Идёт октябрь

(Из книги «О людях и для людей)

Хозяйство железнодорожного цеха Косогорского металлургического завода раскинулось по всей его территории. Это его кровеносная система. И не сколько благодаря, а вопреки всей  сегодняшней жизни, а если ещё более точнее и вернее будет сказать – в результате самоотверженной работы заводских железнодорожников,  мы пока ещё живы. В нынешних тяжелейших экономических условиях непростого нашего для выживания времени, они работают на пределе всех своих человеческих сил и возможностей, чётко и организованно.  Ибо по этим железнодорожным артериям и осуществляется сегодня всё обеспечение завода и его цехов всем необходимым для их производственной жизни, по ним осуществляется связь заводского коллектива с внешним миром, со всеми предприятиями страны. День и ночь поступают и отправляются с завода грузы, не умолкая, стучат вагоны на стыках рельс. И только благодаря  повседневному труду заводских железнодорожников  во многом  и живём мы сегодня   неспокойной,  но привычной для нас  производственной жизнь. А вместе с ним жив и наш посёлок. А вот как сегодня живут сами наши железнодорожники, какие у них трудности, какие проблемы их волнуют? И в связи с этим моим любопытством, я задаю сразу несколько прямых, но насущных вопросов,  нынешнему начальнику железнодорожного цеха Василию Ивановичу Помогайбо. Вот такой получился у нас ним диалог, предоставляю его вниманию  читателей.   
Корр.:  – Василий Иванович, какие задачи сейчас решает железнодорожный цех?
В. И.  : – Да вы их и сами знаете?! Выполнение нормы простоя вагонов МПС.  Большой, увы,  у нас сегодня перепростой получается, всеми возможными путями пытаемся его снизить.
Корр. : –  Не получается?
В. И.   :  –  Ну, как не получается? Не может не получаться. Кое-что мы, конечно,  делаем! Но есть основная трудность, что порой и выбивает из колеи – отсутствие фронтов выгрузки. Вот вы когда сюда шли мимо эстакады цементного цеха, то возможно видели: сколько там шлака?! Эстакада полностью завалена. Так нам и некуда выгружать!.. Та же картина в доменном цехе.
Корр.  :– Видел. И вагоны на доменной эстакаде, видел, тоже  стоят с коксом! Но это ведь хорошо, что у нас всего много?  Были же времена, причём, совсем недавние, когда все цеха заводские страдали от нехватки сырья и топлива. А теперь же всего вдоволь! Красота! Что, получается, и напольный склад полон?! Некуда совсем выгружать?!
 Корр.:– Да. Такова реальность. Конечно, никто не спорит, что это хорошо и прекрасно, когда все цеха для работы всем необходимым вполне обеспечены. Это, конечно, решение, так сказать, глобальных и  стратегических заводских жизненных вопросов. Тех вопросов, которые с таким трудом решают сегодня руководители завода. Но есть вопросы и не менее важные, так сказать, местные, которые тоже нужно уметь быстро решать. То есть, вовремя успеть выгрузить и разгрузить большой наплыв вагонов. И не задерживать их на заводе. Иначе – штрафы и большие потери. Мы это хорошо понимаем, но часто это просто физически нам просто невозможно выполнить…
Корр.:  –  Почему? Да, кстати,  и о штрафах. Это ведь основная  проблема вашего цеха на сегодня?
В. И.: –  Совершенно верно. На цементной эстакаде сейчас находятся двадцать два вагона!  И потому никопольскую руду отгружать совершенно некуда?! Вот потому и платим мы штрафы за каждый лишний вагон/час.
Так, что на сегодня особенно остро стоит вопрос о своевременном предоставлении нам фронтов выгрузки, а это задача и обязанность, прежде всего, всех цеховых коллективов, в адрес которых поступают грузы!
Корр.:  –  Доменного и цементного?
 В. И.:   – Прежде всего!
Корр.:  –  Получается, в сегодняшней ситуации по их нерасторопности и нашим железнодорожникам работать значительно сложнее?
 В. И.:  – Конечно. Больше приходиться выполнять маневровых работ.
Корр.:  –  Идёт октябрь. Дожди. А скоро будут и совсем первые заморозки. Готов ли сейчас цех к работе в зимних условиях?
 В. И.: – На сегодняшний день  подготовка к зиме – у нас одна из главнейших задач. Как мы к ней сегодня сможем подготовиться, так и будем работать зимой! Готовим тепловозы, профилактически их осматриваем, а где нужно и ремонтируем. Особенно нужно сегодня на заводе  подготовить  установку по разогреву паром  вагонов. Одним словом, нужно провести ревизию всего оборудования железнодорожного цеха. В том числе и утеплить само  депо и все производственные помещения цеха.
Корр.:  –  А как на сегодня уже подготовлены  сами непосредственно  и железнодорожные пути?
В. И.: –  Они во вполне удовлетворительном состоянии. Зиму отработают нормально! Мы произвели выборочную замену шпал. И, в первую очередь, там, где это было особенно необходимо. Однако я скажу, что это самое больное место в работе цеха. Но и здесь мы подошли со следующим расчетом – заменили там, где это наиболее требовалось! Самая важная подготовительная работа к зиме здесь выполнена. 
