чего  надо?  (Помогает усадить Кирилла Степановича в кресло). Что с ним?
ГЛЕБ. Сердце. Где у вас телефон?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Подожди...
ГЛЕБ. Зачем?..
КИРИЛЛ СТЕПАНОВИЧ. Не надо. Сейчас пройдет.
НАТАН (Кириллу Степановичу). Глубже дыши, дед.
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Ничего, ничего... Все в порядке. Разведка доложила точно... У меня это бывает...
НАТАН. Значит, карету вызывать, говоришь, не будем?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Не надо, хозяин. Отпустит. Не  в  первый  раз.
НАТАН.  Ну, смотри  сам.
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Порядок в танковых войсках...
НАТАН. Фронтовик?
ГЛЕБ. Надо вызвать, Кирилл Степанович, обязательно надо.
КИРИЛЛ   СТЕПАНОВИЧ. Обойдёмся. Оставь.  Пока  придет твоя  скорая, можно трижды издохнуть. (Пытается улыбнуться). Извини  за  беспокойство, хозяин.
НАТАН. Ничего.  Легче  стало?

Блэк,  вайт,  скот, виски  или  две  собаки 

КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Проходит. Лицо  мне твое знакомо...
НАТАН. Меня тут все знают. (Глебу). Где ты его нашел?
ГЛЕБ. Да мы  вместе...
НАТАН. Понятно. Значит, от  жилетки  рукава  вместе  рвали?
ГЛЕБ. Угу.
НАТАН. Кто вас так разделал?
ГЛЕБ. Никто.
НАТАН. Довел человека, шантрапа?!
ГЛЕБ. Я и не знаю, как все получилось... Он побежал, я за  ним... Если  бы я знал, что  так получится, я бы, конечно, не стал... Я тут при чём?
НАТАН.  Ну-ну. С  вами  не соскучишься... Хорошо, что хоть не сбежал. (Кириллу Степановичу). Ты его знаешь?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Вместе  работаем.
НАТАН. Зачем оторвали друг другу рукава?  Что не поделили?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Не знаю, что ему от меня надо.
ГЛЕБ. Как не знаете? (Натану). Я  хотел еще в питомнике сказать, чтоб Кирилл Степанович  положил на место то, что взял, а он побежал...
НАТАН.  Напугал, значит, человека, а?
ГЛЕБ. Выходит, что так.
НАТАН.  Ах, ты, шмакодявка! Чего тебе от него надо?
ГЛЕБ. Ну, это...
НАТАН. Чего жмешься к двери? Не вздумай, драла  дать. (Кириллу Степановичу).  По "02" звонить?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Брось.
ГЛЕБ. Не понял...

Блэк,  вайт,  скот, виски  или  две  собаки 

НАТАН. Если вздумаешь бежать,  зашибу  палкой,  ясно?
ГЛЕБ. Намек  понял.
НАТАН. То-то.  Сообразительный юноша. (Кириллу Степановичу). Так что  будем  делать, дед?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Что ты  имеешь  в  виду?
НАТАН. Отошел?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Вроде.
НАТАН. Сами будете разбираться, или как?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Разберемся...
НАТАН.  Ну-ну...
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Поезд, понимаешь, ушел...
ПЕТР. Нашел  о  чем  печься. Ты  крестись, что  живой  остался. (Глебу). Ты чего здесь торчишь?
ГЛЕБ. А что?
НАТАН.  То. Проваливай отсюда.
ГЛЕБ. Почему?
НАТАН.  Потому. По  кочану.
ГЛЕБ. Странно...
НАТАН. Отчаливай, да  побыстрее.
ГЛЕБ. Чего вы так...
НАТАН. Того. Подозрительный  ты  какой-то. Похож на шпану магазинную.
ГЛЕБ. Магазинную? Я?
ПЕТР. А то  какую?  На  ту, что около магазинов  околачивается…
ГЛЕБ. Грубовато.

