Дельф

  -  Через полгода я вполне нормально мог общаться с ними. Это был диалог, разговор, если хотите.
   Алекс откинулся в плетеном кресле и задумчиво уставился на пенные буруны прибоя. Мы сидели на легкой террасе кафе-бунгало, стоявшем на самом берегу лазурного залива, глубоко вдававшегося в остров.
Собеседника я знал давно, мы учились на разных факультетах университета. Но уже несколько лет, как потеряли друг друга из виду, о чем , однако  оба, видимо не очень сожалели.
   И каково же было мое удивление, когда, приехав по заданию редакции на этот остров в поисках материалов для какой-нибудь банальной развлекательной статьи из жизни дельфинов, в изобилии пасущихся в лагуне, я встретил этого технаря. Но настоящее удивление я испытал при дальнейшем общении с Алексом, которое продолжалось три дня, вернее три вечера, в течение которых он поведал мне свою невероятную историю.
   -Итак, мой друг, если Вы помните, я рассказывал Вам еще в колледже о своем увлечении – исследовании спектра сигналов, издаваемых дельфинами. Я провел огромное число опытов в фонотеке университета, пытаясь как-то систематизировать  голоса  животных по частоте, амплитуде, последовательности и другим параметрам. В итоге был накоплен солидный материал, но результат, который мог бы хоть на шаг приблизить меня к мечте об общении с дельфинами…результат был нулевой. За исключением может лишь того, что я сносно научился некоторым их свистам и крикам.
   -Ничего удивительного. Этим и до Вас занималось немало народу. Насколько я знаю, приложились к проблеме и гидроакустики, и ихтиологи, военные в конце концов. Да и какие Вы имеете в виду результаты больше тех, что уже достигнуты?
   -А что, собственно, достигнуто?- с ревностью воскликнул мой собеседник.
   - Ну не мне же Вам рассказывать! Огромный статистический  и аналитический материал, собранный исследователями, Кусто, если хотите, дельфины-торпеды у военных,  а дельфинарии! Это же чудеса дрессуры. Такие трюки по воле дрессировщика – это разве не результат?
   Алекс ничего не ответил и , сославшись  на усталость от прошедшего дня, ушел, скупо попрощавшись.
  На острове было с десяток домиков, пригодных для жилья и разбросаны они были по всему побережью, периметр которого составлял не более шести миль. Небольшую часть берега обрамляли скалы, вся же остальная являла собой великолепный песчаный пляж с живописными бухтами и тенистыми пальмовыми рощицами. Раз в неделю сюда приходил катер, курсирующий по архипелагу, привозя необходимые продукты и скарб немногочисленным аборигенам, и заменял туристов. Ночь здесь наступала очень быстро, она просто падала обволакивая всё вокруг непроглядной тьмой, и лишь черное небо походило на прохудившуюся крышу, сквозь которую светили мириады звезд, отражаясь в фосфоресцируюшем море.
   Побродив по берегу еще пару минут я не нашел ничего лучшего, как завершить  первый  день в гамаке своего жилища.               

