Игры разума

                ИГРЫ  РАЗУМА
                Леонид Немудрук
   
В июне 1946 года наша семья переехала к деду Максиму на родину нашего отца в село Чижово, Березовского района, Одесской области, откуда он ушел на заработки в начале коллективизации в 1928 году. Уходил он один, а теперь с ним была жена и семеро детей – два  четырнадцатилетних сына-близнеца, сын восьми лет, две дочери-близняшки полутора лет, и еще две дочери десяти и шести лет. Собственно добирались мы к деду Максиму в течение четырех лет после выселения нас немцами из Таганрога, через который в течение почти девяти месяцев проходила линия фронта, в конце весны 1942 года, где мы жили перед войной. Пешком прошли по оккупированной территории более тысячу километров от Таганрога до Ново-Одесского района, Николаевской области, где и дождались окончания войны.

   А отцу еще и  пришлось более года пройти солдатом дорогами войны, которую он закончил в Берлине и он пулей бронебойного патрона написал на рейхстаге – гвардии сержант Немудрук. Таганрог. Переехали мы к деду, огороды у всех уже  посажены, а у нас   средств нет. Дед наш  к тому времени второй раз женился. Наверное, впервые отец попал в непредвиденную ситуацию, хотя работы в колхозе и много, но платить  колхозу нечем. В колхозе работать практически некому, работали мы в колхозе все, даже мне восьмилетнему приходилось водить коня при культивации кукурузы.

    Мы были детьми войны, игрушек у на не было, а младшие дети часто предоставлялись самим себе. Игрались вместе с другими деревенскими мальчишками, бегали по деревне и за её пределами. Одним из любимых занятий было разорение вороньих гнёзд (хотя вороны и защищались, но ребятня сильна своей коллективностью и вороны против стайки ребят ничто), а яйца вороньи ведь ещё и еда!  Другим занятием было ловить летом,  в послеполуденный зной, зайчат. Бывало, идешь тихонько по зарослям курая (перекати-поле на склоне за селом), поднимаешь край бурьяна, а почти под каждым третьим  кустиком спит после обеда зайчонок. За уши его - и в пазуху. Обычно, поиграв с ними, - отпускали. Однажды принесли домой, кормили недели две, а он подрос и сбежал….

  С деревней Чижово у меня связано одно недетское яркое воспоминание, которое не давало мне покоя всю жизнь, и я потихоньку проводил свое расследование, собирая по мере взросления и продвижения по жизни информацию из самых разных источников….

 Как-то забрели мы с деревенскими мальчишками на крутой глиняный обрыв вдали за селом. В нем были три использованные вапнярки .  Вапнярка – это  вырытая на крутом глиняном склоне печь в виде колодца, в которой на юге Украины  обычно отжигают известняк для приготовления извести (известь - вапно по-украински) для нужд всей деревни обычно.
 Вокруг  печей у их основания лежали  довольно большие кучи пепла, очень своеобразного и явно не раз перерытого. Своеобразие пепла было в том, что это был пепел от жженых костей. Меня это удивило
-Что это, хлопцы? Спрашиваю.
 - А, то  німці жидів палили! – отвечают.
-!??  Мы так называли стрижей, (птиц  живущих в норах на склонах круч), и воробьев.
-Птичек? Сколько же их надо сжечь!?
- Та ні, людей!
 
   Когда пришел вечером домой, расспросил взрослых. Да, сказали мне. Там немцы расстреляли, а потом сожгли в этих печах-колодцах (вапнярках) пять тысяч евреев, которых они захватили и держали в кошарах за селом, и держали там несколько месяцев. Приехали пятеро немцев что-то им зачитали, заставили вырыть эти  печи-колодцы, и расстреляли  их.  А потом и сожгли в этих вапнярках - душегубках. Всех!

    Меня это буквально потрясло. Не мог я представить, как это пятеро человек смогли расстрелять пять тысяч. Среди них же были взрослые мужики. Да их, этих пятерых можно было просто затоптать даже совсем безоружным и слабым! Это известие долго будоражило моё воображение и нет-нет, и я мысленно представлял эту фантастическую и жуткую картину. За что и кто это сделал?

