Работа школьника о словохотовых из Баргузина

:questio вот такая работа про Словохотовых из Баргузина
http://www.profistart.ru/ps/blog/15827.html

Автор: Вылков Владимир


Научно-исследовательская работа:«Семейная профессия – учитель»

Выполнил:Вылков Владимир, учащийся 8 Б класса

Руководитель: Гуфайзен Е.А.

учитель истории, обществознания

Усть-Баргузин, 2010-2011 уч.год.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………..3

2. Основная часть ………………………………………………………5

2.1. Роль учителя в жизни общества ………………………………..5

2.2. Краткая справка о родословной Словоохотовых …………….. 7

2.3. Династия Словоохотовых (родословная)……………………… 8

2.4. Словоохотов Александр Николаевич…………………………. 9

2.5. Словоохотова Мария Ильинична………………………………11

2.6. Кочмарёв Михаил Валентинович………………………………12

3.Заключение………………………………………………………….. 13

4. Литература………………………………………………………….. 14

5. Приложение………………………………………………………… 15

1.Введение.

Тема моей исследовательской работы выбрана не случайно. Она является наиболее актуальной в этом году, т. к. 2010 год Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым объявлен Годом учителя. Каждый человек проходит школьный этап в своей жизни. Во все времена школа находилась и находится под пристальным вниманием государства. Будущее страны во многом зависит от того, каких детей выпускает школа. А школа – это, прежде всего, учителя.

«Учитель чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим …его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории», - писал Константин Дмитриевич Ушинский. Платон считал: «Государственная должность … состоящая во всевозможном попечении о воспитании мальчиков и девочек … - эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве». Сеятелями разумного, доброго, вечного считали учителей во все времена. От них – всё лучшее в человеке.

Что же такое профессия – педагог?

Педагог – это человек, от порядочности, чести, убеждённости которого зависит судьба других людей, вверенных ему. Идти в такую профессию можно только с сознанием того, какую ответственность берёт на себя человек, сделавший этот выбор.

Учитель! Пусть тебя стократ

Восславят, возблагодарят

И вознесут на трон из песен

Чтоб с каждым поколеньем впредь

Тебе волшебно молодеть

В труде, который так чудесен!

Хотелось бы в своей работе рассказать историю семейной династии педагогов нашей школы – династии Словоохотовых.

Объект исследования – процесс формирования династии как педагогов.

Предмет исследования – жизненный путь семьи Словоохотовых.

Цель исследования: раскрыть и всесторонне осветить жизненный путь семейной династии Словоохотовых и её роль в развитии образования Баргузинского района.

Задачи:

- ознакомление с биографией семьи Словоохотовых;

- возобновление знание об истории времени их деятельности;

- изучение преподавательской деятельности семьи Словоохотовых, выявление их вклада в образование.

Методы: исследовательский; работа с архивными материалами.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, литературы, приложения.

2. Основная часть

2.1. Роль учителя в жизни общества.

Л.Н.Толстой: «Много тысяч лет назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый Высокий Дух изрёк: «Вложил в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Необходимо обратиться к древним источникам, чтобы понять смысл этой профессии. Педагог (от греч. Paidagogos) – преподаватель, воспитатель, учитель. Согласно словарю Ожегова, учитель – это лицо, которое кого-либо обучает.

Педагог выполняет роль двигателя в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса.

Передаёт опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.

Педагог – хранитель и носитель многообразных общественных ценностей.

Педагог выступает как специалист, оценивающий культуру общества, он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен для учеников.

Педагог представляет мир молодёжи перед старшим поколением.

Педагог формирует духовный мир молодёжи.

Учись трудиться, думать смело,

Шагать – дороги хороши…

Нет в мире радостнее дела,

Чем воспитание души!

Наставникам – стихи и песни,

Сверканье вдохновенных строк,

Мудрейшей изо всех профессий,

Величье званья: «Педагог!»

Г.Куприн.

