5. 089 Мать Тереза Калькутская

Великие меценаты и филантропы

5.089 Мать Тереза Калькутская


«Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф, 25, 35—36).

Эти слова Иисуса Христа были заповедями праведников, посвятивших себя больным и отверженным мира сего. И, конечно же, матери Терезы Калькутской, каждый день которой был наполнен 16-часовым служением Богу и несчастным людям.

Эта великая женщина по праву могла бы занять престол милосердцев, вот только вряд ли она сделала бы это. А если и сделала, то продала бы престол, и на полученный доход накормила голодных и вылечила больных. Как продала подаренный ей папой Павлом VI роскошный лимузин и на вырученные деньги основала дом для умственно неполноценных людей. Как отдала полученную ею в 1979 г. Нобелевскую премию мира на строительство приютов для бедных и страдающих проказой.

Биография матери — в ее благих делах. Хронологическая же канва жизни такова.

Будущая блаженная Католической Церкви — Агнес Гонджа Бояджиу (Agnes Gonxha Bojaxhiu) родилась 26 августа 1910 г. в македонском г. Скопье в обеспеченной семье албанцев католиков. Отец — Никола Бояджиу был успешным торговцем, членом муниципального совета, мать — урожденная Дранафиле Бернаи дала дочери пример милосердного служения ближнему.

Учебу в государственном лицее девочка совмещала с участием в церковном хоре и помощью священнику.

В 18 лет Агнес вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето», находившийся в столице Западной Бенгалии (Индия) — Калькутте. Орден направил послушницу в больницу, а затем в женскую школу Св. Анны. Там Агнес преподавала на хинди и на бенгальском языке историю и географию.

В 1937 г. Агнес приняла постриг с именем Тереза — в честь добродетельной французской монахини-кармелитки XIX в. Св. Терезы де Лизье, и стала директором школы.

В 1948 г., после двух лет настойчивых просьб отпустить ее и позволить жить среди бедняков Калькутты, Агнес получила разрешение от Ватикана, с условием, что «она продолжит следовать обету нищеты, целомудрия и поста».

Сменив черно-белую одежду монахини на белое сари с голубой каймой и распятием, приколотым к плечу, сестра Тереза с 5 рупиями в кошельке и, как писали все биографы, «с великой любовью к Христу в сердце» вошла в мир индийской нищеты. Пожалуй, это был первый случай, когда белая женщина по своей воле стала жить в трущобах. С этого времени началась жизнь благодетельницы, которую в конце жизни называли «живой святой» и «богиней».

Окончив ускоренные курсы медсестер, мать Тереза обосновалась в бедняцком гетто. Она просила милостыню, помогала купать детей и промывать им раны, учила их алфавиту, рисуя буквы прямо на земле. Через какое-то время она сняла помещение для школы, где обучала ребят, находила для них лекарства, одежду, еду, мыло. Меньше чем за год у Агнес появилось 7 последовательниц, а сама она обрела индийское гражданство.

7 октября 1950 г. мать Тереза получила разрешение папы Пия XII на создание ордена сестер милосердия — единственного католического ордена, возникшего в XX в. 4 года спустя орден стал папским. Очень скоро желающие вступить в новый орден стали съезжаться со всего мира. Кандидаты соблюдали четыре обета: нищету, целомудрие, пост и бескорыстное служение беднейшим из бедных.

Приобретя за бесценок на деньги архиепископа Калькутты здание, Агнес основала в нем «Дом Матери». Помощи извне у ордена не было, и сестры в поисках средств вертелись как белки в колесе.

«Что-то им жертвовали благотворители, что-то они выпрашивали по домам: лекарства, срок годности которых истекал, тряпье, остатки еды — все у них шло в дело».

В 1952 г. мать Тереза открыла первый дом для умирающих — «Нирмал Хридай» («Чистое сердце») в заброшенном строении в пригороде Калигат. Сестры ухаживали за несчастными, обмывали, лечили, кормили, утешали, молились за них. (Позднее такие дома назвали хосписами). Этот приют встретил жестокий отпор со стороны 400 священников Калигата, обвинивших мать Терезу в попытках обратить население в христианство.

«Один видный политический деятель Индии пообещал им, что добьется закрытия центра. Он нанес визит в дом для умирающих... Когда пораженный политик вышел из дома, он публично заявил: «Я обещал закрыть центр, и я сделаю это… Но не раньше, чем ваши матери, жены и сестры придут сюда, чтобы делать то, что делают эти сестры. В храме Кали стоит богиня из камня, а в этом доме находятся живые богини» (http://motherteresa.ru/).

