Привет с Балтики

на фото
Подводная лодка «К-3». 20 октября 1942 г. Фото С. Шиманский

О подводных лодках вспоминают не так часто после аварии на Курске. Эта служба и должна быть незаметной. В 2014г. был какой-то шум в Швеции по поводу какого-то плавающего объекта российского происхождения, но ничего найти бедные мнительные шведы не смогли. Пока все обсуждали неопознанный плавающий объект,  благодаря удивительной встрече с ветераном подводного флота я как раз занимался темой наследников капитана Немо.

Большие подлодки - гордость флота

Концепция крейсерской (большой) лодки в СССР сформировалась  в 1930—1932 гг. Само название "крейсерская" выдает ее желаемые характеристики. Она обладала "крейсерским" вооружением и "крейсерским" ходом. 25 января 1936 г. был утвержден эскизный проект "крейсерской эскадренной подводной лодки" КЭ XIV серии (пр. 41), получившая название катюша.

Для получения большой надводной скорости требовались новые, значительно более мощные дизели, чем применявшиеся до тех пор на отечественных подводных лодках. Такие дизели были созданы заводом «Русский дизель» в Ленинграде.http://www.navy.su/navysub191745/k/index.htm

Всего в 1936—1938 годах было заложено 12 лодок этого типа, из которых до начала войны ввели 6, сосредоточенных в составе Северного флота. Ещё четыре лодки Балтийского флота были поставлены на вооружение уже в ходе войны, пятая вступила в строй уже к её концу и в боевых действиях не участвовала. (википедия)


После войны была поставлена задача создания лодок, действующих  на океанских просторах. С 1953г. вводились в строй подводные лодки проекта 611  (по классификации НАТО — класс Zulu). Если военные катюши могли пройти в подводном положении на экономходе 3 узла всего 175 миль, то 611 проект уже давал 440 миль. Соответственно длительность  автономного плавания возросла с 50 суток до 75 суток. Предельная глубина погружения у 611 проекта была 200 м, а у  лодок К "всего" 100 м.

Первые лодки 611 проекта вошли в строй 31 декабря 1953г., а уже  в октябре 1954 года было принято  решение  о разработке технического проекта 641 океанской подводной лодки большого водоизмещения. Головная лодка проекта 641 Б-94 вступила в строй ВМФ 25 декабря 1958г. Водоизмещение у 641 проекта сильно  изменилось по сравнению с 611 проектом только в модификации 641Б. Надводное водоизмещение у 641Б выросло с 1831 т до 2770т, а подводное  с 2600т до 3600 т.

Главное же в 641-ом проекте было в следующем.
1) увеличение на 40% предельной глубины погружения - с 200 м до 280 м;
2) увеличение на 20% автономности - с 75 суток до 90 суток;
3) значительное увеличение запасов топлива и, соответственно, увеличение дальности плавания, экономходом в надводном положении с 22000 до 30000 миль
4) увеличение скорости хода в режиме РДП (ход на дизелях на небольшой глубине). Скорость лодок проекта 611 в режиме РДП была около 6 узлов,  в 641 проекте скорость удалось поднять до 7-10 узлов.

Большое количество лодок 641 проекта стали музеями. В Москве такой музей представляет в Тушино лодка Б-396 проекта 641Б Сом (по классификации НАТО TANGO)
19 октября 2014г. я посетил этот музей вместе с ветераном подводного флота Анатолием Дмитриевичем Манаенковым. Экскурсия по подлодке сделана как видеофильм. http://youtu.be/QO9SYwwhJXc

Собственные Воспоминаниями А.Д. Манаенкова  "Привет с Балтики" полностью опубликованы.
http://taruba.com/_54d1e7c8656c8f1c089b8355

Рассказ Анатолия Дмитриевича Манаенкова о службе на подводной лодке охватывает период 1958-1961гг. Ветеран вспоминает о некоторых неизвестных страницах морской вахты страны. Речь идет и об авариях на подлодках, и о противостоянии со странами НАТО в период холодной войны, и о зарубежной службе советских моряков (в составе 40-ой бригады в Албании), их подготовке и даже о встречах с неизвестным - НЛО или неопознанными плавающими объектами. Читатель найдет и много бытовых подробностей из жизни тех лет, получит представление о том, как устроена подлодка, конкретными задачами и рисками службы.  Данный рассказ представляет большую ценность для историков и всех, кого интересуют детали жизни советского флота.

Литературный автор Душин Олег

Привет с Балтики
У моряка нет трудного или легкого пути. Есть один путь - славный. (Нахимов Павел)

Меня призвали на флот  25 октября 1958 году в 19 лет. Я только что закончил школу. После войны дети в деревнях часто шли в школу позже, в 9 - 10 лет.  Наше село Ключи в Подмосковье спалили фашисты. У меня, двух или трех лет от роду, так и осталась в памяти яркая вспышка пламени. В 1946г. мои родные перебрались в село Рождествено, а в 1949г. бабушка отправила меня учиться во второй класс в Москву, к родителям. Отец был сильно поранен на войне, а мать  работала на фабрике-кухне 30-ого авиационного завода. 

Служили в военно-морском флоте  тогда 4 года. Я шел с чувством, что надо проверить себя на прочность.  Провожали меня родители и мой класс  из 145-ой школы до погрузки в военный автобус у метро Аэропорт. Настроение у меня в кругу друзей и родных  было торжественное..."Мы с детства о море, о море мечтали, о дальних огнях маяков и ночью и днем стальные, стальные идут корабли " - пели школьники на выпускном вечере с учителем физики, доктором наук (ВЗИИТ) Борисом Тимофеевичем Войцеховским.

О том, что  пойду во флот, стало известно ещё в старших классах.  В военкомате  проверяли общую  физическую готовность и мне сказали, что  как лучший из лучших я пойду в команду подводников. Отбирали "на море" по разнарядке, которая приходила в район. Каждые три месяца допризывников вызывали в военкомат и досматривали на предмет состояние здоровья. Травма, болезнь, не случилось ли что с физической формой. Вызвали  вот однажды в военкомат.  Говорят: "Садись  к этому аппарату, одевай наушники." И стали измерять аудиометрию.  Реакцию уха на частотные сигналы. Офицер  стал нажимать на кнопки. "Слышишь?" - говорит. - "Слышу. "- А я не слышу,  чувствую в ушах давление. - "Да вы готовый акустик", -  говорит. Вот так определилась  моя  морская специальность.

Далее при  желании можно посмотреть   у  издательства  Taruba.com. (где-то 8 р.)В поиске - Душин Олег "Привет с Балтики"
 http://taruba.com/_54d1e7c8656c8f1c089b8355


Рецензии