Поезда и люди

(или общие рассуждения об инерции в психологии и поведении людей)

Недавно мой очень хороший знакомый рассказал мне историю выбора пути своего сына. Когда-то, лет тридцать назад я,  будучи близок к семье друга, принял участие в  жизненном ориентировании  его сына….
     Дело обыкновенное, восьмой класс, специальной музыкальной школы. Вроде все уже ясно для парня, поезд идет в указанном мамой  направлении. Учеба перестала быть смыслом познания мира, а лишь  нудной обязанностью с «лишними», вроде, предметами…   Но, нет-нет да и захочется по-мальчишечьи помечтать, может о море, может о карьере физика, астронома или просто гонщика…  Но поезд-то уже идет по накатанному маршруту. Способности и  влияние мамы помогают делать успехи на выбранном направлении…
И вдруг наступил некий кризис между достигнутыми результатами и романтическими желаниями, бушующими мечтами подростка, переходящего в период юношества, где маминого влияния и музыкальной тонкости души становится недостаточно для ощущения себя уверенным молодым человеком и среди сверстников, и среди расширяющегося мира.
     Мне посчастливилось получить еще одну возможность  серьёзно пообщаться с парнем, ищущим выход из кризиса между мечтами и выбором жизненного пути… Слава Богу и сложившимся отношениям, мы были откровенны и доверяли друг другу. У меня в то время уже подрастал третий сынишка, и мне была близка тема становления юноши на собственный путь, так как уже обозначилась  аналогичная, трудная работа «на своём поле».
     В течении  нескольких  бесед мы  поняли, что противоречие возникло между его сложившимся направлением учебы в специальной школе, по маминому желанию музыкальной  деятельности и  его неожиданным внутренним бунтом, из желания узнать и попробовать чего-нибудь иного. Ну… хотя бы мысленно…  Я понимал. что в сложившейся ситуации нужно было  учесть «династические» устремления со стороны матери и в то же время придать общению нормальный процесс целеполагания и оценки возможностей в создавшейся ситуации.
     Надо отдать должное  неординарности личности. - в гуманитарных предметах и по широте своих взглядов,  благодаря начитанности и семейному влиянию мой молодой друг был очень интересным собеседником и даже помощником в некоторых моих литературных поисках в области рекламы.   Впрочем, на этом мы и сошлись  ближе, не смотря на достаточную разницу в возрасте… О чем я оставил для себя одни из лучших воспоминаний до настоящего времени.
     Так вот, мы определились, что в альтернативно возможных целях моего визави просматривается инженерно-техническое направление желаемой будущей деятельности. Однако,  втянувшись в этот процесс, не определяясь за моего друга я хотел показать ему построение программы конкретных действий в его тогдашней главной деятельности – в  учебе…  Вопреки его определенным успехам в гуманитарных предметах, предметы, лежащие в основе  естественных и инженерных наук были,  мягко говоря, ниже среднего. Математика, физика, химия были  не его «коньком»… да и маму его «успехи» в «неосновных» предметах тоже начали серьёзно беспокоить. Я, окончив к тому времени  кроме инженерного ещё и экономический ВУЗ, был достаточно квалифицированным студентом и «специалистом» в области обучения…
     Мне довольно легко удалось убедить моего друга в том, что его реальные успехи в области гуманитарных предметов в сравнении с отставаниями в предметах естествознания никак не говорят о его способностях и возможностях выбирать альтернативный путь на текущий момент. Более того, отставание в «неосновных» предметах не даёт возможности серьёзно ориентироваться на будущие вступительные экзамены в инженерно-технические Вузы. А кроме того, такие «успехи»  занизят общий балл по аттестату за 11 классов и могут снизить конкурентный показатель среднего балла при поступлении в определенном музыкальном, или гуманитарном направлении…  Такой непредвзятый анализ поверг моего младшего товарища в некоторое замешательство и может даже уныние… Я совсем не хотел оставить  его в ситуации слабого немотивированного отношения к учебе как в области «основных» предметов, так и в области «неосновных» предметов. Конечно же,  я был в постоянном контакте с родителями и был в некотором смысле сам на перепутье в смысле неопределенности как вести дальше невольно возникшее «консультирование» в области жизненного ориентирования.  И тут мне почти ни чем не помогал и ничего конкретно не  давал  опыт с моими двумя старшими сыновьями.  Я ведь сам учился жить и выбирать пути, только что приобретя совсем иную специальность, в отличие от инженерно-технической по первому ВУЗу и, конечно же, был на подъеме своих собственных устремлений и намерений…
