5. 095 Царица русской оперы И. К. Архипова

Великие меценаты и филантропы

5.095 «Царица русской оперы» Ирина Константиновна Архипова


Ирину Константиновну Архипову (1925—2010) называли «царицей русской оперы», лучшей русской меццо-сопрано второй половины XX в. Великий итальянский тенор Марио дель Монако признал ее лучшей в истории Кармен. Французские СМИ — «Голосом вечной России». Кембридж — «человеком столетия».

Архипова занесена в российскую книгу рекордов как самая титулованная российская певица (народная артистка СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии России, профессор, академик и т.д.). «Ирине Архиповой для славы уже ничего не нужно. Это она нужна для нашей славы» (С.И. Бэлза).

Будущая звезда мировой оперы родилась в 1925 г. в семье инженера-строителя Константина Ивановича Ветошкина и Евдокии Ефимовны, урожденной Галда. Отец играл на нескольких музыкальных инструментах, мать обладала прекрасным голосом.

Выросшая в музыкальной атмосфере, девочка в 10 лет поступила в музыкальную школу им. Гнесиных по классу фортепиано, а также занималась в хоре. В войну была в эвакуации в Ташкенте.

Окончив в 1948 г. Московский архитектурный институт, Архипова поступила на вечернее отделение Московской консерватории. Какое-то время Ирина совмещала работу архитектора и занятия музыкой, пока в 1954 г. преподаватели не поставили вопрос ребром: «Строить или петь?», после чего она попала в Свердловский театр оперы и балета.

Победившую на международном конкурсе в Варшаве певицу перевели в Большой театр. Дебют Ирины Архиповой в 1956 г. в роли Кармен в одноименной опере Ж. Бизе стал началом ее звездной карьеры.

Лучшие оперные театры мира в Милане, Риме, Неаполе, Болонье, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Париже, Оранже, Лондоне, в городах Греции, Японии, Канады, Аргентины и др. стран были счастливы видеть и слышать Ирину Архипову на своей сцене.

Певица нередко выступала вместе с другими прославленными певцами — Марио дель Монако, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Николаем Гяуровым и др.

Отчасти благодаря ней мир узнал оперы русских композиторов («Бориса Годунова» и «Хованщину» М.П. Мусоргского, «Евгения Онегина» П.И. Чайковского, «Войну и мир» С.С. Прокофьева и т.д.) и других выдающихся певиц — Елену Образцову, Галину Вишневскую и др.

На родине певица прославилась еще и как исполнительница романсов и духовной музыки. И вообще — «нет такой музыки, которую не спела бы Ирина Архипова» (Е.Ф. Светланов).

В 1986 г. певица ушла из Большого театра, но, сохранив до 80 лет молодым тембр своего голоса, она не раз еще пела на прославленной сцене в качестве приглашенной звезды.

Как педагог, Ирина Константиновна пропустила через свои руки многих выдающихся певцов и дала им путевку в жизнь.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда советские пятилетки сменились российским безвременьем, Архипова попыталась спасти от разрушения великую музыкальную культуру страны, возглавила Международный союз музыкальных деятелей и в основном сохранила и даже развила творческие контакты на просторах бывшего СССР. Помимо множества наград за свой труд на сцене певица отмечена в 1996 г. Государственной премией России в области просветительской деятельности.

Любимым выражением Ирины Константиновны было «Ars longa, vita brevis» — «Искусство долговечно, жизнь человека коротка». «И надо спешить, — призывала она, — чтобы успеть сделать как можно больше. А для этого нужно главное — достаточно времени».

И.К. Архипова скончалась 11 февраля 2010 г. Похоронена Ирина Константиновна на Новодевичьем кладбище Москвы.

Архипова входила в жюри различных конкурсов, многократно возглавляла жюри Международного конкурса им. П.И. Чайковского в разделе «сольное пение», 41 год (1968—2009) была бессменным председателем жюри Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки, который благодаря ее стараниям приобрел в музыкальном мире высочайший статус и долгую жизнь. Недаром его называют ныне Архиповским.

На этих конкурсах Ирина Константиновна отметила и поддержала молодые дарования, составившие музыкальную славу современной России — Д. Хворостовского, А. Нетребко, О. Бородину, М. Гулегину. М. Мещерякову, Е. Зеленскую, И. Абдразакова и др.