Блэк,  вайт,  скот, виски  или  две  собаки 

НАТАН. А с тобой  деликатно  нельзя.
ГЛЕБ. Это почему  ж?
НАТАН. Парикмахеры  по тебе горючими  слезами  плачут. Вон,  какие  патлы  висят. Крутой, да?
ГЛЕБ. Это мое личное дело.
НАТАН.  Смотри  ты!
ГЛЕБ. А  нечего  смотреть.
ПЕТР (Кириллу Степановичу). Он  у меня  сейчас  лбом  двери откроет. Причем, за  милую душу.
ГЛЕБ. Я  и сам могу уйти. Видно, дядя Натан, вы  фрукт еще тот.
НАТАН.  Да  что ты говоришь! Откуда  ты  меня  знаешь?
ГЛЕБ. А  кто  вас  не знает?
НАТАН.  Смотри, а! Обтираешь, значит, углы бара?
ГЛЕБ. Нет у меня такой привычки,
НАТАН.  А  чего же  тогда у тебя штаны  в  заплатах?
ГЛЕБ. Протерлись...
НАТАН.  Протерлись... Специально  кирпичом драл.  Шпана.
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Оставь его. Куда он пойдет? Электричка  через  час, так что пусть сидит  и  ноздри  раздувает...
НАТАН.  Что-то я вас не понимаю... (Кириллу Степановичу). Что это у тебя? Кровь?
КИРИЛЛ   СТЕПАНОВИЧ. А-а... Это? Мясо. Потекло...
НАТАН. Вот что, мужики... Бар давно закрыт, да и мне пора...
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Не шуми,  хозяин, сейчас уйдем. Слушай, у тебя выпить не найдется?
НАТАН. Чего?

Блэк,  вайт,  скот, виски  или  две  собаки 

КИРИЛЛ СТЕПАНОВИЧ. Плохо  соображаешь. Выпить надо.
НАТАН.  Минеральной,  фруктовой?
КИРИЛЛ СТЕПАНОВИЧ. Родниковой.
НАТАН  (рассматривает Кирилла Степановича). Можно и родниковой. (Откупоривает минеральную воду). Пей.
КИРИЛЛ СТЕПАНОВИЧ (улыбается).  Как думаешь,   не  издохну?
НАТАН.  Покойников  мне тут еще не хватало. Мне  пора. Так  что, мужики, давайте  потихоньку  закругляться
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ.   Не торопись домой, хозяин, а то выгонишь нас, а у меня на улице  опять  кондрашка  как  хватит за одно место и все. Я брык и представлюсь. Будешь  всю жизнь  мучиться, что выгнал  на улицу.
ПЕТР. Как  себя  чувствуешь?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Мотор  работает и  ладно...
ПЕТР (похлопал по плечу Кирилла Степановича).  Ты смотри,  разговорился. Молодцом, молодцом. Отошел. И краска на лице  появилась. Это хорошо.
КИРИЛЛ СТЕПАНОВИЧ.  Эй, хозяин! Организм  я  свой изучил, как дважды два.

Блэк,  вайт,  скот, виски  или  две  собаки 

НАТАН. Ну-ну...  Смотри  ты, совсем повеселел дед. Полчаса  назад  за  ноги тащили  еле  живого.
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. А я, как собака, зализал...
НАТАН. Смотри ты, зализал...
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ.  Ничего ты  не  понимаешь... Сотку бы сейчас, а?
ПЕТР. А ты, случаем, не алкоголик?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Почему ты так решил?
НАТАН. Уж больно у тебя  глазищи заблестели, когда ты про сотку фронтовую вспомнил. Не балуешь, гвардия, а?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Ку-ку, Вася...
НАТАН.  Это я так... Тут  я каждый день  наблюдаю  разных  парней.  Как начинают они  мусолить  тощих  рыбёшек... Поверь,   видеть  этого  не  могу... Жалко.
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Это не про нас, дед. Давай неси, едрёна кочерыжка.
НАТАН (крякнул). А-а...    (Приносит бутылку джина).
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ  (рассматривает  бутылку). Ого!  Ты смотри! Собачий джин! (Глебу). Ты видишь, нарисованы две собаки - черная и белая. Мы его называли ”собачьим джином".
НАТАН. И ты его помнишь?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. А как же…