   Проходили годы. Не складывалась картинка…. В памяти новых поколений местных жителей эти события  постепенно стиралось. Там, среди  расстрелянных, местных жителей не было. Я, когда попадал в наши края, нет-нет, да и вспоминал о том пепле, что кучами лежал вокруг печей. И потихоньку удивлялся сам себе - а что это ни одна еврейская организация не заламывает руки над этим пеплом?! А ведь у расстрелянных евреев были родственники! Евреи не из тех, кто такие вещи забывают и тем более – прощают. Предать забвению такое невозможно, разве если есть «указание», или  есть какие-то внутренние причины…. Особо тщательно я не копал в этом вопросе. Я ведь человек посторонний. Но так уж я  устроен - хотелось докопаться до понятных здравому смыслу объяснений той невероятной картины. Ведь на кону были жизни многих людей – и пять человек против пяти тысяч!? Решил поискать ответы вначале в литературе. Я жил далеко от тех мест и,  при случае, хотя бы надо было знать, что спрашивать о жизни евреев. В СССР была тогда одна книга, которая возможно могла как-то  пролить свет на этот вопрос. «Осторожно сионизм» – называлась. Я бы век её в руки не взял без нужды, а тут на неё явно организованно велась травля. Литературы еврейских авторов по этим вопросам не было (нет и до сих пор, и только А. Солженицын в конце своей жизни взялся за эту работу, написав «Двести лет вместе»,  несколько отодвинув занавес замалчивания).

   Когда у нас в Питере в 70-е годы вышла книга некоего Романенко «Классовая сущность сионизма», я и её  купил. Стоила меньше рубля. Книга довольно скучная. Посвящена она и изложению истории еврейского общества (действительной и мифической) и её внутренней структуре, рассматриваемой с классовых позиций. Хоть что-то. А  из бесед с окружающим меня различным просвещенным людом и собственных наблюдений, сложилась некая картина. Происходит этот древний народ из одного небольшого племени кочевников, жившем  на Ближнем Востоке в древние времена. Одной расовой группы с палестинцами -  семиты, но разных религий.   Живут евреи сейчас по всему миру, но обычно обособляются в своей диаспоре (общины-землячества), куда посторонних не очень допускают. Практически никогда не отождествляют себя с тем государством, в котором живут. Обычно внутри диаспоры как-то организована взаимовыручка, чему надо бы поучиться всем. Интересы своей диаспоры принято ставить на первом месте, а внутри диаспоры иерархия – и не понять стороннему всех их  тонкостей. И   все книги про сионизм «не приветствовались», хотя сионизм и рождался в 19-м веке как движение по возвращению евреев в священный Сион. Сионизм у нас считался расовой теорией. (А к оголтелому национализму,  так же как и богоизбранности и богоносительству народов я всегда относился подозрительно потому, что ни один народ не лучше и не хуже другого,- просто народы все разные,  как цветы на лугу, и все они от Адама и Евы,или от обезьяны ). Вразумительного объяснения событий для себя я не нашел.

   Нужен был дополнительный источник информации, хотелось бы побеседовать с очевидцем тех событий. А где их найти? И тут я вспомнил, что хорошо мне знакомый родной брат отца, дядя Кима (Евдоким), и в 1941 году и большую часть оккупации жил в Чижово. Свидетель. Уже после смерти отца, примерно в 1984 году я заехал к  дяде Киме в гости и задал вопрос ему об этой истории 1941 года. Он очень удивился моему вопросу.
  -А кто тебе сказал, что это немцы расстреляли евреев?!
  -Так я же сам видел кучи пепла и вапнярки в 1946-м!
  -Это правда. Были расстреляны около пяти тысяч евреев. И сожжены, но расстреляли их не немцы, а украинские полицаи. Пятеро полицаев.  И полицаи были не из местных жителей. И с ними прибыл только один то ли немец, то ли румын.
  -А откуда вы знаете, что полицаи не местные? удивился я.
  -Так их в селе никто их не знал, а после расстрелов они кричали «- Слава…»! Да и они сразу после всего из села убыли и больше  в селе не появлялись.     !   
   - Нет, не наши то были полицаи,  не местные! Уверенно повторял дядя Кима.
   -После прихода «наших»,  органы проводили тщательное расследование. И где-то есть документы и они не засекречены, добавил он. Потом это подтвердили и другие жители Чижово, куда мы съездили на моей «копейке» с дядей Кимой.

