День доцента

  Проснулся рано, вспомнил в десять лекция. Размялся, почистил зубы. На кухне заварил свежий чай, сварил два яйца всмятку, сделал бутерброды с колбасой. Спокойно позавтракал, жена вставала позже. Побрился, оделся и пошёл в университет.
 
 Приятно было шагать по знакомым улицам, здороваться, встречаться с людьми. В автомобиле человек привязан к трассе, он безымянный: без своего города, улиц, домов, он в машине. Свою землю хорошо чувствовать ногами, обхаживать.

 Зашёл в корпус института и помолодел лет на десять среди весёлых жизнерадостных студентов. Ему нравились ощущения первой утренней встречи с институтом. Входишь, и хорошо становится от неуемной суматохи молодёжи. Взял ключ от аудитории, поднялся в свою комнату, разделся, заварил кофе и поговорил с соседом по комнате немногословным программистом Костей.

 В аудиторию пришёл пораньше, оставил лекции, впустил первых студентов, зашёл в преподавательскую комнату. Поздоровался с преподавательницами, жалующимися друг другу на низкие зарплаты, большую нагрузку и глупых студентов.  Молодые люди на преподавательскую работу за десять тысяч не устраивались, покормил рыбок в аквариуме и вернулся в лекционный зал.

  Аудитория небольшая, вмещала тридцать человек, вполне прилично, чтобы не терять контакта со студентами. Перекличку не проводил, что толку от сонного студента, но знания предмета требовал. Лекцию начал с вопросов, с постановки проблемы, хотелось настроить молодёжь на тему. В середине лекции два молодца на последних партах задремали, мешать не стал, вспомнил себя. На передних партах дисциплинированные девочки тщательно конспектировали.

  Чтение знакомого предмета наводило скуку, импровизировал по ходу чтения, задавал вопросы и сам на них отвечал. К концу лекции появилась неудовлетворённость, внимание аудитории рассеивалось, студенты достали айфоны, телефоны, начался обмен СМС. – Балбесы – разозлился доцент, повысил голос и перешёл к повторению основных положений. Закончил на пять минут раньше, всё равно в конце лекции слушали плохо и начали собираться.

 На второй паре проводил семинарские занятия. Отошли в прошлое подготовки студентов по конспектам, книгам к семинарским занятиям. По любой теме в интернете можно скачать материал, распечатал и бубни, как попугай, не понимая содержания и терминов. Потребовал Виктор – излагать материал своими словами, без бумажки, в доступных для запоминания объёмах.


 Новшество бойкотировалось, ставились неуды, добавлялись вопросы к экзаменам. Потихоньку стали излагать материал своими словами, появились вопросы, мнения, заинтересованность. Но процентов двадцать так и остались на уровне «му-му», с трудом произносили заученные и непонятные слова – индустриальное общество – это когда города появились - и машины – помогал преподаватель. – Машины помогают увеличить КПД – пояснял студент. – Чей КПД? – интересовался доцент.

 Рассмотрели конспекты по курсовым работам. Самыми загадочными вопросами для студентов являлись: актуальность, научная новизна, цели и задачи работы. Рефераты курсовых работ, как правило, скачивались в интернете, не читая. Предложил Виктор проверять рефераты по системе антиплагиата. Все работы и оказались списанными. Совсем приуныли студенты, приходилось всю работу переписывать своими словами и ссылки на используемую литературу подыскивать. Не ожидали такой ловушки от преподавателя.

 Пообедал в университетской столовой с приятными воспоминаниями студенческих лет. Взял пюре с котлетой, пирожок, компот и блинчики с маслом. Вспомнил, с каким удовольствием всё уплетал в молодости! Выпил растворимого кофе в преподавательской и пошёл на третью пару читать лекции.

 После обеда читалось без энтузиазма, монотонно накручивал минуты, давал под запись вопросы, некоторые пространно объяснял. Студент сытый, сонный, делал вид, что слушал, клевал носом и по диагонали водил ручкой. Несколько человек достали планшеты, включили игрушки, фильмы. Доцент не обращал внимания, не шумят и хорошо.
 
 В шестнадцать часов собрались на заседание кафедры. Вопроса три: техника безопасности на рабочем месте, день рождение уважаемой Галины Петровны и подготовка программ по самостоятельной работе студентов.

