5. 083 Равнение на Коко Шанель

Великие меценаты и филантропы

5.083 Равнение на Коко Шанель


Мода, при всей ее забавности, вещь серьезная. Сегодня ее изучают как социально-психологический, культурный феномен; есть даже философия моды, хотя наравне с этим бытуют и другие точки зрения — «главная обезьяна в Париже напяливает на себя новую шляпу, и обезьяны всего мира делают то же самое» (Г.Д. Торо).

Но поскольку все же «большинство людей живет модой, а не разумом» (Г.К. Лихтенберг), снимаем перед модой шляпу и посвятим ей наш очерк.

Среди модельеров меценатов немного, и, безусловно, под первым номером должна идти модельер № 1 — Коко Шанель. Влияние этой дамы на высокую моду (от-кутюр — швейное искусство высокого качества) было настолько сильным, что Шанель — единственную из истории моды — журнал «Тайм» внес в список ста самых влиятельных людей XX столетия.

Поскольку «люди увлекаются не модой, а теми немногими, кто ее создает» (Коко Шанель), перейдем к рассказу об авторе этого афоризма.

Габриель Бонер Шанель (Gabrielle Bonheur Chanel) родилась 19 августа 1883 г., в маленькой горной деревне под Сомюром, в семье коммивояжера Альбера Шанеля и поденщицы Жанны Деволь. После смерти матери и исчезновения отца, Габи в 12 лет попала в сиротский приют, а затем в монастырскую школу, где научилась прилично шить.

Окончив школу, устроилась швеей в магазине одежды в городке Мулен, пробуя в то же время стать певицей. В кафешантане она исполняла песенки о кокотках, за что и получила прозвище Коко (цыпленочек). Песни и танцы плохо давались Габриель, зато ей удалось подцепить гарнизонного офицера Этьена Бальсана, который открыл для нее шляпную мастерскую. Здесь у Коко обнаружился дар рукоделия.

Через несколько лет английский аристократ Артур Кейпел помог Коко открыть в 1910 г. модный салон в Давиле, а затем и Дом моделей на фешенебельном курорте Биарриц, который вскоре стал знаменит во всей Европе.

Шанель произвела революцию в моде. Проповедуя простой и ясный стиль, она прежде всего лишила женское платье турнюры, корсета, шлейфа, рюшей, оборок, кружев и пр. излишеств и неудобств. При этом Коко не рисовала свои модели на бумаге, а с ножницами и иголкой в руках «сочиняла» платье прямо на манекенщице.

Отчасти помогла Коко и Первая мировая война, т.к. смыла с прилавков дорогую одежду и добротные ткани, а заодно упростила вкусы и запросы женщин.

Переделав мужской костюм на женский, предложив дамам шляпку-колокольчик, матроску, «маленькое черное платье» с ниткой жемчуга, короткую прическу, а позднее и изящную сумочку на тонком ремешке через плечо, модельер создала очень женственный, но в то же время и спортивный стиль в одежде.

Женскими брюками, пиджаками, вязаными пуловерами и т.д., всем этим человечество обязано Коко Шанель. Модельер потрудилась для него не только своими фасонами, но и изделиями, которые шли нарасхват во всех уголках мира. Недаром к середине 1930-х гг. в Доме Шанель трудилось 4000 портних, художников, фотографов, манекенщиц и т.д.

К концу жизни Мадмуазель доходы ее империи составляли 160 млн долларов в год.

Несколько слов скажем о духах «Шанель № 5». С них, кстати, и начнем наш рассказ о меценатстве Коко.

По просьбе Шанель эмигрант из России, оставшийся без средств к существованию, известный парфюмер Э. Бо собрал в пробирки две серии 20 различных смесей цветочных ароматов (что стало новацией), из которых Коко выбрала пробирку с пятым номером, содержащую 80 ингредиентов. Духи пришлись по вкусу парижанкам, а затем и прочим европейкам и американкам. Прозрачные хрустальные параллелепипеды расходились миллионами и принесли Дому Шанель солидную прибыль.