  И поведал мне историю в подробностях. Где-то в конце лета 1941-го года немцы пригнали в село  группу евреев, по разговорам,  около пяти тысяч человек. Собрали их со всей округи. В основном это были беженцы из разных областей Украины и Молдавии. Разместили их в колхозных кошарах  за селом (Кошары – загоны с сараями для содержания овец и защиты от волков), где евреи содержались больше месяца. Охраняли этих евреев несколько местных полицаев. А старостой в Чижово был немец из местных колонистов «фольксдойчей» немец из ближнего села - бывшей немецкой колонии, заселенных еще при Екатерине II. Пользовался староста доверием оккупационных властей. Дядя Кима называл всех пофамильно, но я тогда не записал фамилий, а теперь не вспомнить.

 В первую ночь с почти чисто арийскими документами ушли из лагеря более тридцати еврейских семей («голубая кровь»?), а у старосты, говорили, появился, «золотой запас». В несколько последующих ночей ушло ещё более полусотни семей (полукровки?). Потом в течение всего срока пребывания ещё  некоторыми покупались документы, и они с этими документами  также ушли из лагеря в кошарах. В селе эту информацию не скрыть.  Остался в лагере  простой люд, который просто оставался на заклание и которым ушедшие, видимо, «не советовали» бежать. И это не касты?! Впрочем, про касты - это гипотеза, а факты я изложил. Расслоились….

   Спустя какое-то время  (примерно через месяц - говорил дядя Евдоким) прибыл немец с группой полицаев, всех евреев построили и сказали, что они обязаны для победы фюрера сдать все имеющееся у них золото и драгоценности. Добровольно. А кто не сдаст, тот враг, и будет  расстрелян. Поставили для этого два ведра и расстелили несколько одеял. И когда золотом  и драгоценностями ведра наполнились, они высыпали  все на одеяло и вновь поставили ведра. Первых (человек триста), сдавших драгоценности добровольно и по первому требованию, отделили от остальных, а затем выделили   ещё группу,   вооружили лопатами и приказали копать колодцы-печи, а остальных стали выводить по пять человек, обыскивали и расстреливали. Образовали конвейер истребления. Пока не расстреляли всех. Каждому вменяли в вину сокрытие от фюрера драгоценностей (и детям!?). Когда закончили копать печи-колодцы и загрузили расстрелянных в печи, расстреляли и тех триста человек, кто добровольно вначале сдал драгоценности….

 Расстреливали украинские полицаи.  Немцы считали себя высшей расой (юберменшен)  и старались такую «работу» сделать чужими руками представителей оккупированных народов -  «недочеловеков», к которым могли относить и некоторых своих союзников. Хотя чисто юридически расстрел на ответственности гитлеровцев. 

   Ну, а потом подожгли печи – несколько дней горело, перезагружали печи многократно, продолжал свой рассказ дядя. Перед приходом наших,  староста и кое-кто из его команды ушли с немцами. Всплыл староста  потом после войны в ФРГ. Совсем не бедствовал. В восьмидесятые годы или в конце семидесятых приезжал в Чижове, у него где- то здесь оставались родственники. За помощь в спасении части евреев  он еще во время следствия (сразу после войны) был во всем оправдан. Против него уголовного  дела даже  не возбуждали.
   -А почему же пепел был разбросан достаточно  далеко  от печей?-  спросил я дядю Киму.
   -Да это  его некоторые селяне потом  просеяли и… обогатились?.