 Техника безопасности на рабочем месте – вопрос важный, если не основной – бубнил заведующий кафедрой, и все стали расписываться в журнале инструктажа по технике безопасности. Подарили коробку конфет, цветочки и пять тысяч рублей уходящей на пенсию преподавательнице, собрались после семинара кушать торт и пить шампанское.

 Ректорат посчитал необходимым в дополнение к написанному учебному плану, семинарским занятиям, лекциям, программ интерактивного обучения, вопросам для самопроверки подготовить по каждому предмету программу самостоятельных занятий студентов листов на пять – информировал методист кафедры. – Так если бы они занимались самостоятельно и программ не нужно – возразил доцент. – Не важно, требуют, напишем – прекратил дискуссию заведующий.


 Вспомнилась история о том, как приехала группа канадских ученых в университет. Проректор по учебной работе с важным видом разложил на столе папки с сопроводительными бумагами по каждому предмету. Полистали иностранцы пояснения к предметам и недоуменно воззрились на проректора – что это, зачем? У нас достаточно названия темы курса и списка основных лекций. От такого количества сопроводительных бумаг разбежались бы профессора – резюмировал канадский администратор. - У нас уехали, кто хотел, бумаги пишут все, уезжать некуда – возразил проректор.

 Виктор выпил шампанского, коньяку, поздравил Галину Петровну с двойным увеличением денежного довольствия после выхода на пенсию и поехал на трамвае домой. По дороге меланхолично прикидывал, сколько осталось ему до пенсии, когда удвоится и его оклад. Не нужно будет подрабатывать и можно заняться научной работой.

                Карьерист
 
    Не складывались у Виктора отношения с власть - имущими, не помогали они ему подниматься на Олимп. Казалось всё просто, как в песне – вперёд наверх и там - хорошие наши люди, они помогут нам. Виктор хотел жить свободно, независимо и заниматься наукой. – Смотрите какой, – возмутились на олимпе –  мы всю жизнь горбатимся, чтобы на смертном ложе и выпрямиться в полный рост.

 В лаборатории Виктор начал карьеру лаборантом, оставался после работы, осваивал методики, проводил собственные исследования. Начальство оценило трудолюбие скромного молодого человека и повысило его до старшего лаборанта и руководителя группы. Пришел на отчёт к шефу. У шефа сидела молодая симпатичная девушка, пришла устраиваться на работу. Познакомились, вместе и вышли от шефа, закрутили роман. Обиделся шеф, виду не подал, но на вакантную должность научного сотрудника не перевёл.


 Отмахнулся Виктор от честолюбивых мечтаний и продолжал работать. Познакомился с москвичами, исследования понравились, пригласили работать в Москву, обосновали для него московскую прописку от Академии наук. Рассказал шефу о приглашении. – Хорошо – похвалил шеф, но лучше быть головой у мухи, чем пятой точкой у слона. – Это как? – У нас ты скоро станешь старшим научным сотрудником, руководителем группы, ответственным исполнителем государственной темы. На следующий год и лабораторию получишь. Все тебя знают, уважают, в экспедиции ездишь. А в Москве, ты кто? Никто. И в лес за грибами километров за пятьдесят ездить нужно.- Последний аргумент и остановил Виктора от переселения в столицу.

   Назначили Виктора ответственным исполнителем темы, шеф – научный руководитель. В конце года поехали с шефом в столицу сдавать отчет по теме, сдали с замечаниями по теоретической части – компетенции шефа. Выпили в гостинице вечером, расслабился Виктор и решил честно поговорить с шефом. Поговорили с глазу на глаз, шеф ошибки признал частично, обиделся, виду не подал, но на заведование лабораторией  Виктора не поставил, назначил своего приятеля, хорошего, но некомпетентного мужика пенсионного возраста. Так и выходило у Виктора, что в непосредственные начальники к нему попадали хорошие, но малокомпетентные мужики - пофигисты. И разозлиться на них по- настоящему не удавалось, помогал, писал за них лабораторные отчёты.

 Пришлось Виктору и наукой заниматься и лабораторные дела устраивать. Появились военные заказчики, ребята хорошие, но пьющие в командировках и малокомпетентные. В командировке полковники приезжали в штатском и пили без меры. В качестве ответственного исполнителя, Виктору приходилось участвовать в застольях, выезжать с ними на природу. За очередным застольем и поговорил честно с военными. Протрезвели полковники, обиделись, виду не показали, шефу пожаловались - тоже мужики называются.