     Пришлось вполне естественно дать  моему другу тайм-аут  для осмысления своей создавшейся ситуации и попробовать определиться в своих устремлениях и возможном выборе своего пока гипотетического пути. Мне же пришлось серьёзно подумать над  аргументацией   возникших реально, а  также гипотетических целей.  Я впервые почувствовал ответственность за консультирование в области жизненного ориентирования, области серьёзной, с  неопределенными условиями.  Мне  в ходе общения пришлось  очень близко познакомиться   с неординарным человеком, даже глубже чем со своими ребятами, с которыми мне никак не удавалось достичь желаемого уровня откровенности в связи с вполне понимаемыми каждым родителем причинами…
     Я нашел вполне определенный путь,  обеспечивающий уже выбранное направление учебы в будущем  и иное, альтернативное, направление учебы  после школы. Это было просто и понятно для каждого, т.е. нужно будет просто подтянуть отстающие предметы. Однако,  мне не хотелось подсовывать молодому человеку готовое решение. Хотелось бы  получить от него хоть какую-то осмысленную аргументацию отказа от поступления в консерваторию, а так же осмысления иных своих действий для решения  поставленных задач.  Впрочем, оставлять все как есть,  не соответствовало  уже и  его пониманию ситуации на первом этапе. Мне тоже от души хотелось увидеть своими глазами его осмысленный выбор,  да и его мама, будучи основным идеологом его будущего, тоже забеспокоилась по поводу его неожиданного выбора  в будущем после школы…
       «Птичка» сомнения и чувства альтернативы уже была выпущена из клети  и позвала за собой взлетающую на крыльях мечты молодую душу…
                *     *     *
     Я честно выполнил свою консультационную задачу. Не вдаваясь пока в детали и психологию выбора, я помню, добился, чтобы мой  юный друг уточнил волнующие его неясные перспективы «инженерного» пути и  осмыслил явное совпадение своих достижений и успехов в области гуманитарного направления, т. е. грядущих задач и сегодняшних возможностей. Мы одинаково понимали, что если дело с «неосновными» запущенными предметами отпустить на самотёк и дальше, то можно и не поступить в ВУЗ по гуманитарному направлению и, более того, не поступить с первого раза в ВУЗ на инженерно-техническом пути  перед армией. А при плохой школьной подготовке после армии останется только профтех - образование  и успешная работа на предприятии с параллельной вечерней или заочной учебой…
     Помню хорошо, как у юноши  победили  и «мятежный дух» и одновременно разумное решение  - «на всякий случай» не выпустить «синицу из рук». Мы вместе построили программу, как  из четверти в четверть, спокойным и настойчивым трудом сознательно за два года выйти на устойчивые четверки по всем отстающим предметам, и пятерки по «основным» а на последнем выпускном году приблизить к пяти баллам все предметы в аттестате перед выпускными экзаменами. Мы составили план действий и таблицы планируемых оценок по оставшимся школьным годам. Получилась вполне конкретная, обоснованная и принятая самим школьником программа.  Наш секрет состоял в том, что он будет выполнять его сам, без обещаний родителям, и  только, если понадобятся репетиторы кроме моих консультаций, он ознакомит с планом  своих «предков".   В случае удачи, через год - два мой «олимпиец» постарается поучаствовать в олимпиадах школы по предметам инженерно-технической  области учебы.  И, более того, осмелится в одиннадцатом классе поступить параллельно на подготовительные курсы  для поступления в выбранный самостоятельно столичный ВУЗ….
     «Надежды юношей питают», да и «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» …
      Жизнь как всегда оказалась богаче наших представлений о ней…
Мой юный друг действительно взялся за реализацию нашей программы. Хвала его устремлениям и труду.   Не все пошло гладко, как мы прогнозировали…  но процесс пошёл…  Я успокоился, занялся рьяно за свой новый путь в работе, нужно было усилить внимание за подрастающими ребятами, как всегда чужих было воспитывать легче, чем своих.  В стране грядели перемены с перестройкой, с её новыми веяниями и перспективами…
      Мой подопечный школьник, окончил школу, поступил в консерваторию, отслужил срочную, Занял хорошее место на хорошем уровне в хорошем столичном оркестре…  «Мятежный дух» отступил, но… 
     Жизнь расставила все на свои места… Семья, рождение ребенка, увлечение идеями собственного дела не всегда в гуманитарной сфере  по специальности…  Взлеты и падения в карьере без специального образования, при широких личных возможностях и способностях…  Хорошая уверенная позиция в жизни неутомимый дух в естественных трудностях и перипетиях жизни…  На разных работах и в разных предпринимательских сферах… Растет сын уже семиклассник …
     И надо же так повернуться моей судьбе, что я совсем нежданно-негаданно поприсутствовал, а потом и поучаствовал в мотивации уже его сына-семиклассника.
     Я вспомнил все… И мне вдруг пришлось урезонивать, бывшего моего подопечного школьника – не «наезжать» на сына, который внешне безучастно отнесся и к советам-требованиям папы и  моему честному рассказу о прошлой  мотивации его любимого папы…
     Я заговорил об инерции и … ПАРОВОЗАХ….
И понял, лучше всего эта мысль излагается в виде притчи…