   Слова об участии сельчан в просеивании пепла шокировали меня и  заставили задуматься. Хотя известно, что просеивание пепла из крематориев было обшей практикой в гитлеровских концлагерях.  Обычно военнопленных, назначаемых в «сеятели», спустя некоторое время тоже отправляли в печи. Рискну предположить, что и здесь просеивание пепла не обошлось без участия оккупационных властей. Однако сильно и подозрение, что здесь были и добровольные «сеятели».  Размышления над этими вопросами привели меня к убеждению, что причиной таких поступков было обыкновенное лукавство, способное размывать в человеке нравственные ограничения. Лукавство, на мой взгляд, питается человеческим эгоизмом (и наивностью, благими, якобы, намерениями), и в настоящее время является основным вызовом и опасностью человечества. Лукавство преследует человека от сотворения мира (Каин, убивший своего брата Авеля на вопрос посланца Бога – где твой брат?  лукаво ответил, - я не сторож своему брату). Оно способно ломать нравственные ограничения в сознании человека. Именно лукавство делает жизнеспособным религиозный и национальный экстремизм и ведет напрямую к терроризму, этому своеобразному якобы «праведному» самосуду. Лукавство же оправдывает баснословное имущественное расслоения людей, а порождается оно вначале вроде безобидными играми разума с совестью. Особенно опасно лукавство в политике.
 

Вот такая история, и её некоторая изнанка…. А может, среди оставшихся евреев  «буйных было мало и не стало вожаков»? Осталась «толпа» без пассионарных лидеров. Вот и вели себя так. Как до такой степени утратилось чувство самосохранения? Сами выкопали для себя крематорий, сами снесли расстрелянных, сами сгорели, но не все драгоценности  отдали…. Впрочем, трудно понять психологию «приневоленных» людей, не побывав в их шкуре. В Смоленске, где я служил офицером,  рядом с домом, в котором я квартировал,   были километровые братские могилы из сотен тысяч наших пленных, в основном умерших в плену от голода и расстрелянных, но тех ведь сурово охраняли.
Расстрел на совести гитлеровцев, но а «расстрельщики»-то каковы?! Как то, после одной европейской поездки младший сын рассказывал, что в Австрии в Зальцбурге с вершины городской крепости он мог наблюдать одиноко стоящий дом местного палача, жившего в нем в прошлом. Никто не хотел селиться рядом с убийцей людей, хотя палач, признавалось, выполнял полезное (но не богоугодное) дело. И никто рядом не селился, И стоит тот домик в одиночестве. Как же можно понять добровольных палачей невинных людей, да еще под крики «слава героям!»? и не может быть этому оправдания.
Замечу, что после чтения,  книги А. Солженицына «Двести лет вместе», многое в поведении евреев для меня смотрелось по-иному. Я уже немного  догадывался, что на событиях наложилась и многовековая история проживания евреев не просто в отдельной  диаспоре, а  в организованном и структурированном изолированном религиозном кагале,  и в «изгнании» без своего государства. И жить и выживать их диаспоре приходилось в правовом поле чужого государства, где им таки удалось выжить в течение тысячелетий.
Ведь можно же понимать эти события как победу безоружных людей над вооруженной машиной истребления. Ведь лучшие люди для потомства таки сохранились, но … я не встречал их.
Человеческое сознание формируется в течение всей его жизни, но его основы закладываются воспитанием в детстве и юности и трудно меняются. И, если тогда «втемяшится в башку какая блажь», расплачиваться приходится долго. Поступки, как правило,  совершаются с «благими намерениями», и человек всегда стремится себя оправдать. Однажды судили жестокого насильника, описывает случай Карнеги. Вина его полностью была доказана.
- Как же вы так могли, спросил судья.
- Так лучше уж я, чем какой-нибудь негодяй, ответил насильник….