  -Так Вы говорите дрессировка?
   Алекс появился так внезапно, что я невольно вздрогнул. Он зашел на террасу , пожал мне руку и расположился рядом. Был уже опять поздний вечер и я, не видя  его весь день, удивился тому, где  на этом клочке земли можно проводить столько времени.
  -Послушайте,  Алекс, я ничего не знаю о дрессировке дельфинов и о том, чем Вы занимаетесь на острове, но может, по старой дружбе поможете создать небольшой литературный шедевр о жизни этих властителей моря?
  - Так Вы говорите дрессировка?- переспросил он, будто не слушая меня. – Знаете, чем я занимаюсь здесь уже год? Дрессировкой! Но дело в том, что мы с ними договорились, что дрессировать будут меня они.
   -?!
   -Когда год назад дела нашей фирмы заставили меня покинуть её, а остаток денег заставили мою жену сделать то же по отношению ко мне, то я и приехал сюда. Купил необходимый минимум оборудования, снял себе скромный шалаш за скалами и занялся своей мечтой. Возможно, в другой ситуации я никогда бы не решился на это. А тут такое «везение». Из моего вигвама открывается чудный вид на океан, а самое главное – в заливе за камнями очень много дельфинов. И вот я напялил на себя акваланг и пошел с ними знакомиться. Подождав, пока небольшая стайка подойдет ближе к берегу, я просто поплыл к ним. Думаю, что сначала они восприняли меня не более как плывущее бревно. Оказавшись внутри резвящейся группы, я попробовал произнести в воду то, что запомнил из опытов. Естественно без ультразвука, который тоже есть в арсенале дельфинов. Много позже я понял, насколько самонадеянным было это упражнение. Почему? Попробуйте где-то у черта на куличках произнести кажущийся знакомым Вам звук или слово из обихода аборигенов. Получите или ничего, или удивление, или , в лучшем случае, удар в челюсть. Но это опять же – люди. Поэтому вот так изо дня в день, проводя максимум возможного времени в стае, я пришел к выводу о необходимости обучения дельфинами меня, а не наоборот. Зная, что дельфинят родители учат на протяжении шести лет, я, однако, не мог рассчитывать на такой срок. А во-вторых , не был уверен, что за мной закрепят индивидуального учителя. Бултыхаясь же в кругу дельфинов, постоянно надоедая им, через некоторое время обнаружил, что попал в поле зрения одного из крупных дельфов( даже для себя я перестал называть их животными). И с этого времени дела пошли гораздо лучше. Я учился их движениям, прыжкам, естественно в рамках своих скромных возможностей. Меня выбрасывали из воды, прижимали крутыми лбами ко дну, удерживая там до тех пор, пока в легких не оставалось ни капли воздуха. Я старался копировать их кульбиты, повороты, всплытия и нырки, неосознанно и лишь постепенно приходя к мысли, что всё это – и движения, и звуки – одно целое, определяющее и способ общения, и образ жизни. К тому же и звуки дельфов – это не слова и даже не иероглифы, означающие целые предложения. Это органично входящая составляющая в жизни дельфинов. Людям надо уйти от человеческих стереотипов при общении с нелюдьми. И тогда всё встанет на свои места.
   Дальше было больше. Через два месяца они вплотную приступили к моему обучению. Мой главный дельф сумел показать, внушить мне, что основой общественного социального обустройства в их мире являются не только инстинкт, но и чувства и эмоции. А это уже, извините, по нашим людским нормам – дар Божий. И вот еще,- игра. Всё то, о чем я Вам говорю, всё это – от рождения до смерти, от поиска пищи и пары, от отражения агрессии до проявления страсти – всё реализуется через игру. Или через её проявление в наших глазах.
   Через полгода я вполне нормально мог общаться с ними. Это был диалог, разговор, если хотите.
   Алекс явно распалялся. И я, чувствуя, что надежда получить какую-то помощь в моем вопросе тает , как облако(ведь не печатать весь этот бред), невольно подлил масла в огонь.
   -Слушайте,- перебил его я – может для убедительности Вы стаскаете меня на свои камни, чтобы я мог при свете дня глянуть на нового Ихтиандра в его, так сказать, стихии.
   Это было, наверное, чересчур. «Ихтиандр» встал и, буркнув что-то на счет восьми утра, ушел.

   Спозаранку на третий день  с некоторым душевным волнением я карабкался через камни к песчаной полоске, на которой между несколькими в разные стороны наклоненными пальмами уютно устроилась тростниковая хижина отшельника. Рядом стоял навес, под которым была устроена довольно сносная кухня; тут же лежал акваланг и всё оборудование. Всё, кроме ласт. Хозяина не было. Вновь забравшись на камни, и осмотрев в бинокль ближнюю акваторию, я заметил невдалеке знакомые очертания дельфинов и среди них…Алекса. Это было спокойное, уверенное и вместе с тем стремительное и грациозное плавание. Они  то надолго исчезали под водой, то уносились куда-то и так же резко возвращались; они резвились как шаловливые дети в бассейне. Потом вынырнули у самых камней, некоторое время «шептались» лежа на воде. Затем дельфин, пронзительно свистнув о чем-то, скрылся в глубине, а Алекс со счастливым лицом, сняв ласты подсел ко мне на камень.
   -Его зовут СИИЗ.
   -Кого?- не удержался я.
   -Дельфа. А меня для них – КСС. А представляются они вертикально зависнув и раскачиваясь, при этом произнося своё имя. Вот , например, его зовут СИИЗ. А я сократил первую часть своего имени и осталось – КСС.
   -Алекс, Вы пили сегодня?
   -Дельфины этого не переносят. И я не смог бы по семь минут находиться под водой.
   -Вы что, собираетесь жить с ними…там?
   -Я хочу прошвырнуться по архипелагу.
   -Но катер только через три дня.
   -Нет, Вы не поняли, просто я хочу попробовать побыть в среде и обществе, свободном и самодостаточном…
   Он побрел бодрой и радостной походкой по мелководью в сторону своей хижины. «Собирать чемоданы»-пронеслось у меня.

   На другой день он исчез.


Рецензии