Хамство - не аргумент

Довелось мне однажды видеть довольно редкую икону. На ней Богородица изображена, держащая правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите»

Тема хамства не нова на нашем сайте, но прежде всего, должен предупредить, что появление данной публикации – это обращение к людям с уравновешенной психикой. Давайте вспомним, сколько копий сломано в острых полемиках, сколько людей затравлено! Многие авторы навсегда покинули сайт.

Не жаловаться на свою несчастную долю хочу, ибо вообще нет на то причины, однако поговорить о культуре общения нам всё же необходимо. К счастью, среди многих тысяч читателей я очень редко встречал различие творческих или политических позиций, какое-то недопонимание по отдельным вопросам иногда бывало, но от хамов меня судьба берегла.
      
Как признак особого доверия, с благодарностью принимаю все доброжелательные и точные замечания коллег, о чём свидетельствует моя переписка, но при этом не терплю проявления высокомерия и настырных поучений. Такая модель поведения любого писателя с громким именем не украшает, чего уж говорить о человеке, который моложе меня почти на четверть века и великостью не отметился в истории современной русской литературы!

       Работая редактором «Нового мира», А.Т. Твардовский вёл рабочую переписку с писателями. У меня имеется книга с его письмами, и вот что следует отметить: классик советской литературы никогда не позволял себе в критических замечаниях обижать или унижать коллег. В каждом письме отчётливо видна уважительная и деловая форма общения, его советы профессионально точны и высказаны этично. О чём сей факт свидетельствует? Твардовский был хоть и строгим редактором, но оставался человеком интеллигентным.

К сожалению, я своевременно не скопировал рецензию  на рассказ «Вещее сердце», написанную одним из сочинителей нашего сайта, но её содержание помню отлично. Ему не понравились некоторые обороты речи в моём рассказе, а попутно он уличил меня в неточности времени появления на свет пластинки с песней Клавдии Шульженко «Синий платочек» и выразил желание меня высечь. Да, именно взять и высечь розгами!

       И всё же мой недоброжелатель, имя которого не стану называть из гуманных соображений, меня ничуть не унизил. Невозможно унизить того, кто умеет различать природу агрессии и не отвечать на неё. Не имею прямого доказательства, но есть подозрение, что у моего оппонента имеется некоторое нарушение в психике. А может, воспитан плохо – не знаю. Вскоре обнаружил, что автор свою рецензию уничтожил. Устыдился своей невоспитанности? Что ж, это хорошо: стыд – самое спасительное чувство.

Немотивированная агрессия, демонстрируемое всезнайство, высокомерие, презрение к элементарным правилам и нормам поведения – это диагноз? Не имею права судить, но настораживаюсь.
Что меня смущает? Мой критик за меня всё хорошо знает. Коль я взял тему обороны Сталинграда – уже плохо. И пули, выпущенные из пулемёта, веером не имеют права лететь, и в землю они обязаны уходить, будто стрельба велась с десятого или двадцатого этажа, а в расчёт не берётся, что земля промёрзла, что всюду битый кирпич да бетон валяются, что при полёте под острым углом над поверхностью земли, пули рикошетят, натыкаясь на препятствия.

Знаю, о чём говорю – довелось стрелять из всякого оружия.
Помнится, моему оппоненту не понравился язык и стилистика рассказа, но мой критик то не учёл, что это – моя стилистика, она безраздельно принадлежит только мне.

Охотно соглашаюсь, что читателю что-то может показаться сомнительным в моём сочинительстве, ибо он не обязан быть всеядным. Мне тоже в творчестве некоторых авторов не всё нравится, но понимать и уважать труд коллег я должен.

Не думаю, что мой недоброжелатель бывал в глухих сибирских деревнях, хорошо знает говор семейских поселенцев или общался со старообрядцами, которые сохранили свой говор. Сейчас древность уходит, рушится уклад былой жизни, новые поколения не сохраняют колорит старой речи, а я хорошо помню тот язык, на котором пять десятилетий тому назад общались в деревнях Сибири и на Дальнем Востоке.
       И про стакан во фронтовом госпитале поспешил меня высмеять. Были стаканы, были – сверил эту деталь у бывших фронтовиков. Это не медсанбат, а госпиталь, где уже несколько иной уровень обслуживания и ухода за ранеными.
      
И с песней «Синий платочек» всезнайство подвело. Я бы никогда не взялся за труд, не изучив тему досконально.
      
Вот такие строки выискал в Википедии, когда собирал материал для написания рассказа. Делаю ссылку: "Виртуальная Ретро фонотека. Из истории песни "Синий платочек".

       "В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова:
"Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!"
Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942г. из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Вместе с другими песнями, рождёнными в это тяжкое время, воевал с врагом и "Синий платочек", записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942г.
       
В доказательство именно этой даты, а не зимы 1943г. и уж точно не 1944г., приведу воспоминание пожилой женщины, опубликованное в той же статье:
"Я хорошо помню эту пластинку – это пластинка моего отца. Я покупала её в подарок на его день рождения зимой в конце 42 года..."
       
Следует признать, что в Википедии тоже встречается противоречивая информация или даже неточности. И всё же важен конечный результат творчества.

       Не могу сказать, что не огорчился, прочитав такое послание.  Огорчился… Но я давно научился понимать, что хамство – не аргумент в споре.
      