Меценатом же Шанель стала случайно и, как уверяют многие биографы, главным образом вследствие своих сердечных увлечений. Причем благотворила Коко в первую очередь знатным и знаменитым русским эмигрантам, оказавшимся тогда в Париже на мели.

Первым из них был облагодетельствован русский композитор, дирижер и пианист И. Стравинский, на скандальной премьере балета которого «Весна священная» Шанель случайно оказалась в Елисейском дворце в 1913 г.

Через несколько лет судьба свела их, и Коко патронировала композитору и его семье в течение  многих лет, предоставляла им для проживания свой дом под Парижем, дала Стравинскому деньги на постановку второй редакции «Весны священной».

Познакомившись в свете с великим князем Дмитрием Павловичем, кузеном покойного Николая II, Коко ненавязчиво, но убедительно взяла и его под свое покровительство. (Князь и свел благотворительницу с парфюмером Э. Бо). Заодно Шанель организовала у себя целый штат русских эмигрантов — вышивальщиц, манекенщиц, вплоть до административного директора.

За великим князем последовал знаменитый импресарио С. Дягилев, антрепренер, организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева». Меценатка оплачивала дягилевские постановки, создавала костюмы для балета «Голубой экспресс», просто давала Дягилеву и солистам труппы деньги «в долг». При этом мало кто знал о ее меценатстве, она не любила афишировать свои благотворительные акции — о них стало известно позднее.

«Говорят, Дягилев боялся Коко Шанель — он никогда не встречал человека, отдающего деньги и ничего не требующего взамен. И когда он собирался к благодетельнице со своими протеже, то непременно заклинал их быть скромными, чистыми и хорошо одетыми» (http://to-name.ru/).

Когда Дягилев умирал в 1929 г., Коко провела немало бессонных ночей у его постели.

Патронировала Коко балетному танцовщику, хореографу и балетмейстеру С. Лифарю. Собственно, это она обратила внимание Дягилева на талант девятнадцатилетнего танцора. До самой смерти Коко была для Лифаря преданным другом.

Помогала Шанель художнику Л. Баксту и другим представителям русской эмиграции.

Однако меценатство Коко не ограничивалось только «русскими». Поскольку она постоянно находилась в эпицентре культурной жизни французской столицы, она была «своей» и в кругу художественной элиты Парижа — Кокто, Пикассо, Реверди, Жуве и др.

Кому из них и сколько денег дала Коко, ныне одному Богу известно, но, по предположению биографов модельера, суммы эти были весьма значительные. Во всяком случае, точно известно, что она «финансировала изготовление костюмов и декораций для знаменитого фильма «Антигона» Ж. Кокто, дважды устраивала великому мыслителю курсы лечения, много раз оплачивала ему трехнедельный отдых в отеле «Ритц» и т.д.

Организовала пышные похороны «очарованному принцу французской литературы» поэту Р. Радиге.

Много помогала друзьям-художникам — в частности испанскому и каталонскому художнику Х.М. Серту…

Есть сведения, что Шанель финансировала также некоторые газеты.

«Перед смертью Коко создала фонд, в который и по сей день идут отчисления с продаж знаменитых духов «Шанель № 5». Средства фонда по завещанию великой меценатки тратятся на поддержку молодых художников и писателей» (http://irc.lv/).

Скончалась Коко Шанель 11 января 1971 г. в мансарде отеля Ритц. Похоронена в Лозанне (Швейцария).


Рецензии
Интересная статья! Большое Вам Спасибо за Ваш Труд! С Почтением и с Наилучшими Пожеланиями Гевхар Антига-Гевхар Ариф гызы.

Гёвхар Антига -Гёвхар Ариф Гызы   01.06.2019 15:55     Заявить о нарушении
Благодарю Вас уважаемая Гёвхар Антига!
Хорошего Вам дня и лета. Появлюсь на сайте осенью.
До новых встреч.
С теплом,
Виорэль Ломов.

Виорэль Ломов   11.06.2019 11:39   Заявить о нарушении