Блэк,  вайт,  скот, виски  или  две  собаки 

НАТАН. Ты смотри, а!
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ.  Я знал, что  ты  принесёшь «Собачий джин».
НАТАН. Да  ну…
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ  (читает). Блэк,  вайт,  скот, виски. Ты смотри, а? Две  собаки.  Пивал, пивал  такой. Было дело... Где  купил?
НАТАН (неопределённо). Достал...
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Да его  днём с огнем на прилавках  не  сыщешь.
НАТАН. Смотря  кто  ищет.
КИРИЛЛ   СТЕПАНОВИЧ  (доброжелательно). Ну, хозяин!  Ай да,  мерзавец!  Хорошо здесь у тебя, уютно.
НАТАН.     Поговори, поговори…
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ.  Все собирался зайти, да   никак  не  получалось. Бежишь, понимаешь, очертя голову на эту электричку и так каждый день, как собака... Каждый день...  Домашние будут  волноваться... Ну да  ладно...
НАТАН.  Это  хорошо, когда  есть, кому  волноваться  за  тебя на этой земле. У меня  нет  кому...  Жена?..
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Дочка  с  внучкой,  да  и  зять... Ничего, пусть  поволнуется...
НАТАН.   У меня  вот  никого...
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Что так  опростоволосился?

Блэк,  вайт,  скот, виски  или  две  собаки 

НАТАН.   Так  жизнь  сложилась...
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Понятно... Значит, один, как перст?
НАТАН. В  одиночку  вою.
КИРИЛЛ   СТЕПАНОВИЧ.  Ладно,  наливай.
НАТАН.  Не могу. Сам я не пью. Она у меня  не тронутая с  сорок третьего. Слушай, а мы с тобой раньше не  были  знакомы?
КИРИЛЛ СТЕПАНОВИЧ.  Вот  я  и  смотрю...
НАТАН  (сдавливает  свою  голову  ладонями.).   Фу  ты, Господи…  (В сторону  Глеба)  Не знаю, какого цвета кошка пробежала  между  вами, что вы там не поделили,  я  не  знаю, но жить надо, мужики, мирно. Всем  всего  хватит... Голову  на  плечах  только надо  иметь... На  од¬ной  земле  живем, жизнь у  нас  одна  и  незачем  друг  дружку  грызть… 
ГЛЕБ. Не  в  этом  дело...
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ  (Натану). Ты понимаешь, какая получилась  хреновина... Меня попросил сменщик мясо отвести домой... Мы соседи.
НАТАН.  Не  надо  меня  в э то дело впутывать. Сами, мужики, разбирайтесь, сами.
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ.  Ладно...  Как говорится, спасибо этому дому, пойдем к другому... Если  что   не  так, - не ваше дело… Следующий  раз будете проходить мимо,- проходите…   Всё понятно. (Берет  сетки).
НАТАН. Доползешь?

Блэк,  вайт,  скот, виски  или  две  собаки 

КИРИЛЛ СТЕПАНОВИЧ.  Доберемся...
ГЛЕБ. Я помогу.
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ  (внимательно  посмотрел на Глеба. Натану). Ты завтра,  до которого часа работаешь?
НАТАН. Как обычно, а что?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. У меня к тебе небольшая просьба...
НАТАН.  Ну...
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Боюсь, не донесу. Тут  килограмм  восемь. Брось до завтра  в  холодильник. Выручи.
НАТАН.   Артисты, ничего не скажешь! Хорошенькое  дело, а! Я выручу, а завтра придут товарищи в фуражках и возьмут меня под беды руки. И ку-ку, Натан. А в остальном – «прекрасная маркиза: все хорошо, все хорошо...»
КИРИЛЛ   СТЕПАНОВИЧ. Ты  на  каком  был  фронте?
НАТАН.  Было дело, а что?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Да  так... Показалось... (Посмотрел на Глеба). Я пошел.
НАТАН.  Ладно,  дед, давай твое мясо.  Бог  не  выдаст, свинья не съест. Сколько, говоришь, здесь?
КИРИЛЛ СТЕПАНОВИЧ. Черт  его знает... Восемь...
НАТАН (берет сетки). Восемь триста. Не больше, не меньше.
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ.  Смотри ты, как в аптеке.
НАТАН.  А ты как думал? Можешь взвесить. Плюс - минус десять грамм.
КИРИЛЛ СТЕПАНОВИЧ.  Профессионал.
НАТАН. А ты где воевал?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Где я только не воевал…
НАТАН (показывает на ногу Кирилла Степановича). Там?
КИРИЛЛ   СТЕПАНОВИЧ. Маленько  прихватило…

