5. 082 Бесшабашная меценатка маркиза Луиза Казати

Великие меценаты и филантропы

5.082 Бесшабашная меценатка маркиза Луиза Казати


Маркиза Луиза Казати (Luisa Casati Stampa di Soncino, Marchesa di Roma, урожденная Luisa Adele Rosa Maria Amman) — такая же знаковая фигура в истории мирового меценатства, как и Гай Цильний Меценат. Между ними разница в 19 веков, но место благодеяний одно и то же — Италия.

С известной натяжкой можно сказать: Меценатом история меценатства началась, а на Казати закончилась. Во всяком случае, более феерической фигуры, чем итальянская маркиза, мир искусства не знал, да и вряд ли уже когда узнает.

Красота и ум, артистизм и бесшабашность, богатство и расточительность — все это «в одном сосуде» — такое надо поискать. Среди облагодетельствованных Луизой талантов Вергилия и Горация не было, но зато сколько было других!

Сдерживаемые форматом книги, не станем перечислять всех их — осчастливленных поклонников и любовников (как правило, это одно и то же) «рыжеволосой колдуньи», упомянем лишь некоторых, кем восхищалась 100 лет назад интеллектуальная Европа.

Двух популярных итальянских поэтов и писателей: Г. д;Аннуцио, повесу, имевшего большой «послужной» список охотниц до его эротических сочинений, и Ф.Т. Маринетти — основателя футуризма, футуристических журналов и издательства «Poesia», автора первого манифеста футуризма, в 1914 г. посетившего Россию.

Знаменитого французского писателя, художника и режиссера, предтечу сюрреализма — Ж. Кокто. Итальянского живописца, одного из лучших портретистов конца XIX — начала XX в. (портреты Дж. Верди, А. Тулуз-Лотрека, С. Бернар и др.) — Дж. Болдини. Замечательного нидерландского художника, одного из основоположников фовизма — К. ван Донгена.

Выдающегося польского и американского пианиста и музыкально-общественного деятеля Артура Рубинштейна.

Известного французского фотографа барона А. де Мейера. Модного парижского кутюрье П. Пуаре, создателя молодежного стиля. Пожалуй, хватит.

В этой выборке охвачена большая часть спектра Луизиных обожателей, но лишь малая часть списка.

Жизнеописаний Казати множество. Оставив в стороне ахи и охи восторженных биографов маркизы, вытянем из искрометных летописей канву ее жизни — тоже усыпанную бриллиантами.

Будущая меценатка явилась на свет 23 января 1881 г. в Милане, в семье текстильного магната Альберто Аммана, выходца из Австрии, и Лючии Амман — полуитальянки, полуавстрийки. В детстве и юности росла дичком, увлекалась одним лишь искусством.

В 15 лет оставшись круглой сиротой, Луиза унаследовала графский титул и огромное состояние. Через 4 года графиня вышла замуж за Камилло Казати Стампа ди Сончино, маркиза ди Рома, и тоже стала маркизой. Спустя год у них родилась дочь.

Маркиз по своему статусу занимался спортом, охотой и женщинами, а маркиза — балами, нарядами и оккультизмом. Года через три увеселения наскучили, Луиза увлеклась мужчинами. Супруги стали жить раздельно, в 1914 г. расстались и еще через 10 лет оформили развод.

Казати от одиночества не страдала и скрашивала дни как могла. Роскошные благотворительные маскарады, балы на главной площади Венеции — Сан-Марко, экстравагантные причуды синьоры (прогулки с двумя гепардами, леопардовая накидка на обнаженное тело, живая змея на шее вместо ожерелья и пр.) остались не только в памяти обывателей, но и во множестве воспоминаний деятелей искусства. Говорят, она любила встречать званых гостей, возлежа на медвежьей шкуре и одетая только в пару капель духов.

Первым в веренице кавалеров стал д;Аннуцио. Он, собственно, «раскрепостил Луизу» и приохотил любовницу к экзотике, расточительности и щедротам. Маркиза долго не могла остановиться.

В 1910 г. Казати поселилась в полуразрушенном особняке Веньеров на Большом канале в Венеции, отреставрировала палаццо, превратила его в настоящий зоопарк, населенный диковинными зверями, птицами и гадами.

«Загадочные восковые манекены сидели как гости за ее обеденным столом, и ходили слухи, что в них она хранит прах своих прежних любовников» (http://www.casatiball.com/). 20 лет дворец был центром чуть ли не всей европейской элиты и богемы.

К тому же маркиза была неутомимой путешественницей по свету — европейским столицам и Индии. За ней всюду тянулся шлейф приключений, блеска, немыслимых трат — в т.ч. и на опекаемых Луизой художников — старых знакомцев и неофитов.

Как-то Луиза, большой знаток живописи, произнесла: «Я хочу стать живым произведением искусства» — и стала. Но не только моделью, натурой, явлением, но и сохранилась во множестве полотен.

Одних только портретов Казати, написанных лучшими художниками той поры, было собрано в ее дворце свыше 130!

Надо ли говорить, что каждый живописец помимо счастья запечатлеть на полотне «вечную музу» получил за холст еще и приличный гонорар, а то и первое признание благодаря ее покровительству. Почти все картины — живописные шедевры. Скажем, полотно Болдини «Маркиза Луиза Казати с борзой» снискало в 1908 г. «бурю оваций в парижском Салоне». А холсты ван Донгена, по мнению знатоков, «источают необыкновенный аромат соблазна».

Продолжать повествование о Казати — значит вновь и вновь писать о том, как она вдохновляла художников, писателей, музыкантов, модельеров. Даже после смерти она осталась музой не только для знавших и любивших ее, но и просто слышавших о ней или видевших ее фотографии и портреты. Так, например, ее образом вдохновлялись Л. Висконти, Т. Уильямс, Дж. Керуак, В. Ли, К. Диор, М. Дрюон, Коко Шанель и т.д.

И хотя Казати до последних своих дней потрясала и покоряла, шикарная жизнь ее закончилась в 1930 г., когда маркиза вдруг обнаружила, что она банкрот, и ее долги составляют 24 млн. долл.

Через 2 года все ее дворцы, картины, мебель, наряды и пр. ушли с молотка. Обедневшая, но не потерявшая жизненной энергии, синьора переехала в Лондон, где скромно жила до своей кончины, позволяя иметь из «роскоши» только несколько пикенесов. Луиза «довольствовалась диваном, набитым конским волосом, старой ванной и сломанными часами с кукушкой».

«Среди предметов, окружающих ее в последние дни, значился футляр из хрусталя, в котором, как она поясняла, хранилась фаланга святого Петра: он кинул ею в Казати во время спиритического сеанса». На склоне лет Луизе помогали старые друзья, которых у нее поубавилось, но все равно осталось множество.

«1 июня 1957 г. Луиза Казати стала частью вечности» (http://www.vokrugsveta.ru/).

Маркизу похоронили на богатом Бромптонском кладбище. На могильном камне были выбиты строки из Шекспира: «Ее разнообразью нет конца. / Пред ней бессильны возраст и привычка».


Рецензии