Вычислитель как герой нашего времени

В декабре 2014 года на экраны страны вышел фильм «вычислитель» режиссера Дмитрия Грачева.
Картина снята по одноименной повести Александра Громова — истории в стиле «Пикника на обочине» Стругацких, которую, как известно, уже гениально перенес на пленку Тарковский, сняв «Сталкера». Съемки проходили в Исландии — там же, где когда-то были сняты «Ной» Даррена Аронофски и «Обливион» Джозефа Косински. Продюсировал фильм вездесущий Фёдор Бондарчук.

 По драматургической структуре это неторопливый и не балующий разнообразием квест, в котором десять человек пробираются по бесконечному болоту, погибая один за другим, хотя чисто теоретически у них есть иллюзорный шанс выжить, добравшись до так называемых Счастливых островов, куда вроде бы еще никто не доходил. Такова высшая мера наказания в пенитенциарной системе планеты Хлябь, которая в фильме переименована в XT-59. В фильме болото было заменено исландской северной пустыней, авторы картины явно не хотели цветастых метафор и стремились к некоему хайтековскому минимализму.
Мрачные стебли, камни и грибы, уничтожающие по очереди всех второстепенных героев, выглядят реалистично.  Сам режиссер Дмитрий Грачев своих оформительских приоритетов и не скрывает: "Я хотел сделать фильм, который бы по форме был дизайнерским решением, а все наши придумки воспринимались как некий акт современного искусства. По этой причине я отказался от болотной и мокрой эстетики, которой буквально пропитана повесть".

Главный герой картины, которого играет  Евгений Миронов, репрессированный президентский советник, который за свою гениальную расчетливость приобретет прозвище Вычислитель. У него есть в фильме спутница, её играет Анна Чиповская.   Противостоит главному герою бандит Полярный Волк. Его играет бывший футболист Винни Джонс, в котором в свое время Гай Ритчи разглядел фактуру и органику, незаменимую для ролей безжалостных отморозков и беспредельщиков.

Фильм вызвал массу самых разных отзывов, но мне показалось, что в рецензиях на него никто не задался вопросом, а почему это именно такой проект смог состояться? Фантастика не сильно у нас не сильно удачный жанр в кино. Громов не сильно прославленный писатель. При всем уважении к нему, сравнить его с Стругацкими по известности трудно. Тогда что-то должно было привлечь инвесторов и создателей картины и весьма авторитетных артистов в идее данного фильма.

Вообще фантастика во многом хороша тем, что позволяет придумать такие условия, чтобы твой герой смог в них продемонстрировать все свои возможности. И вот в отношении картины «вычислитель» я предполагаю, что основной смысл её в том, чтобы дать нам портрет героя нашего времени. Вычислителя.  Так как выглядит этот самый герой нашего времени?

Гениален? Отчасти. Физически он выглядит отнюдь не гигантом. Это не нужно ему. Вспоминается сам собой старый анекдот. Лежит на пляже мужчина и видит парня культуриста. Мужчина показывает на пресс парня и спрашивает у него – Это у тебя что такое? Парень отвечает, что это у него пресс, и это то, что нравится женщинам. На что мужчина достает из кармана пачку 100 долларовых купюр и говорит – вот это пресс, это то что нравится женщинам, а у тебя там какая-то болезнь. Гениален, но не слишком. Но умнее чем все кто рядом, то есть все время пытается что-то выгадать. Постоянно нацелен на поиск выгоды. И соответственно пытается за всем наблюдать, чтобы чего не упустить. Старается постоянно быть рациональным, при этом к людям относится чисто по потребительски.

Чем он отличается в лучшую сторону от бандита Полярного Волка совершенно не понятно. Нет в смысле умом и интеллигентной наружностью   это понятно. Но с моральной точки зрения все люди для него лишь объекты, которые можно или нельзя использовать для своих целей. И всё. То что он влюбился в героиню фильма и красиво предложил ей улететь  с планеты это красиво, но улетели они все же вдвоем. Вполне мог быть и здесь расчет. Конечно, Печорин тоже был не ангел. Офицер сердцеед, дуэлянт, храбрец и при этом скучающий барин – таким был герой когда-то. А теперь все стало иначе.

Теперь герой какой-то весь супермаркетный какой-то стал. Какой-то весь ашанистый пошел, типа « мыло купим здесь, а на трусы у меня бонусы имеются в соседнем суперпупер маркете».И все рассчет, да подсчет. Лишь бы правильно поступить, лишь бы верно шагнуть.  Какое время такие и герои. Так что все остальные участники картины идут по болоту исландскому минималистскому, а герой Миронова идет, словно по лабиринтам торговых центров, все с калькулятором в голове и все старается подсчитать. Чтобы не обмишурится, чтобы не упустить выгоду любую и не потерять чего-нибудь. Он борется с системой? Все советники и прочие специалисты в основном тем и занимаются, что «борются» с системой. Специалист по налоговому планированию, может вообще ныне воспринимать себя Робеспьером. И не без оснований. Такова ныне жизнь. Так что не будем тут сильно возбуждаться. Любой коммерсант кому-то противодействует, борется с системой. Впрочем, как и любое иное живое существо. Так что борец с системой здесь не самая важная характеристика. 

И в сравнении со сталкером из фильма Тарковского, он иной. Сталкер не столько знал зону, сколько  чувствовал её, в зоне знания не существует, она постоянно меняется, даже по своим следам тебе вернуться нельзя, ибо все может поменяться и пути там не будет. А герой Миронова чужак в чужой стране, он ничего не чувствует. Он зависит только от того знания, которым обладает и от способности действовать абсолютно холодно и непривязанно и рационально здесь и сейчас, используя всё и всех.

Такой уж герой ныне, всех пересчитал и всех в очередной раз победил «вычислитель» хренов, так что не бузите. А просто примите его и будьте здоровы. А что еще делать остается?      


Рецензии