Мать Тереза с сестрами и их добровольные помощники — волонтеры подбирали на улицах стариков, детей, калек, прокаженных. За 40 с лишним лет существования домов для умирающих монахини подобрали 54 000 человек с улиц Калькутты.

В 1955 г. мать Тереза основала в Калькутте первый приют для брошенных детей «Шишу Баван» («Дом детей»), в котором жили тысячи брошенных детей. Сегодня такие приюты существуют во многих странах мира.

Тогда же монахиня открыла мастерскую для безработных, дом престарелых, медпункты при железнодорожных станциях, оказывавшие бесплатную медицинскую помощь, включилась в проект реабилитации индийских заключенных.

С середины 1950-х гг. мать Тереза стала помогать прокаженным, которых в Калькутте насчитывалось до 500 тыс. Пораженные этой болезнью в Индии стояли вне общества, «жили и умирали, как животные».

Организовав кампанию под названием «Прикоснись своей добротой к прокаженному», мать Тереза создала передвижные лепроклиники, собрала пожертвования и добилась от правительства выделения ордену участка земли в 200 км от Калькутты, где основала «Шанти Нагар» («Город Мира»).

В этом самообеспечиваемом поселке прокаженные имели возможность жить и работать, как обычные горожане. Забота матери Терезы о прокаженных простиралась и на отстаивание их свобод. Так, она воспрепятствовала прохождению указа местных властей о принудительной стерилизации прокаженных.

Первой на заболевания «чумой XX века» — СПИДом откликнулась мать Тереза. В середине 1980-х гг. она, начав с США, создала целую сеть приютов, больниц и хосписов для больных.

Невзирая на болезни и возраст, мать Тереза до последних дней открывала новые отделения и миссии своего ордена в разных странах, отправлялась в зоны природных катастроф и военных конфликтов: «в палестинские лагеря беженцев в Ливане, Эфиопию во время засухи, Гватемалу после землетрясения, Советский Союз (Чернобыль и Спитак), Боснию и Герцеговину... В разбомбленном Бейруте подобрала и чудом вывезла оттуда шестьдесят изувеченных и больных малышей, в Спитаке открыла дом милосердия для пострадавших от землетрясения».

Мать Тереза обратилась к ООН с призывом провозгласить 2000—2010 гг. десятилетием культуры мира и отказа от применения насилия. Увы, это был глас вопиющего в пустыне.

Основным источником финансирования ордена были пожертвования, поступавшие от частных лиц, компаний, общественных и международных организаций, государственных органов. По оценкам, бюджет ордена составлял 10—50 млрд долл. в год.

За свою благотворительную деятельность мать Тереза была удостоена множества наград самого разного уровня — от индийского ордена «Великолепный лотос» до Нобелевской премии мира за 1979 г. «Я принимаю эту премию во имя бедняков, потому что, давая мне эту награду, сильные мира признают существование бедных на земле», — сказала мать Тереза.

«Она отказалась принять участие в торжественном обеде по поводу присуждения ей премии. «Я не могу предаваться чревоугодию, когда в мире столько людей голодает и умирает»» (http://www.ayurvedaplus.ru/).

5 сентября 1997 г. мать Тереза умерла в штаб-квартире ордена сестер милосердия от остановки сердца, «оставив после себя только два сари, Библию, молитвенник, несколько дневников и карандашей».

В Индии был объявлен всенародный траур. «Гроб, покрытый национальным флагом Индии, везли по городу на том же орудийном лафете, на котором когда-то хоронили М. Ганди и Д. Неру. За гробом шла толпа длиной в семь километров». Мать Терезу похоронили во дворе штаб-квартиры ордена, неподалеку от городских трущоб.

После матери Терезы осталось 400 отделений ордена в 111 странах мира, 700 домов милосердия в 126 странах, оказывавших медицинскую помощь 500 тысячам семей, обучавших в своих школах от 20 до 50 тыс. детей; каждый день готовивших бесплатную еду для 6—9 тыс. человек.

P.S. «Она была послана в наш скорбный мир, чтобы одаривать милосердием больных, утешать безнадежных, кормить голодных, провожать в последний путь умирающих. И учить нас и тех, кто придет после нас, как следует отвечать на любовь, дарованную Богом человечеству» (http://motherteresa.ru/).


Рецензии