Емельяненко Михаил Иванович
В РККА с 31 августа 1933 года (23 августа 1934 года).
Окончил Луганскую школу пилотов в ноябре 1935 года.
С декабря 1935 года по март 1938 года в звании лейтенанта служил младшим летчиком и командиром звена в 56-й истребительной авиационной бригаде Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 26 марта по 13 августа 1938 года в качестве пилота истребителя И-16.
«…В Валенсии держались самые знойные дни. Земля, камни, фюзеляжи самолетов нагревались палящими лучами солнца так, что к ним невозможно было прикоснуться. На аэродроме Михаил Емельяненко всякий раз после боевого вылета мерял большим и указательным пальцами высоту солнца над горизонтом, изрезанным горами.
- Ох, еще долго палить будет, - сокрушался он. - Хотя бы облачко… - И начинал вспоминать, как в раннем детстве беспризорником зарабатывал себе на жизнь - бегал с чайником по пляжу Азовского моря, торговал питьевой водой.
Эх, в море бы искупаться! - мечтательно восклицал Михаил…»
(Из книги Г. К. Семенова «Пароль «Испания»)
Всего в Испании произвел 80 боевых вылетов, участвовал в 15 воздушных боях, сбил 6 истребителей.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
С августа 1938 года по март 1940 года был помощником командира эскадрильи в 56-й истребительной авиационной бригаде Белорусского военного округа.
Участвовал в освобождении Западной Украины и Белоруссии с сентября по ноябрь 1939 года.
Участвовал в советско-финляндской войне с декабря 1939 года по март 1940 года.
С марта 1940 года по июнь 1941 года командовал эскадрильей в 11-й смешанной авиационной дивизии Белорусского военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал на Западном фронте, в звании капитана был командиром эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка.
К декабрю 1941 года произвел 80 боевых вылетов на истребителе И-16.
В ноябре (декабре) 1941 года был сбит в воздушном бою и произвел посадку на лес. При этом получил тяжелые травмы, контузию головы и был без сознания около шести часов. До марта 1942 года лечился в Куйбышевском госпитале, после чего был списан с летной работы и переведен в Учебную авиационную группу старшим оперативным дежурным. Воевал на Ленинградском и Волховском фронте до июля 1942 года, затем воевал в составе ВВС Северного флота. До ноября 1942 года был старшим оперативным дежурным отдельной морской авиационной группы в Ваенге, до февраля 1943 года был начальником воздушно-стрелковой службы, затем до сентября 1943 года был командиром по планированию и учету боевой подготовки ВВС СФ. С сентября по декабрь 1943 года был летчиком 16-го транспортного отряда, затем до февраля 1945 года летал вторым пилотом транспортного самолета Си-47 10-й отдельной авиационной эскадрильи ВВС СФ.
Произвел 265 вылетов, перевез 285.000 кг военных грузов и 4.860 пассажиров.
После окончания войны продолжал служить в авиации.
28 сентября (2 октября) 1946 года уволился в запас в звании майора.
Проживал в городе Ивано-Франковск Ивано-Франковской области (Украина).
Умер 1 мая 1957 года.
Список известных воздушных побед М. И. Емельяненко:
00.04.-00.08.1938 1 Фиат-32 Испания лично
00.04.-00.08.1938 1 Фиат-32 Испания лично
00.04.-00.08.1938 1/2 Фиат-32 Испания в паре с другим летчиком
00.04.-00.08.1938 1/2 Фиат-32 Испания в паре с другим летчиком
00.04.-00.08.1938 1/2 Ме-109 Испания в паре с другим летчиком
00.04.-00.08.1938 1/2 Ме-109 Испания в паре с другим летчиком
Награжден двумя орденами Красного Знамени (22.02.1939*, 12.05.1940), орденом Отечественной войны 2-й степени (05.11.1945), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Примечание:
* Орден имел порядковый № 2324.
Свидетельство о публикации №215020700729