  Существует мнение, что разум это свойством материи познавать самоё себя. Человек рождается разумным – Homo sapiens, что заложено в генной структуре зародыша. В  процессе жизни он может развить свой разум обучением и тренировками, но талантливее не станет, если я не музыкален изначально, то мне не светит быть музыкантом. Разум в человеке заложен как потенциал для его развития. Замечено ведь, что человеческое дитя, выросшее до определенного возраста в звериной стае, не становится автоматически человеком. Хотя никто не придумал еще умомер, но умнее человек становится только в раннем детстве, что иногда может передаться по наследству, но по жизни человек практически не умнеет, его потенциал разумности не растет, он лишь набирается знаний. И, похоже, за время писаной истории человек умнее не стал! У разных людей – разный объем знаний и нравственных установок, которые являются результатом обучения и воспитания, т.е. – того же обучения статистическому опыту всего человечества (многовекового – и больше всего эти принципы сосредоточены в религиозных учениях в вероучениях), определенной человеческой популяции и воспитанием эти принципы доведены до навыков – автоматической составляющей умений. Они и составляют нравственную основу личности.

  Как вид человек в природе победил за счет коллективных действий и сохранил в себе коллективистские начала, хотя и обоснованно сильна в нем индивидуалистская составляющая, а уж чувство самосохранения есть черта индивидуальная. И сейчас выживает в составе коллективов - государств. Именно воспитание в обществе делает из человека разумного еще и человека нравственного Homo moralis. И только нравственный человек и есть Человек с большой буквы. Важным является повсеместное признание того, что человек получает средства к существованию в трудах своих. Отступление от этого принципа порождает ложные надежды и ведет к большим бедам. Живя в обществе, человек не может быть свободным от него и следует согласиться со словами Солженицына, написанные им более четверти века тому, что при полной свободе человека первейшей станет свобода бессовестности.

  Полагаю, что если разум есть свойство материи, то следует задуматься о его многоликости во Вселенной. И не обязательно проявления его на основе сложных белковых структур,  и в земном диапазоне температур. Согласно второму закону термодинамики неживая природа стремится к хаосу (увеличению энтропии). Разум человека (душа?) стремиться упорядочить природные явления (может уменьшать энтропию). Похоже, разум противоположен хаосу и в силу симметрии во Вселенной его должно быть столько же, сколько факторов хаоса (во всяком случае, много). Но разум сам по себе может быть направлен как на созидание, так и на разрушение или служить злу.
Может случиться всякое и недоброе в результате «игр разума» - суждений, полученных из ложных посылок, не отграниченного нравственными установкам, которые одни и делают человеческий разум созидающим.

За свою не короткую жизнь я смог убедиться и придти к твердому убеждению (не сразу – не задумывался), что народы всех рас по уму и талантам равны. Но, и это естественно, индивиды разные и по уму и по талантам. «Смертный смертному не равен – мерою одной не мерь» – прав Руставели! И подтверждением тому является одинаковость генома (совокупности генов, определяющих формирование организма человека) у разных рас. Талантливые люди, одаренные разными качествами, могут быть (и есть) во всех расах. Могут с разной частотой встречаться в разных расах, но, на то они и расы. А значит – все расы должны иметь равные исходные права. А жить будут: - (что народы, что индивиды) так, как заработали сами или частично за счет предков.

   Люди, ставшие на такой путь, могут быть и умными, но чаще это фанатики. Такое поведение всегда безнравственное. И для человека ничем не может быть оправдано. В физике говорят, что удар не имеет обратного оператора. Получившееся после удара, нельзя восстановить быстро, просто и правильно, либо вообще невозможно восстановить. Убийство людей недопустимо вообще. Это результат игр разума. Не людям решать вопросы жизни и смерти. Игры разума без нравственных ограничений могут многое погубить, и даже само человечество.

   Я человек неверующий, хотя крещен в православии, но не  безбожник. Согласен с профессором Сергеем Петровичем Капицей, что это человек создал (придумал) Бога, а не наоборот.  Для своей жизни создал.

   Люди, убивающие других людей, которые, может, не так молятся или не так разговаривают – аморальные безбожники.
Люди, одевающие религиозные ризы и выпрашивающие у чужого дяди оружие для «усмирения» части  своей паствы - безбожники и богохульцы. И это тоже у них от негодных игр разума.

 Всегда есть путь у людей договориться по любому вопросу или отложить вопрос для урегулирования в будущем. Правильно говорят, что умный человек может найти выход из самой трудной ситуации, мудрый не допустит создания безвыходных ситуаций. Человечество выработало много правил мудрого поведения. Хорошо быть умным как моя жена потом, часто говорят в Одессе.

