5. 086 П. Д. Барановский, великий гражданин своего

Великие меценаты и филантропы

5.086 Петр Дмитриевич Барановский, «великий гражданин своего Отечества»


В 2011 г. в Москве прошли торжества по случаю 450-летия православного храма — собора Покрова что на Рву, более известного как собор Василия Блаженного. Собор, являющийся одним из основных символов России, был построен в 1555—1561 гг. по велению Ивана Грозного архитекторами Постником и Бармой (предполагают, что это один человек).

Говорят, на возведение храма юродивый Василий Блаженный перед своей кончиной отдал царю все деньги, что подали ему люди.

Торжеств могло и не быть, т.к. в 1930-е гг. собор хотели снести, чтобы освободить на Красной площади место для проведения парадов.

По легенде, 1-й секретарь Московского горкома ВКП(б) Л.М. Каганович, демонстрируя И.В. Сталину макет Красной площади, убрал с нее модель храма. Генсек охладил его пыл: «Лазарь! Поставь на место!»

По другой версии, собор уцелел благодаря архитектору Петру Дмитриевичу Барановскому (1892—1984), который накануне сноса закрылся в нем, собираясь погибнуть вместе с храмом. Когда об этом доложили Сталину, тот приказал оставить и собор, и Барановского в покое. Сохранились и иные толкования этого события. По одному из них — Барановский резко поговорил с Кагановичем, а затем отправил «дерзкую» телеграмму вождю.

По другому — явился в ЦК партии, где защищал храм от сноса. По третьему — грозился покончить с собой…

Трудно отделить факты от вымысла, но это и не суть важно. Главное — благодаря мужеству Барановского храм оставили на Красной площади. Правда, самому архитектору этого не простили.

Но обо всем по порядку. Одно лишь соображение. Это ли не благотворительность, когда человек жертвует на спасение бесценного национального сокровища собственную жизнь? Когда его призыв к своим ученикам: «За памятники Отечества надо стоят насмерть!» не разошелся с его делами, и превратил саму жизнь учителя в памятник филантропии?

Будущий российский исследователь и реставратор памятников архитектуры, спасатель многих шедевров русского зодчества, «великий труженик и великий гражданин своего Отечества» (В. Чивилихин) родился 28 января (10 февраля) 1892 г. в с. Шуйское Вяземского уезда Смоленской губ. в семье безземельного дорогобужского крестьянина-ремесленника Дмитрия Павловича и Марии Федотовны Барановских.

После окончания в 1912 г. Московского строительно-технического училища Петр 2 года работал на стройках Тулы и Ашхабада.

В годы Первой мировой войны военный инженер Барановский возводил укрепления на Западном фронте. Когда после двух революций 1917 г. солдаты двинулись по домам, Барановский остался на месте службы, опечатал склады и охранял их до прибытия представителей новой власти.

В 1918 г. Петр Дмитриевич получил второй диплом искусствоведа (с золотой медалью) Московского археологического института и был принят в члены Московского археологического общества. Преподавал в Московском университете; восстанавливал здания Спасо-Преображенского монастыря и Митрополичьих палат в Ярославле, пострадавшие при разгроме бело-эсеровского мятежа. Организовав в этом городе реставрационную комиссию и мастерскую, Барановский реставрировал памятники архитектуры в Ярославле, Угличе, Ростове Великом, Звенигороде, Н. Новгороде, на Соловках, в Карелии, Белоруссии и др. местах.

В 1920-е гг. спасти храмы от разрушения можно было, лишь организовав в них музеи. С этой целью Барановский составил доклады о нуждающихся в ремонте и реставрации объектах, об открытии в них музеев и передал правительству.

В частности, реставратор добился от Наркомпроса согласия на создание музея русской архитектуры в селе Коломенское. Собрав со всех концов страны большое количество экспонатов по русской архитектуре (домик Петра I, Моховая башня из Сумского острога, деревянная медоварня из села Преображенского, проездная башня Николо-Корельского монастыря и пр.), Барановский открыл экспозицию и организовал выставку «Техника и искусство строительного дела в Московском государстве». В Коломенском архитектор развил собственную школу реставрации.

Параллельно ученый работал и в других краях и областях. Во множестве поездок и в 10 крупных экспедициях Барановский исколесил всю страну, от Соловецких островов до Закавказья, исследовал, описал, обмерил и сфотографировал сотни памятников русского деревянного зодчества. Открыл несколько древних храмов — скажем, в Азербайджанской ССР в селе Лекит базиликальный храм, а в селе Кум — Круглый храм V—VII вв.; собрал много икон с изображениями памятников архитектуры; собрал уникальные сведения о 1700 древнерусских архитекторах. По словам ак. И.Э. Грабаря, архитектора-эрудита подобного Барановскому не было во всей Европе.