Лет пять назад на "Стихи.ру" произошла трагедия. Один из авторов сайта получил незаслуженную и уничижительную по содержанию рецензию литературного террориста, прочитал и… умер. Третий инфаркт случился.

       Вот и я, ошпаренный хамством, задумал проверить моего недоброжелателя на решимость. Коль возникло желание меня высечь, хотел предложить публичную экзекуцию. Пусть приезжает с розгами и высечет, но при одном условии: на сие действо я бы пригласил журналистов – им только дай сенсацию. А уж как они потом распорядятся отснятым материалом – их дело. В интернете такой ролик собрал бы тысячи зрителей.
      
Вот только ему нужна такая слава? А коль не нужна, коль совесть проснулась, довольно было бы одного слова: "Извините!"

Но я не ответил на хамство, не пригласил на экзекуцию. И правильно сделал, что простил.
А всё же, жаль мне его, болезного.
 


Рецензии
Тут вот какое дело, Виталий.
Здравствуйте, прежде всего!
Я на сайте уже пятнадцать лет и повидал всякого. Сам был объектом жесточайших нападок, переживал, оправдывался, заочно спорил с противником и т.п.
И вот что я понял. Неважно, чем именно объясняется агрессивность, сейчас не об этом. А важно то, что агрессивность нельзя извести, и, более того, не нужно этого делать. Поясню.
Людей можно поделить на три группы: 1) высокодуховные с практически нулевой агрессией, их мало, 2) люди, духовность которых не исключает умеренной агрессии, их подавляющее большинство, и 3) люди с агрессивностью не ограниченной никакой духовностью, даже если она у них есть, этих тоже мало.
Деление, конечно, условное, вы понимаете. Главное, это «мироздание» является устойчивым. Устойчивость обеспечивается большинством – людьми второй группы. Они видят перед собой пределы – к чему хочется стремиться, и от чего следует отталкиваться. И соразмеряют своё поведение.
Если каким-то образом устранить третью группы – хамов – например, брутально расстрелять всех нафиг, – в образовавшуюся пустоту втянутся пограничные люди второй группы и мы снова получим ту порцию хамов, которые, как это ни печально, необходимы, чтобы обрамлять это самое «мироздание». Хуже того, вся вторая группа из-за этого движения несколько сместится в сторону хамства. (Подозреваю, потому что не станет возражать против физического устранения этих гадов, то есть примет акт агрессии против них, как должное)
Когда-то я всё это понял, смирился и теперь смотрю на хамов с любопытством и даже снисходительно – они задают и визуализируют тот уровень, который считаю для себя неприемлемым.

С уважением,

Виктор Ганчар   01.05.2015 10:09     Заявить о нарушении
Простите за нахальный (но не хамский) влаз.
Однако - где же ещё высказаться? - именно по сути Вашего, ув.Виктор, этого письма.

И Вы, и автор - говорите, несомненно, о важных вещах. Но слишком уж разных и рассеянных, не увязанных.

Автор тронул тему "хамства", однако, рассказал... ну, можно сказать, не совсем о нём. Скорее - о каком-то одиноком, частном случае, пусть "хамства", пусть ещё чего-то, что его напоминает.
Фактически - речь у автора идёт об одном, конкретном случае "хамства", или - об одном "хаме". Но не о явлении хамства на портале.
Не об отношениях на портале.

А Вы, ув.Виктор, вполне разумно - высказались по поводу "агрессии", в т.ч. на портале.
Но, согласитесь, - это не одно и то же.
Это, вполне возможно, вещи пересекающиеся, как-то связанные, но - друг друга не заменяющие, и причиной друг другу - тоже не всегда.
Вывод же Ваш - и вовсе непонятен. Он не очень гож именно в обыденном практическом применении. Если для сравнения брать автобусное хамство - достаточно, по-Вашему, Вашей любопытствующей созерцательности?



Дмитрий Сухарев   01.05.2015 12:07   Заявить о нарушении
Вы правы, Дмитрий, мои умозаключения относятся к явлению в целом, поясняют его место в общественной жизни, но никак не показывают методов взаимодействия с хамством, в частности, автобусным. В каждом конкретном случае реализуется свой сценарий. Я не могу рекомендовать, как именно нужно противостоять хамству. Одни бросаются в бой, другие стараются не замечать и т.п. Единственное, что, на мой взгляд, важно – не воспринимать хамство, как некий апокалиптический поворот событий, а то в самом деле можно умереть от инфаркта.

Виктор Ганчар   01.05.2015 12:19   Заявить о нарушении
Я в этом смысле - с Вами согласен. Тоже поразмышлял о той ситуации.
Как говорилось, "Нам не дано предугадать ...". И приходится всё дальше отодвигаться от, быть может - иногда и полезных даже, негативных оценок.

Дмитрий Сухарев   01.05.2015 12:31   Заявить о нарушении
Виктор, извините, я вчера был слегка не того... День рождения отмечали.
Сегодня внимательно прочитал Ваше суждение, охотно согласился.
Спасибо Вам!
С уважением, Виталий.

Виталий Валсамаки   02.05.2015 06:01   Заявить о нарушении
ну что вы, Виталий, не стоит извинений, я вас отлично понимаю, сам живу в Кишинёве, где напряжение является естественным фоном для всех, скажем так, ватников ))
да и Одессу всю жизнь считал продолжением своей родины, а теперь уж не поедем туда, как делали десятки лет до того
грустно всё, увы...

Виктор Ганчар   02.05.2015 09:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.