Нет, и в церкви всё не так!
http://www.proza.ru/2012/07/22/1254,
Валерий, я дважды перечитывал повесть и не оставил отзыв ранее не потому, что остался равнодушен к содержанию.
Повесть вызвала впечатления настолько сумбурные и противоречивые, что оформить их в связный поток мыслей без эмоций не представлялось возможным.
Не кажется ли автору, что герой, (равно как некоторые рецензенты) относится к Господу, как к некоему главе центра бытовых услуг, обязанного обслуживать благополучие клиентов на должном уровне?
Беспощадно выписан автором кризис современной церкви. Величайшее равнодушие и презрение к ее существованию, брезгливость героя, силою обстоятельств зашедшего в храм, вопиет из каждой строчки!
Напротив, замечу для сравнения, в мусульманской мечети - молодые мужчины составляют большинство прихожан, неустанно по нескольку раз на день творят молитвы, приводящие в гармонию тело и душу. Вера объединяет мусульманские народы, а у нас епископ-раскольник отправился в Америку за оружием, чтобы убивать "неправильных" православных.
Валерий, не понимаю, зачем талантливо и в образах повторять "совдеповскую" антирелигиозную пропаганду? Зачем окончательно разъединять русский народ, лишая его последней духовной опоры?
Алчный поп в джинсах, раскатывающий на иномарке - не вся православная церковь. На уединенных островах Валаама, на горе Афон, в других отдалённых скитах бескорыстно творят молитву о спасении наших душ мудрые и прозорливые старцы!
Здесь на Прозе.ру я читал современные очерки паломников в святые места. Вот он входит в келию к старцу, а тот ему - вы не все свои грехи вспомнили и покаялись в них! И начинает перечислять такое, о чем и сам паломник забыл по прошествии многих лет!
Вера жива и все рано или поздно приходят к Богу. Но не герой повести, несмотря на все испытания, которые пришлось пережить.
Какой ответ ожидал от Небес герой повести, через не хочу, словно на дыбу, вошедший в храм, и брезгливо приложившись к иконе? По вере и воздалось ему!
По вере, которой никогда не было. Поп ли на иномарке и в джинсах тому причиной? Нет, конечно.
Я с разочарованием читаю бесчисленное количество произведений у других авторов, Валерий, где наперед знаешь каждое брезгливое слово, живописующее православную веру, словно выплюнутое людьми, ни разу! за всю жизнь не переступивших порог храма, не способных к самоанализу, и движению души.
Не стремление к самосовершенствованию движет ими, а только - дай, Господи, дай! Исцели! Помоги испепелить врагов и продвинь по службе!
Что нас объединяет, Валерий? Украину объединила ненависть к русским, а нас русских, что объединит, если последнее, что держало вкупе - вера - оплёвана и кажется бесконечно архаичной в описании талантливого автора.
Нет сил бесконечно пережёвывать духовный "депресняк"! В том числе и безусловно талантливый, как обсуждаемая повесть "Челом бей!".
Читатель умоляет: покажи читателю позитивную перспективу. Дай надежду! Есть же у автора собственное видение спасения Руси и православной веры?
Или боишься? Боишься действительности и будущего. А ты не бойся. Не такое переживала Русь, но стоит златоглавая!
Мне кажется порой, что мы дети и внуки тех пескарей, что выжили в норах во времена грозных бурь, а православные герои не оставили потомства ибо погибли, нас защищая.
Нонна Мордюкова как-то сказала, что не встретила в жизни настоящего мужчину. Настоящие лежат в братских могилах.
От себя добавлю: герои погибли, дав возможность расплодиться детям трусливых пескарей-приспособленцев, довольствующихся крохами, которые приносит течение, чтобы продолжить существование.
Они иногда даже робко протестуют, если их обошли привилегиями, что, на их взгляд - безусловно отчаянный поступок, сопряжённый со смертельным риском!
Одна из читательниц в отзывах на повесть негодует на Высшие силы, почти как в исполкоме: того не замечают, там не исправляют! Она была бы удовлетворена, если бы Небеса уничтожили кое-кого, кто мешает ей дышать полной грудью.
Ей, не прочитавшей ни строчки из Писаний, невдомёк, что самое главное сказано в первых главах Библии: Я создал тебя, человек, по образу и подобию своему. Со свободной волей, свободой мыслить и поступать на свой страх и риск. Но и ответственность за поступки неси полной мерой!
Поэтому, по большому счёту, - мы все вместе и каждый в отдельности повинны в смерти каждого ребёнка на Донбассе или в Сирии и Палестине и заслуживаем наказания!
События, которые происходят вокруг нас - это результат нашей деятельности, а не происки пришлых инопланетян!
Ответственность за собственные страдания на нас самих: разобщённых, алчных, ненасытных, озлобленных, обойденных в распределении жизненных благ, либо пресытившихся ими.