 Снял шеф Виктора с темы, не рекомендовал его и на заведование кафедры. Распался Союз, ушли в отставку военные кураторы, без финансирования осталась и наука. Стали переизбирать директора института, в качестве кандидата выдвинули Виктора. Не стал приукрашивать ситуацию, решил честно сказать, что ожидаются трудные времена и придётся много работать за маленькие деньги. Не поверили, избрали другого кандидата с хорошими, но пустыми обещаниями.

 Новый директор через полгода перебрался на тёплое проректорское местечко в университет, штаты института сократили, финансирования хватило на содержание  администрации. И вскоре закрыли и институт.
   
 Виктор написал монографию, посоветовали добрые люди взять в соавторы заведующего кафедры института и претендовать на должность заместителя. – Он по данной теме не работал – возразил  Виктор и не прошел в заместители.

 В институте заработную плату сократили, перешёл на преподавательскую должность. В очередной раз при избрании на заведование кафедры взял самоотвод. – В начальники не пойду, остеохондроз замучил: кланяться и прогибаться совсем не получается - объяснил Виктор свой отказ.

                И дипломом в наше время у нас немудрено блеснуть...

 Защита дипломов бакалавров проходила в светлой просторной аудитории. Бывшие студенты покидали вуз и становились самостоятельными людьми, могли и избираться в президенты, как Буши младшие, американские бакалавры. Преподаватели оставались в вузе и старились. Две волны: молодости и оптимизма, старости и знаний встречались на защите, объединялись и распадались на две дружественные и чуждые друг другу группы.

 Горят глаза у дипломников, громкие речи, решительные жесты, новые платья, костюмы - вперёд к покорению мира. Усталые лица преподавателей, ещё один выпуск, очередной дежурный повтор с элементами бутафорства, серьёзности и интриганства. У всех преподавателей свои дипломники, члены аттестационной комиссии интригуют друг с другом за хорошие оценки.

  Хорошо подкрашенная, улыбающаяся преподавательница пенсионного возраста Елена Борисовна разговаривает и с председателем и членами комиссии. Выбрала студентов - потенциальных претендентов на красный диплом и вытягивает их на отличную защиту. Успешная защита и хорошие презенты от выпускников получит руководительница дипломов. Молодая преподавательница с десятком дипломников уютно расположилась в кресле. У неё ребята работали, хорошо подготовились, за них она спокойна, получат заслуженные оценки.
 
  Пожилой профессор, которому перед началом заседаний студенты вручили коробку с дорогим коньяком, завёл научный разговор с председателем комиссии. Отказался от подарка, студенты отнесли и водрузили коньяк на профессорский стол. Язвительности поубавилось у заслуженного деятеля наук. Доброжелательно и рассеяно слушал доклады, задавал вопросы симпатичным студенткам, ставил хорошие оценки и благодушно вспоминал свою молодость. Защиты шли по расписанию: выходили нарядные девочки, уверенные мальчики с красивыми презентациями и докладами. Часа через два сделали перерыв. Преподаватели  пили чай, сетовали на снижение уровня подготовки выпускников, низкие зарплаты и большую преподавательскую нагрузку. Обсуждали хорошие работы и делились впечатлениями.
 
  После защиты члены комиссии обсуждали  достоинства дипломных работ. Активно защищала Елена Борисовна  своих дипломников. Оценки по дипломным работам  выставлялись по итогам голосования. Трое из четверых подопечных Елены получили четвёрки, презенты уплыли. Недослушав прения, направилась защитница красных дипломантов жаловаться заведующему кафедрой. Владимир Иванович развёл руками, посетовал на решение комиссии и посоветовал лучше работать с дипломниками. – Ну, они у меня ещё получат – зловеще пообещала просительница членам комиссии. - Конечно, конечно, пусть тщательно готовятся студенты – поддержал заведующий кафедрой.

   В торжественной обстановке объявили дипломные оценки, поздравили студентов с окончанием ВУЗа. Радостная молодая волна схлынула. Утомлённые преподаватели отправились пить чай с коньяком. В открытые окна вливался запах сирени, птичьи трели и беззаботные голоса студентов.

   


Рецензии
Очень узнаваемо!!

Григорий Аванесов   04.04.2021 06:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.