В Древней Греции педагогами называли рабов – наставников, которые присматривали за мальчиками , достигшими шестилетнего возраста. С древности и до наших времён самыми прогрессивными считались – мыслители, философы, ученые, поэты и учителя. Именно эти люди обращали пристальное внимание на воспитание и обучение подрастающего поколения.

Служение делу образования и просвещения вызывало особое уважение и у россиян. Учитель с его готовностью к самопожертвованию во имя детей неизменно зачислялся в число наиболее почитаемых соотечественников. Биографии учительских династий (родов) порой читались как увлекательная проза: они включали семейные предания, легенды, личную переписку, рассказы о семейной реликвии, о случае из жизни, газетные публикации и т.п.

Педагогическая династия – это повествование о роде с профессиональной преемственностью, в котором устанавливается происхождение, степень родства членов семьи, даются фактические сведения, оценочная характеристика тех представителей рода, которые являются носителями фамильного дела, т.е. составляют педагогическую династию.

Каждая педагогическая династия по-своему творческая, в этом, собственно, и заключается её счастье. Все члены этой большой династии – люди, влюблённые в свою профессию, поэтому других увлечений у них практически нет. Закономерно ли, что дети идут по стопам родителей? Конечно. В том числе и в выборе профессии. Об истории такой педагогической династии я хочу рассказать в своей работе – о династии семьи Словоохотовых.

С.И.Ожегов. Словарь русского языка: Под ред.чл. – корр. А.Н.СССР Н.Ю. Шведовой. – 2000. с.250.

2.2. Краткая справка о родословной Словоохотовых.

Семья Словоохотова Александра Николаевича была сослана из Оренбургской области.

Отец – Николай Александрович бал адвокатом, мать – филологом. Прадедушка – Дмитрий Николаевич, был митрополитом Оренбургской области. В книге Достоевского «Идиот» несколько строк посвящено прадедушке Александра Николаевича. Собралась вся знать Оренбургской области, ждали митрополита – Словоохотова Дмитрия Николаевича. По этой причине и была выслана вся семья Словоохотовых в посёлок Усть – Баргузин.

В Усть – Баргузин приехали: Николай Александрович (отец Александра Николаевича), мать Лидия Илиадоровна, учитель русского языка и литературы. Работали в Уринской школе Баргузинского района. В семье было 12 детей.

Старший сын Владимир Николаевич, по специальности филолог, был директором Горячинской школы, погиб во время Великой Отечественной войны.

Второй сын, Юрий Николаевич, по специальности историк, был директором вечерней школы п.Усть-Баргузин. Умер в 2005 году.

Третий сын, Дмитрий Николаевич – преподаватель физкультуры, пения в г. Красноярске. Умер в Ленинграде в 2004 году.

Четвёртый сын, Александр Николаевич, работал воспитателем в детском доме в п.Баргузин и в школе п. Усть-Баргузин преподавателем пения, физкультуры, труда. Умер в 1981 году.

Варенникова Валентина Ильинична, 198 г.р., сестра Марии Ильиничны Словоохотовой, работала учителем биологии.

2.3.Династия Словоохотовых

(родословное древо)

Словоохотов

Дмитрий Николаевич

Словоохотов Николай Александрович

Словоохотова Лидия Илиодоровна

Словоохотов Дмитрий Николаевич

Словоохотов Владимир Николаевич

Словоохотов Юрий Николаевич

Словоохотов Александр Николаевич

Словоохотова Мария Ильинична

Кочмарёв Михаил Валентинович

Варенникова Валентина Ильинична

2.4. Словоохотов Александр Николаевич.

Словохотов Александр Николаевич родился в декабре 1923 года, в семье интеллегенции. Отец-юрист, мать-учительница по литературе. Все братья и сёстры в последствии стали учителями. Закончил 9 классов в п.Уро и поступил перед войной в Улан-Удэнское Педагогическое Училище. В 1941 году добровольцем ушел в армию. В городе прошел трех месячные курсы по подготовки младших командиров и был отправлен на Фронт « Орловско-Курская дуга».