Блэк,  вайт,  скот, виски  или  две  собаки 

НАТАН. У меня с этим "собачьим джином" история была.  В общем, было  дело... (Глебу). Чего морщишься?  Еще не пил, а  рожу  уже скорчил. Если  не  интересно  слушать, так  никто  тебя  здесь  не  держит.
ГЛЕБ. Могу и  уйти.
НАТАН  (Кириллу Степановичу).   Грохнуть, что  ли  этого  козла.
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Оставь ты его.
НАТАН. Никто его не гонит. Кириллом тебя зовут?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Кириллом, Кириллом, Натан.
НАТАН. Не люблю я, Кирилл, эту наглую молодую поросль. Мы  были скромнее, что ли, а эти… (В сторону Глеба). Плевать они хотели на наши проповеди.  (Сплюнул).  Демократы… Ладно. (Крутит в  руках бутылку  с «собачьим джином»).  Случай  был со мной. Я уже, как говорится, был на том свете. Дал мне один  человек  глотнуть  «собачьего джина»... Понимаешь, один только  глоток  этого  джина... Почувствовал, что жить  буду  и  все  тут. На  всю  жизнь  запомнил.  Вот эта  бутылка  со  мной с сорок  третьего. (Глебу). Понятно? Вскочили мы  в одно село. Пить хотелось страшно. Я -  к  колодцу. Рядом  дом  полыхает. Смотрю, молодка  бегает вокруг этого  дома  и  голосит. Пытается  погасить пламя…  Тут  голову  поднять невозможно - пули  жужжат, как осы... Вижу, из-за угла выбегает   фриц,  и давай  ее  толкать  прикладом. А она, понимаешь, как двинет его ведром  по  башке. Вижу, что  пристрелит  ее, гад, и все. Стрелять мне  несподручно, - женщина  перекрывает. Короче говоря, улавливаю момент и дырявлю  его. Он мешком на землю, а второго-то я и не усмотрел. Второй, паразит, попадает прямо сюда  (показывает), в ступню. Хорошо... Чувствую, что основательно. В глазах забегали  белые мушки. Успеваю навечно усыпить второго. А она бегом во весь рост ко мне. И ей: «дура-баба, ложись!..» В общем, давай она меня  обнимать… и  рыдать…. Тут-то я сознание и потерял. Очнулся, смотрю, тащит меня солдат. Достал  он  бутылку  и  приговаривает: «Глотни,  братец, этой живительной  влаги, легче станет, жить будешь, солдат...» Ложкой мне зубы разжимает... Глотнул  я этого джина и, поверь, сам себе говорю: «жить будешь, Натан». Помню, опять  заплясали  белые  мушки... Короче, отключился. Оказывается, у меня  была  еще  одна  дырка...

Блэк,  вайт,  скот, виски  или  две  собаки 

КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Конечно,  была дырка, Натанюха.
НАТАН. Только, понимаешь, разлепил  глаза, сразу стал просить «собачьего джина».  (Вдруг  приподнялся). Ты  что?! Что значит: «конечно, была?» Ты откуда знаешь?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Была, была, Натанюха, дырка  в твоём  теле.
Её  тебе сделал тот раненый в зад фриц. Я его пустил в расход....
НАТАН.  Иди  ты … со  своими  шутками!
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ.  И пойду...
НАТАН.  Не надо...
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Что «не надо?»
НАТАН. Это ты?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Я.
НАТАН. Кирилл...
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Похоже...
НАТАН. Что же это такое... Ты что, шутишь?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Какие там могут быть шутки, Натан...
НАТАН. Значит, это ты?
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Так точно.
НАТАН   (плачет). Я тебя искал, Кирюша...
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Смотри  ты, как бывает...
НАТАН.   От, судьба...
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ. Когда я тебя  приволок, мне сказали, что дело твое безнадежное...
НАТАН. Выходили меня, Кирюша... (Обнимаются).
КИРИЛЛ  СТЕПАНОВИЧ.  Натанюха...
НАТАН. Кирюша...

Затемнение.

•  АРТЕФАКТ — (от лат. artefactum искусственно сделанное) ..1) предмет, изготовленный, сделанный человеком 2)] Процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования. Напр., при фиксации гистологического …   Большой Энциклопедический словарь

Продолжение следует.


Рецензии