И так, О САМОЙ ТЯЖЕЛОЙ ИННЕРЦИИ – ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ПРИВЫЧЕК…

    Ехал Человек в поезде, ехал с удобствами и радостью общения со спутниками, дорога была длинная, он  работал, учился, развлекался. И вот,  однажды  Человек подумал, или что-то в нем проснулось, и он стал мучиться мыслью, что едет он не в том направлении, да и не в тот город. И мысль эта стала мучить его все сильней и сильней… А так, как он был человек воспитанный в гуманном, гуманитарном духе, он стал расспрашивать и убеждать соседей и знакомых в том, что поезд идет не в том направлении куда ему хотелось бы… Он был терпелив и воспитан, и говорил он со многими окружающими друзьями и  пассажирами… 
    Кто-то понимал его, кто-то отмахивался и шутил, а кто-то просто призывал успокоиться и ехать спокойно – путь-то уже выбран и накатан… Человек понимал всех с кем говорил, но его-то самого уже не устраивал ни поезд, ни попутчики, ни накатанная жизнь… 
    И хотя он вроде сам сел в этот поезд или, можно сказать, с помощью самых дорогих ему людей, а вот теперь его собственные мечты и идеи, когда-то давно  в детстве, будоражившие его, вдруг с новой силой  меняли все внутри, отбирали уют и покой в душе.  Да, уют и покой, приобретенные столь успешным движением по накатанной и уже ставшей привычной дороге…   Он  уже не радовался своим удачам, или будущим скромным успехам…   Человек не боялся привычной работы среди знакомых людей, выработанными за годы методами, просто он почувствовал, что они, эта работа, этот кругооборот жизни вдруг  одномоментно потеряли для него интерес и радость. Радость, когда  любимое дело  занимает и на работе и дома и даже рядом с близкими людьми...  и уже не  «греет» ничем, ни изнутри, ни снаружи….
     Для других людей это было бы катастрофой или может моментом самобичевания или самоуговоров с целью отбросить блажь  и не смущать себя и близких разбуженными вдруг идеями…   Но человек уже жил другими смыслами жизни и в каком-то смысле  он даже легко перешагнул все, что было таким значительным для него за прошедший отрезок жизни… 
     А поезд двигался и уже будучи просто его пассажиром, человек сознательно пробирался к  машинистам, что бы хоть как-то  повлиять на  своё неясное будущее, или хоть узнать о судьбе самого поезда и его путях…   Поезда, в котором он в одночасье стал просто случайным пассажиром…
     Счастливая случайность свела его с опытным машинистом и начальником поезда.  Он выслушал  горячую речь пассажира о нетерпении покинуть его поезд, идущий по маршруту и расписанию.  Начальник поезда  признался, что не является наставником молодых людей, а он всего лишь железнодорожник, но стоя перед набегающими перед глазами рельсами, он рассказал человеку об инерции на железной дороге.
     « Я  тоже иногда был обуреваем желанием сменить обычный маршрут своего движения.  Но жизнь поездов, как впрочем и жизнь людей всегда связана сотнями нитей желаний, обязанностей и ответственности  за себя и окружающих тебя людей…