Подробнее о себе Александр Николаевич говорил:

«…23 февраля 1942 года нас из села Большое Уро отправили в военкомат в п.Баргузин, а потом в г. Улан-Удэ. За 4 месяца в городе нас обучили военному делу в воинской части посёлка Дивизионный. Я был артиллеристом. Рано утром, в мае 1942 года, нас отправили на фронт под руководство Рокоссовского, под Сталинград. Под Сталинградом принимал активное участие в пленении фашистской дивизии, во главе с генералом Паулюсом. Получил в боях тяжёлое ранение».

Об этом он говорил: «…. на рассвете 19 ноября 1942 загремели наши орудия, ударили «Катюши».

В армии Александр Николаевич служил в г.Чкалове до 1947 года. После армии вернулся на родину в п.Баргузин и поступил работать в райком ВЛКСМ третьим секретарём. В 1950 году после выборов работал в Баргузинском Детском доме воспитателем. С 1951 года работал военруком в УБСШ до 1981 года. Прошёл курсы переподготовки учителей по трудовому обучению учащихся, и работал до 1981 года, до конца своей жизни.

Словохотов А.Н. имел награды:

; «Орден Боевой Славы»

; Медаль «за победу над Германией»

; «25-летие победы над Германией»

; Ударник «Коммунистического труда»

; «Отличник Просвещения»

«В бой за освобождение Сталинграда двинулись танки, самолёты. Мы взяли в плен 330000 солдат и офицеров. Среди них был и генерал Паулюс. Я его сам лично видел. А 21 июля 1943 года я был тяжело ранен и был направлен в госпиталь на лечение в г. Калач». Затем он снова участвовал в боях, где получил ещё одно ранение.

2.5. Словоохотова Мария Ильинична.

Словоохотова Мария Ильинична – ветеран педагогического труда и труженик тыла. Педагогический стаж составляет сорок четыре года. Словоохотова – Варенникова Мария Ильинична родилась в Воронежской области, в городе Острогожск 4 июля 1930 года. Там закончила школу и педагогическое училище. По окончании училища, по комсомольской путёвке приехала в Бурятию в Баргузинский район в Усть-Баргузинскую среднюю школу в 1950 году. Директором был Шелковников. Константин Матвеевич, а завучем Шленкевич Александр Яковлевич. Школа была старая, на правом берегу реки Баргузин. В том же году поступила на заочное отделение Бурятского педагогического института имени Доржи-Банзарова на факультет биологии и успешно закончила. Вышла замуж за Словоохотова Александра Николаевича, который работал в Усть-Баргузинской средней школе.

Когда начала работать новая трёхэтажная школа, Марии Ильиничне дали новый кабинет. Организовала кружок «Юный натуралист». Был создан живой уголок (кролики, две черепахи, лягушки, ящерицы, змеи, белые крысы, морские свинки), был аквариум с рыбками. В кружке дети изучали животный мир, пользу от животных и охрану животного мира.

«Много сил и энергии приходилось отдавать пришкольному участку. Начинали с нуля. Вместе с Валентиной Александровной Башаровой заложили сад. Из г.Улан-Удэ – плодово-ягодной станции привезли саженцы яблонь, груш, сливы, вишни, малину, смородину, крыжовник. Надо все посадить. Тщательно ухаживать, чтобы все деревья плодовые и кустарники прижились и стали давать плоды. Второй отдел пришкольного участка – это опытническая работа. На пришкольном участке выращивали капусту, морковь, редьку, репу, редис, картофель, огурцы, помидоры. Урожай сдавали в школьную столовую и продавали населению. Пришкольный участок считался лучшим в районе».

Для изучения родного края Мария Ильинична организовала однодневные походы по родному краю. Она организовала «Школьное лесничество». В состав школьного лесничества входило около 120-160 человек, это учащиеся 6-10 классов.

Школьное лесничество работало в содружестве с Мехлесхозом. За школьным лесничеством был закреплён участок в 450 га. Совместно с работниками лесхоза учащиеся выполняли различные работы: садили саженцы сосны, делали лесозащитную полосу, убирали мусор и срубленные вершины деревьев.