Корр.:  –  Расскажите, а в каком состоянии  сегодня находится материально-техническое обеспечение цеха, разумеется,  со стороны заводских служб? 
В. И.: – Время сегодня для всех трудное. Сами это отлично знаете. Но мы стараемся! Однако, нужно прямо сказать, что у нас с запчастями – туго! Так, что с одного тепловоза снимаем и на другой ставим. Многого, к сожалению, ныне в цехе не хватает. Но главное, конечно, без чего работать просто невозможно, это – шпалы! Это, прежде всего, безопасность нашей работы.
  Но здесь, порадуйтесь вместе с нами, полмесяца назад, в адрес цеха пришёл вагон шпал! Представляете?! И потому сейчас ведётся усиленная работа по замене шпал на самых изношенных участках. И в этом вагоне – четыреста шпал! Это же невиданное богатство по сегодняшнему дню! Так, что наша путевая служба без работы не будет!
  Кроме того. Мы получили, в обмен на чугун, новый тепловоз – «ТГМ-6». И мощный в шестнадцать тонн  железнодорожный подъёмный кран! И ещё одна замечательная новость: мы получили некоторые запчасти. Конечно же, это далеко не полный объём того, что нам требуется, но мы и этому рады!
Корр.:  --  Так  что можно и сказать –  даже и в наше сложное время, техническое перевооружение цеха, всё-таки, происходит? Цех тоже в это вкладывает свою долю труда, проявляет должную инициативу?
 В. И.: – Безусловно, так. Сами везде ездим, ищем, что нам нужно, приобретаем. Стараемся всё приобрести в обмен на заводскую продукцию. Например, так мы в Людиново ездили. Что же касается  технической перевооружённости, то у нас, у восьми тепловозов, в следующем году, подходят все сроки их списания. Они уже по восемнадцать лет отработали! Как я уже раньше сказал, один новый тепловоз мы уже получили. Но жизнь у нас сейчас такая подходит, что и старую технику беречь нужно. Заботиться о ней так, чтобы и старая техника работать могла.
Корр.: И здесь главное, наверное, – заботливое отношение к ней со стороны  людей, её обслуживающих?! Их заботливое отношение к своему добру?! Посмотрите! Если раньше, например, в цехах было у нас социалистическое соревнование, работали школы коммунистического труда, то ныне этого всего нет. Что же, скажите,   ведь эти школы, занятия с людьми, что-то  должно заменить? Сказывается ли в работе цеха отсутствие этих воспитательных форм мобилизации коллектива?
 В. И.: –  Нарушителей трудовой дисциплины, прогульщиков, тех, кто злоупотребляет спиртным,  которые ещё имеются в цехе, мы обсуждаем на рабочих местах, на цеховых рабочих собраниях, на цеховом профсоюзном комитете. И тут, особенно-то нянчиться, как прежде, мы перестали. Увольняем сразу же! И всякие уговоры прекратили. Если же говорить о такой воспитательной форме, как наставничество, то к молодым рабочим, как и  прежде, прикрепляем наставников. А если человек пришёл трудиться уже в возрасте, то зачем тогда ему нужен наставник? Он уже давно сформировался, как личность. И его отношение к труду уже сложно, так зачем его воспитывать, если его просто невозможно переделать?!  Проще с ним расстаться, если он что-то не хочет делать или выполнять. Или, скажем, он  плохой специалист, а то и недобросовестный человек?!
   Если говорить о социалистическом соревновании, о котором вы сейчас упомянули, то подчас, оно было и тогда во многом формальным. Как, например, бывшее у нас тогда соревнование за экономию топлива. Получалось, чем меньше тепловоз в работе, тем меньше расход топлива и больше экономия! И наоборот. Чем больше человек работает, тем меньше он экономит?  Но в целом, конечно, соревнование очень нужно. Для сравнимости результатов труда. Сейчас мы тоже соревнуемся, но по- иному. И подводим  итоги  в трудовом соперничестве между тепловозными бригадами. Это намного точнее и проще. То есть, определять победителя по результатам конкретно выполненной работы.
Корр.:  –  Скажите, вы потому так без всякого сожаления и без всяких сомнений расстаётесь с плохими, на ваш взгляд, рабочими, что за заводскими проходными ныне немало желающих прийти трудиться в ваш железнодорожный цех?
В. И.:  – Желающие, конечно, есть. Это, безусловно. Но на завод сегодня приём людей строго ограничен. Сейчас в нашем цехе, да и в службе выгрузки, например, не хватает человек четырнадцать грузчиков? Это достаточно много.  И в службе пути – человек восемь. А мне, для того, чтобы принять нового человека в цех, нужно вместе с ним идти к директору завода и там доказывать, что он чрезвычайно цеху необходим?!
Корр.: -- Выход один – повышение производительности труда, так я понимаю? И тут у меня такой вопрос: есть ли в вашем цехе, как например, в цехе фитингов, ремонтные бригады, работающие, как подрядные? На полном хозрасчёте?
В. И.: – Есть. И давно. Это ремонтные бригады в депо СЦБ. И на участке ремонта пути. Здесь труд каждого работника оценивается в соответствии с его вкладом в выполняемую работу.
1992.               


Рецензии