В 1993 г. певица создала региональный общественный Фонд Ирины Архиповой, который вот уже два десятилетия занимается просветительской работой, проводит конкурсы, фестивали, выставки и мастер-классы. Фонд организует концерты и оперные постановки, издает книги и аудиозаписи; ищет таланты и поддерживает молодых исполнителей — т.е. делает то, чем занималась всю свою жизнь и Ирина Константиновна.

Коллегами Архиповой при создании Фонда стали многие мастера культуры, ученые и общественные деятели — композитор Г.В. Свиридов, режиссер и драматург Н. Сац, главный архитектор Москвы ак. Л. Вавакин, ак. Г.П. Гладышев и др. Первым вице-президентом Фонда стал супруг Архиповой выдающийся тенор В.И. Пьявко. Партнерами проектов и программ Фонда выступают представители российского бизнеса и СМИ.

Успешными проектами Фонда Ирины Архиповой стали: «Владислав Пьявко и компания. Парад теноров», гала-концерт оперной музыки («La PASSIONE d «AMORE» — «СТРАСТЬ ЛЮБВИ»), «Опера — новое поколение», представленные на многих концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, в регионах России, в Казахстане, Латвии, Германии, Румынии и т.д. В этих программах приняли участие лучшие выпускники музыкальных учебных заведений, а также молодые певцы из стран СНГ.

В 2000 г. была учреждена ежегодная премия Фонда в области музыкально-театрального искусства и просветительской деятельности — музыкальным театрам и коллективам, певцам и дирижерам, режиссерам и художникам, музыкантам-инструменталистам и композиторам, деятелям разных жанров искусства за выдающиеся достижения (работы), связанные с музыкой. Лауреату вручаются диплом и именная золотая, серебряная или бронзовая медали.

С 2004 г. Фонд осуществляет проект «Русская камерная вокальная лирика — от Глинки до Свиридова», ценность которого, по мнению специалистов, состоит в том, что «исполнение классических вокальных миниатюр имеет совершенно особое значение для профессионального совершенствования молодых певцов, их внимания к поэтическому слову, драматической выразительности пения и другим составляющим профессионального мастерства». Консультантами проекта, в котором выступают молодые солисты всех ведущих московских музыкальных театров, выступают мастера этого жанра Рузанна и Карина Лисициан и др.

С 2008 г. Фонд помогает в подготовке оперных партий, организует дебюты в оперных спектаклях, спонсирует поездки на международные конкурсы и подготовку конкурсных программ, выпуск CD.

Фонд провел много сольных концертов — В. Пьявко, А. Абдразакова, М. Пальма и т.д.

Зная по себе, как трудно начинать карьеру музыканта, Ирина Архипова делала все возможное, чтобы предоставить молодым дарованиям аудиторию и обеспечить им признание и успех. Именно поэтому руководитель Фонда отдавала предпочтение молодежным проектам — циклу «Русский классический романс», исполнительским конкурсам — конкурсу пианистов им. А.Н. Скрябина, конкурсу камерных ансамблей им. С.И. Танеева и др. Ирина Константиновна добилась от властей России и Москвы того, что многие мероприятия Фонда были включены в федеральную программу «Культура России».

Как меценат, Ирина Архипова прославилась основанием музея-усадьбы С.В. Рахманинова в Ивановке (Тамбовская обл.). В этом месте с 1890 по 1917 г. композитор создал большую часть своих произведений. Ирина Константиновна помогла восстановить дом и сформировать музейную экспозицию. Певица разыскивала по всему миру и приобретала за свои деньги рахманиновские вещи, уговорила родственников композитора передать в музей часть архивов, имевших отношение к Рахманинову. Она же руководила воссозданием парка и усадьбы Ивановки.

Очерк хочется завершить словами, многократно повторенными в статьях и рецензиях, посвященных великой певице: «Ее планомерная, кропотливая ежедневная деятельность по выявлению, воспитанию и всесторонней поддержке молодых певцов не имеет аналогов в мире. И не будет преувеличением сказать, что очень во многом именно благодаря этой деятельности Архиповой престиж России как вокальной державы не только не был утрачен, но и оказался многократно приумножен».


Рецензии