«Нам лесхоз выделял свою машину и автобус, чтобы подвезти учащихся к месту работы. Школьное лесничество славилось своей работой во всём районе и республике Бурятия. Из министерства лесной промышленности и станции Республиканской «Юный натуралист» - г.Улан-Удэ приезжали проверяющие, заинтересованные работой школьного лесничества. Нашей работой остались довольны».

Словоохотова М.И. получила грамоту от министерства лесного хозяйства и ценный подарок. Дети-школьники все награждены грамотами и небольшими сувенирами.

Мария Ильинична работала по заданию учёных из Красноярского Научно-Исследовательского института лесного хозяйства.

Вели с ребятами большую работу по изучению природы родного края. Проводили экскурсии.

«Пешком вдоль реки Баргузин, побывали в с.Макаринино, с.Адамово, п.Гусиха, п.Журавлиха и п.Баргузин.

Через три дня продолжили путь дальше: побывали в с.Читкан, Большое и Малое Уро, побывали в Баянголе, Улюкчикане. Познакомились с целебными источниками.

На параходе «Комсомолец» ездили на экскурсию в государственный заповедник «Давши». Познакомились с редкими животными. На катере нас отвезли на Ушканьи острова. Познакомились с Байкальской нерпой и всеми видами рыб, живущих в Байкале, и водоплавающих птиц.

Были на метеорологической станции. Видели замечательные голые скалы, которые в процессе выветривания превратились в слона, льва и других животных. Наши учащиеся хорошо знали жизнь в лесу, знали всю работу лесхоза, лесника. Победители республиканских слётов побывали на всероссийских слётах школьных лесничеств г.Москвы, г.Свердловска, г.Красноярска (с.Шушенское), г.Ленинграда, г.Киева. Министерство Лесного хозяйства наградило школу большой Серебряной медалью».

Ученики Марии Ильиничны на олимпиадах, на слётах школьных лесничеств по охране природы всегда занимали передовые места. Портрет Словоохотовой Марии Ильиничны несколько лет висел в музее им.Сампилова Г.Улан-Удэ в отделе «лучшие работники Бурятии».

Мария Ильинична награждена грамотами от министерства просвещения и грамотами министерства лесного хозяйства и другими грамотами районного отдела народного образования.

2.6. Кочмарёв Михаил Валентинович.

После окончания педагогического института работал в Усть-Баргузинской средней общеобразовательной школе им.Шелковникова К.М. преподавателем физики. В данное время работает в экологическом центре «Подлеморье» методистом, является депутатом районного совета.

3.Заключение.

Неизмерим вклад династии Словоохотовых в развитие образования нашей школы и других школ Баргузинского района. Это люди, преданные своей профессии, верные своему призванию в жизни, для которых школа стала делом всей семьи. Люди, вложившие душу, знания, умения будущим поколениям. Воспитавшие много достойных людей для общества, а это большое достижение.

Пусть эта семья будет примером для молодых учителей, которые могут совершенствовать свой профессионализм через использование многолетнего опыта педагогической династии Словоохотовых. И их дети тоже возможно станут учителями, потому что эта профессия по-прежнему передаётся по наследству.

Средь сумасшедших буден,

Превратностей пути

Профессии учитель

Сложнее не найти!

Задача непростая:

Доступней объяснить,

Объем огромных знаний

Сквозь душу пропустить.

Забыть про перемены,

Про отдых, про года

И научить проблемы

Свои решать всегда.

Учитель - испытатель,

Актер и инженер,

Психолог и геолог,

По сути - пионер!

Литература.

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка: Под ред.чл. – корр. А.Н.СССР Н.Ю. Шведовой. – 2000. с.250.

2. И.Д.Демакова. Должность или призвание: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1991. С.152.

3. Архивные материалы школьного музея.

4. Педагогический энциклопедический словарь. Под ред. Б.М.Бим-Бада. М., 2003.- с.303.

Оцените публикацию: [+] [-] [полезно]
Ваша оценка:


Рецензии