                ***
                Послесловие
Однажды «армянское радио» спросили:
 – Как правильно охотиться на умных медведей?
- Надо сделать таблички с надписью: «дважды два = пять» и развесить их на медвежьих тропах. Умный медведь встретит такую табличку и станет ломать голову над такой загадкой. А когда сломает голову, приходи и бери, хоть самого, хоть шкуру! Ответило «армянское радио».
Нравственный опыт блужданий народа хранится, в том числе, и в анекдотах (живущих тысячелетиями), и в прозе и в поэзии, как, например, у русского Поэта 19–го века:
        Если к счастью пути
        Отыскать народ не сумеет,
        Честь безумцу, который навеет
        Человечеству сон золотой.
И хотя и не фашизм у нас растет с вами – нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Но и не райские кущи. Много хищного и агрессивного зверья заводится в кущах общества разделенного и не справедливого,выросшего из-за разных игр  . Живут эти хищники в головах людей и питаются играми разума. А  нравственности плохо видно  за такими кущами. Да и сны эти кущи навевают уж никак не золотые.

Давно было замечено, что сила армий заключается не только в их вооружении, составе и обученности, но и в силе ее духа.  Веками людьми придумывались и развивались  разные способы воздействия на моральное состояние и армий и народов.  Давно задумались, не проще ли побеждать, проводя  изменения в сознании врага пропагандой? Фантаст Рэй Брэдбери один из первых в своих «Марсианских хрониках»  показал действенность и эффективность (правда, в вымышленном мире) воздействия на психику врага взамен прямого немедленного силового столкновения. После Второй мировой войны некоторыми  использовались сходные идеи и намерения заменить ценности целых народов на ложные. Не  однажды в истории использовались не в добро манипуляции с «играми разума». Однако всегда  может появиться мальчик и воскликнуть, что король то голый.

  Полезно всем нам иногда оглянуться вокруг или ущипнуть себя.  Ведь нет таких разногласий, из-за которых людям надо убивать друг друга, хватаясь за оружие. Нет оправдания этому ни людям, ни, те более, правителям, становящимися на этот путь! А, может, правильно говорят на Востоке, что если проблему нельзя решить сразу, но с нею можно пожить – надо отложить её на будущее и, возможно, на века. Человеческие жизни нельзя вернуть, а проблема может и сама умереть….
В другой раз армянское радио спросили:
- Будет ли война?
- Нет, ответило оно, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется!
   


Рецензии
Довольно многоплановая статья-рассказ.
И актуальная. Возможно не только для текущего отрезка времени. Кстати этим отличаются все великие произведения мастеров прошлого, дошедшие до нас (не сочтите за комплимент, просто ремарка)
И, действительно, история с расстрелом и сожжением пяти тысяч евреев пятью полицаями украинцами. Замалчивание. В результате получили современную Украину. Тоже в Прибалтике, замалчивание их “посильного”, вклада в уничтожение евреев, в Польше… Лукавство.

Интересна тема нравственности и разума. Особенно в части противостояния хаосу. И предположения, что во Вселенной ареал обитания Разума должен быть сопоставим с ареалом обитания Хаоса. Такое встречал только однажды в одном фантастическом рассказе (печатался в серии Искатель) не помню названия, но, думаю, что Вы его не читали. И противостояние это, скорее всего носит динамический характер.

О Боге, может быть Капица и прав, но не уверен. Да и Ваш тезис о том, что разум заложен в каждом человеке изначально, генетически, это опровергает. Мне представляется сомнительным, что Разум – это продукт эволюции.
И, конечно, первичен конечно, для выживания человечества не разум, а нравственность.

Как-то писал о моторах (как о собирательном образе технических достижений Разума –

Не ведомы вам
Ни добро, и ни зло.
Страстей и желаний у вас
Ни на унцию.
Вы в добрых руках -
И Земле повезло.
Но мир не скудеет,
Увы,
И безумцами.

Спасибо за интересные размышления, Леонид

Леонид Смагоринский   23.08.2021 22:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.