Так какой выход подскажешь своему герою, Валерий? Или разбитое и ослеплённое лицо его - и есть твой вариант выхода их общего духовного тупика, столь талантливо живописанного тобой?
Может быть выход в том, чтобы - перебить друг друга, как на войне за Донбасс, на войне, которая испепеляет мою русскую душу, вызывая нежелание жить, наблюдая с ужасом, как недавние братья всё более изощренно убивают друг друга?
Тренд последних дней: войсковое подразделение берёт в заложники гражданских того посёлка, где дислоцируется, минирует подходы к укрепрайону, обочины, огороды, и, прикрываясь гражданскими, как живым щитом (часть гражданских заперта в общественных зданиях, часть привязана к опорам линий электропередач на видных местах) обстреливает противника. В блиндажах при этом развешены лубочные иконки и ладанки.
Где та икона, о которую хочется разбить своё лицо, бия челом за нас грешных?!
Свидетельство о публикации №215020700674
Действительно, в последние годы стало модным поносить наших священников только за то, что они более менее хорошо питаются и "в джинсах ездят на мерседесах". А что, священники не люди? Или наши депутаты, гоняющие на линкольнах и покупающие себе дворцы и яхты, - что, они у нас ангелы? Как-то не похоже. Представим себе картину: едет наш батюшка на троллейбусе, зажатый со всех сторон толпой пассажиров, а троллейбус поминутно застревает в пробках... Интересно, с каким настроением священник войдет в храм, как будет служить литургию, принимать исповеди, причащать паству? Это надо делать с умиротворенной душой, стараясь отойти мысленно и духовно от всего земного, ибо через тебя, Божия проводника, исцеляются, успокаиваются, усиливаются души верующих. Служение Богу - это величайшая и труднейшая работа, тем более в миру, то есть, не в монастыре. А мир сейчас... не хочу ругаться плохими словами.
Насчет священнических "мерседесов". Очень часто средство передвижения батюшки - какая-нибудь б\у тойота, "жигуленок", даже "Ока". Дорогие машины, в основном, только у епископов - и выше. И это правильно. Чем выше иерарх, тем больше на нем лежит обязанностей. Ему приходится ездить по области, а епархия ведь бывает огромной (например, один наш Кольский полуостров мог бы вместить в себя не только всю Скандинавию, но, кажется, и Францию!). Могу ошибаться в размерах, но если наш архиепископ объезжает область, на это уходит больше недели. В основном, его машина - внедорожник, "вездеход", а дороги у нас ужасные, на обычной машине не проедешь. А ведь следует лично следить за строительством церквей, служить в уже построенных храмах где-нибудь на границе с Карелией, чтобы народ видел своего "главного пастыря".
К сожалению, в последние годы наша церковь стала разделяться на "стяжательную" и "нестяжательную", как это уже было при Иоанне Грозном. Одни батюшки трудятся честно, живут на свое жалованье, худо-бедно кормят свою семью, растят детей. Другие, действительно, возжелали именно "меседесов". В Москве - стяжатели, работники РПЦ (ужасное сокращение!). Не все, конечно, и там такие. Истинная Православная церковь не должна быть стяжательной. Мы не католики; у нас храмы живут на то, что им подаст население (по доброй воле). Продаются книги, иконы, всё, что касается духовной жизни людей. Люди покупают. Никто не заставляет их и не просит. Хочешь, покупай, хочешь, не покупай.
В конце концов, священник даже должен иметь машину. Церкви у нас строятся медленно, и храм, где он служит, может находится довольно далеко от его дома. Вот он и едет на работу на своей машине. И в джинсах, разумеется, службу не ведет. Слава Богу, ламбаду у нас в храмах еще не танцуют. Ничего не имею против ламбады, но... в общем, мысль моя понятна.
А "бить челом" тоже нужно уметь. Иначе ведь, по невежеству своему, можно и "лоб расшибить".
Кира Велигина 11.04.2016 10:57 Заявить о нарушении
Рассказ Валерия Туловского совершенно потрясающий и не оставляющий никого равнодушным. Он истинный художник слова-реалист.
Я видел сегодня проект памятника воину-мученику Евгению Родионову, принявшего смерть за Христа 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут в Чечне. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет. 3 месяца неимоверных мук не сломали нового русского святого и он не снял нательный крест по требованию боевиков и не отрекся от православия.
Памятник задуман так, что крест через рассеченную грудь будет светиться в солнечных лучах.
Вот ответ тем, кто не видит, что православие на Руси возрождается.
Что касается испытания роскошью и богатством, то они может быть даже тяжелее, чем испытания богоборческими гонениями на Церковь.
Рой Рябинкин 11.04.2016 12:25 Заявить о нарушении
А Православие действительно возрождается, слава Богу.
Кира Велигина 12.04.2016 09:38 Заявить о нарушении