Журавли

В том далёком 1978 году я училась в 7 классе и была тимуровцем. Подшефной нашего класса была старенькая 81-летняя бабушка. Мы по очереди должны были ходить в магазин за продуктами, в аптеку, прибираться в её комнате. С подружкой Светой мы чаще всего навещали Варвару Александровну Канаеву, – так звали эту маленькую, щупленькую, почти слепую бабушку, в прошлом – директора Микояновского детского дома. Обстановка в её однокомнатной квартирке не была, как у большого начальника, а наоборот отличалась сдержанностью и даже беднотой: обшарпанные стол и диван, шифоньер с поломанными дверцами. Зато над столом от потолка до пола во весь рост возвышался плакат Иосифа Сталина. Я никак не могла привыкнуть к суровому взгляду вождя: так и казалось, что он следит за мной. Варвара Александровна не раз рассказывала о своей работе с такими великими людьми, о которых я только в учебниках читала да в кино видела: Фрунзе, Калинин, Микоян. Она гордилась своими соратниками по партии и бывшей работе. А уж как я гордилась, что общаюсь с таким человеком, который лично знал почти всё руководство нашей ещё революционной страны, и, конечно же, самим Сталиным. Варвара Александровна говорила: «Партия приказала возглавить, поднять детский дом, я и работала».

Мне было очень интересно слушать её неторопливые рассказы о том, как тяжело было выжить и сохранить детей в военные годы. Особенно меня взволновала история о том, как во время эвакуации детдома в город Алма-Ата поезд, в котором они ехали, обстрелял немецкий самолёт-бомбардировщик. Первые вагоны сошли с рейсов и загорелись. Люди в панике бежали врассыпную. Много было раненых и убитых, а самолёт разворачивался и пулемётной очередью добивал оставшихся в живых. Варвара Александровна и трое молоденьких девчат-воспитателей своим телом закрывали детей, уберегая их от пуль, пролетающего над ними фашистского самолёта. Потом ещё несколько дней пешком через лес и болото, потом на подводах добирались до места. Все дети остались живы.

О жизни Варвары Александровны, о её подвиге, о том, какой она интересный, удивительный человек, я написала на радио в программу «Музыкальный четверг», которая бала очень популярна в советское время в нашем городе. За месяц вперед я попросила в своём письме ко дню рождения Варвары Александровны передать любимую её песню в исполнении Яна Френкеля «Журавли».

В один из дней по дороге в школу мой одноклассник крикнул мне «Привет, знаменитость! О тебе по радио говорили!» Я толком ничего не поняла из его объяснения, но расстроилась, что песня прозвучала не в назначенный день для именинницы, а намного раньше. По школьному коридору невозможно было пройти. Меня дёргали за рукав, толкали, улыбались, и казалось, что абсолютно все слышали молодёжную передачу из самой Москвы, кроме меня. И вдруг, посреди урока в класс заглянула учительница по русскому языку и позвала меня. Я тихо шла за ней. В кабинете у директора нас уже ждал классный руководитель. По её строгому виду я поняла, что мне сейчас достанется. Ноги тряслись, и в голове никак не укладывалось, за что меня вызвали?

– Ну, давай рассказывай, что ты там насочиняла? – громко и требовательно спросила директор, сидя за столом, смотря на меня поверх очков.
Видно, у меня был такой растерянный вид, что классный руководитель решила мне помочь наводящими вопросами.

– Люда, о чем в письме писала? Что о школе писала? Ну, рассказывай? – более спокойным тоном, чем директор, интересовалась классный руководитель.
Сообразив в чем дело, немного успокоившись, я поспешно и выразительно пересказала своё письмо в музыкальную передачу. Директор вслух рассудила, что на местной радиостанции сочли мою корреспонденцию интересной и поучительной и переправили в Москву в центральную молодёжную программу. Она нахмурила брови.

– Завтра принеси черновик письма. Проверить надо. Ошибок наверняка много сделала!? Сколько страниц написала? – по-прежнему строго спрашивала директор школы.

– Страниц всего семь, а черновика не было, – вздохнув тяжело, ответила я.
Из кабинета мы вышли с учительницей по русскому языку. Обняв меня за плечи, она наклонилась и, широко улыбаясь, сказала.

– Ты молодец! Напиши о Варваре Александровне сочинение и прочтёшь его перед одноклассниками.

За сочинение в 7 листов, я получила «5» за содержание, и «2» – за ошибки. В дальнейшем, узнавая разные истории от Варвары Александровны, я пересказывала ребятам из класса, писала сочинения и читала их перед ребятами в классе.
Маленькая, хрупкая на вид, неприметная женщина, но сильная духом отважная и искренне верущая в светлое коммунистическое будущее. Для меня она была примером в жизни. И когда в 21 год я вступала в ряды КПСС, то в своём заявлении написала, что хочу быть похожа на Варвару Александровну Канаеву, директора детского дома. А песня в исполнении Яна Френкеля «Журавли» прозвучала в назначенный день, и она тоже для меня стала одной из любимых военных песен.


Рецензии
Хоть и не люблю мемуары... но здесь затронуто то время, когда я сам "Журавли" слушал с замиранием сердца... Спасибо!
Творческого вдохновения Вам!
С теплом,

Сергей Савченко   25.01.2017 02:28     Заявить о нарушении
До Алма-Ата немцы не добрались... Я Чимкенский... просто выражение Ташкент город хлебный - знаю не по наслышке. Мама родилась перед войной, я родился в Азии... Почему эвакуировали, мне не совсем понятно... если они с Азии ехали в сторону Москвы, то да... это могло произойти

Сергей Савченко   25.01.2017 02:33   Заявить о нарушении
Ой сори... глаза болят, я не так понял... да если в Алма-Ата, то да. Красивый город, он мне так нравится. От нас до снежных гор было километров 50, а там вот они, как нависают над тобой.

Сергей Савченко   25.01.2017 02:35   Заявить о нарушении