Петр Дмитриевич создал способ реконструкции разрушенных зданий по сохранившимся в кладке обломкам кирпича (т.н. хвостам); ввел железобетонные связи в каналы, оставшиеся от сгнивших деревянных частей; занялся консервацией руин и восстановлением фрагментов упавшей кирпичной кладки. Метод Барановского сегодня принят на вооружение всеми архитекторами-реставраторами мира.

Свои работы архитектор проводил часто с риском для жизни. Так, в 1930 г. он едва не погиб, сорвавшись при обмере церкви с 10-метровой высоты, а в 1943 г. в Чернигове производил замеры полуразрушенного храма при налете немецкой авиации на город.

За долгую жизнь архитектор восстановил около ста памятников национальной архитектуры. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Петропавловский храм в Смоленске, Свято-Троицкий Герасим-Болдинский монастырь в Болдине, боровский Пафнутьев монастырь, памятники Александровской слободы, храм Иоанна Предтечи в селе Дьяково, Троице-Сергиева лавра в Загорске, Нухинский дворец в Баку, церковь Параскевы Пятницы, дворцы князя Голицына и боярина Троекурова в Охотном ряду в Москве и т.д.

Барановскому не раз предлагали кафедру, но он всегда считал, «что лучше спасти один памятник, чем прочесть сто лекций или написать десять книг».

Бесценные архивы ученого хранят сотни папок с результатами обмеров многих, в т.ч. уничтоженных в 1930-е и в годы войны памятников, по которым единственно стало возможно их восстановление. Так по чертежам Барановского был восстановлен в 1993 г. Казанский собор на Красной площади,

В 1933 г. Барановский был удостоен звания заслуженного деятеля науки, а через несколько месяцев арестован. Отсидев 3 года в Сибирских лагерях, Барановский спроектировал и построил в г. Мариинске несколько зданий.

В конце 1930-х гг. Барановский нашел в Свято-Андрониковом монастыре Москвы место захоронения великого русского иконописца Андрея Рублева, что предотвратило разрушение храма. Архитектор стал инициатором создания в монастыре музея-заповедника им. Андрея Рублева (открыт в 1960 г.).

По инициативе Барановского в 1940 г. в Академии архитектуры был создан орган, занимавшийся исследованиями, охраной и реставрацией памятников.

До войны Барановский составил проекты реставрации и начал восстанавливать Ново-Иерусалимский монастырь на Истре, памятники в Переславле-Залесском, Серпуховской кремль, Золотые ворота во Владимире, Архиерейский дом в Суздали, Генуэзскую крепость в Крыму и множество др. памятников.

С началом Великой Отечественной войны (1941—1945) Барановский организовывал работы по спасению памятников во Владимире и в Ивановской области; стал инициатором использования сводчатых помещений для укрытия людей и художественных ценностей от бомбардировок.

Как эксперт Чрезвычайной государственной комиссии по учету ущерба, нанесенного фашистами, архитектор обследовал Смоленск, Витебск, Полоцк, Киев, Чернигов.

В разрушенном Чернигове Петр Дмитриевич добился от бюро горкома партии и от секретаря ЦК КП Украины переоборудования цеха кирпичного завода под изготовление тонкого кирпича-плинфы для восстановления черниговской церкви Параскевы Пятницы. «По мнению профессиональных архитекторов, реставраторов и историков, проект восстановления этой церкви и его реализация стали мировым эталоном реставрации» (http://www.moscow.org/). Восстанавливал Параскеву Пятницу архитектор 20 лет.

Одним из самых широкомасштабных послевоенных проектов Барановского стала реставрация Крутицкого подворья в Москве. Архитектору удалось восстановить первоначальный облик Крутиц.

Стоит упомянуть также сохраненные реставратором предназначенные московскими властями к сносу палаты Боровского подворья иконописца Симона Ушакова, церковь Зачатия Анны что в Углу, все церкви и палаты по ул. Варварка, двухэтажные жилые палаты XVII в. на Пречистенке и др.

Большую часть жизни Петр Дмитриевич прожил в Новодевичьем монастыре. Там же в корпусе больничных палат он и скончался в возрасте 92 лет 12 июня 1984 г. Похоронен в Донском монастыре за алтарем Большого собора.

Ценнейший архив, собранный за долгие годы, он передал (еще при жизни) в Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

P.S. «Слова — это вода, сотрясение воздуха. Нужно дело, дело и еще раз дело». (П.Д. Барановский).

«Что касается личной выгоды, то Барановский никогда ее не искал. Его девизом были слова Гоголя: «Призваны в мир мы вовсе не для праздников и пирований. На битву мы сюда призваны» (В.А. Десятников, художник, искусствовед).


Рецензии
Дорогой Виорэль! Прекрасный рассказ о великом и бесстрашном подвижнике!
Пётр Дмитриевич заслуживает самой благодарной нашей памяти!
Спасибо Вам за эту память!
С уважением и теплом.

София Ладзарус   21.12.2019 02:05     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая София!
С наступающим Новым годом!
Радости и бодрости! Здоровья и удачи!
С искренним теплом,

Виорэль Ломов   27.12.2019 14:05   Заявить о нарушении