    Вы не можете ни резко затормозить поезд, ни тем более сменить направление его движения….      Инерция его огромной массы, не даст нарушить физический покой сотен его пассажиров.  Инерция расписания и обязательств перед пассажирами за график и маршрут движения тоже делают каждого машиниста – управляющего поездом, полностью зависимым от  закона расписания и графика.  А ведь каждый машинист знает как управиться со своим поездом…   Ан нет, инерция массы поезда и инерция человеческих желаний не даёт даже такому мастеру, как машинист, управиться с поездом по его собственному желанию…
     А что бы сменить маршрут в другой  город нужно выстроить другой путь, нужна именно та заветная стрелка, которая и повернет твой поезд на иное направление.  Но нужен ещё  и стрелочник…  Нужны  и вокзал и депо… а для Вас теперь нужны и другие  спутники, и другие  встречающие, другие учителя и конечно же средства существования…  и ещё  много-много  сил…»   
     Поезд летел на полном ходу по проложенным кем-то рельсам и Человек опять попадал под волшебный ритм стука колес на стыках и мерный гул  хорошо отлаженной и работающей машины. Он слушал мудрый и неспешный рассказ своего невольного наставника об инерциях на железной дороге…
     И постепенно у него рождался свой план, вернее свое видение  своего нового пути, своих новых рельсов, стрелок  и стрелочников…  Новых вокзалов, незнакомых людей, незнакомых задач…    Человек был захвачен мечтой юности и вновь ярко сверкающей идеей, он был полон сил и не сожалел уже о «напрасно» прожитых часах, днях и годах.
     Благодаря мудрому рассказу наставника-машиниста он уже понимал, какую огромную инерцию ему придется преодолеть внутри своего мира хорошо знакомых привычек и какую огромную инерцию привычек своих родных, близких, знакомых ещё придется ему  долго преодолевать.  Ведь близким  совсем не захочется видеть его другим, незнакомым…    Незнакомым и иногда неудобным,  не привычным, «не  послушным», и даже «чужим» с новыми и порой «чуждыми»  идеями… 
А ведь все нужно будет начинать с нуля…  Учеба, материальные затруднения, опять же противления самых близких и родных людей, для которых его самые радужные идеи, намерения и даже конкретные планы Его Самого будут восприниматься как блажь…

     Человек шел в свой вагон собирать вещи к ближайшей поворотной для него станции…   Вагон качался и стучал на стыках, в тамбурах задувал морозный бодрящий ветер, а душа уже вырвавшись из привычной жизни, начинала свою новую песню…   Трудная, но уже интересная своей новизною жизнь охватывала существо зарождающегося Нового Человека…


Рецензии
Хороший рассказ. Мне понравился. Очень важно выбрать правильно свой путь Тогда человек счастлив. И важно в это время, время выбора иметь такого замечательного знающего наставника, как Вы.
Помню, у меня никого в моё время не было....поэтому я, смешно сказать, инженер-механик, никогда не работавшая по этой специальности! С грустной улыбкой, Лидия.

Лидия Дунай 2   09.04.2015 16:08     Заявить о нарушении
Лида, спасибо за теплые слова незнакомому человеку... Рад, что понимаете проблему и вашему отзыву на тему.
С уважением

Игорь Путник   20.04.2015 17:39   Заявить о нарушении