Трон для гасконца

   Тот март выдался на редкость солнечным. Ещё недавно Париж изнемогал от проливных дождей, а сегодня на деревьях уже наливались почки. По вечерам город окутывала волшебная сиреневая дымка, и забывалось, что всего год назад, в начале 1793-го, под восторженные крики и улюлюканье толпы был казнён несчастливый король Людовик 16 - ый. Революционная столица старалась жить, закрывая глаза на кровавые ужасы.

   В тот мартовский день три французских офицера,получив увольнение, спешили насладиться радостями жизни. Двое из них были совсем молоды, третий -  смуглый, темноволосый и темноглазый - постарше. Именно он решил познакомить приятелей с парижскими соблазнами. Друзья  обошли несколько кабаков, где щедро угостились выпивкой, и уже не помнили, как очутились на улице рю де Тюрнон.

   Увидев вывеску - "Мадемуазель Ленорман, книготорговец" - вояки загоготали. Они слышали про девицу Ленорман и прекрасно знали, что никакими книгами она не торгует, а за странной вывеской кроется знаменитый на весь Париж салон, куда приходят,чтобы узнать свою судьбу.

   Поговаривали, что мадемуазель появилась здесь года четыре назад. Тогда ей было 18 лет, но выглядела она как солидная женщина.

   Родилась Мари Анна Аделаида Ленорман кособокой калекой. Красотой она не блистала и с юности была столь дородна, что родственники окрестили её "бочонком". Но ум у девочки оказался острым, а хватка -  деловой. Когда не стало её отца, торговавшего тканями в провинциальном Алансоне, девочка взяла на себя все домашние хлопоты. Мари перевезла семью в Париж и открыла салон, который приносил неплохой доход.

   - Зайдём?,- еле ворочая языком, предложил один из молодых офицеров. - Смотрите, что написано:"Храбрым воинам революции скидка".
   - Угу, - кивнул второй.
   - Помилуйте, господа, что за глупости! - отмахнулся тот,что постарше.
   В отличие от приятелей, он был вполне трезв, и поход к кособокой гадалке его никак не вдохновлял. Тем более, что он знал, как она одному знакомому корсиканцу, Наполеону Бонапарту, предсказала, что он станет ни много ни мало - императором!

   Он знал, что молодой Бонапарт ухватил птицу счастья за хвост: ещё пять лет назад он был лейтенантом королевской артиллерии, а теперь уже генерал. Но порочить ему императорский трон! Чистое шарлатанство!

   Поэтому Бернадот - именно так звали офицера -  попытался образумить выпивших приятелей:
   - Все гадалки лгут! Им только и надо вытянуть из вас последние деньги!

   В этот момент дверь салона неожиданно открылась и на пороге появилась сама мадемуазель Ленорман.
   - Проходите, господа! - пригласила она офицеров. - Ну, а вам, месье, я погадаю даром,- окинула она пронзительным взглядом Бернадота.

   Покачиваясь, офицеры вошли  в комнату и опешили. В комнате, обитой тёмно синим бархатом, царил полумрак. В центре стоял стол, а  по его углам - четыре зажжённые свечи. Сильнее всего гостей поразил светящийся в центре стола шар. Бравые вояки притихли, топчась у дверей.

   - Смелее, смелее месьё! Вы же цвет французской армии. Вот вы - показала Ленорман на одного из молодых офицеров, - станете  бригадным генералом. А вы,- обернулась она к другому, - даже маршалом.
   - А как же я? - неожиданно воскликнул Бернадот. - Нагадайте и мне что - нибудь хорошее! Со следующего жалования я готов заплатить вам как истинный император!
   - По- королевски, месьё! - тихо сказала гадалка. - Вы станете королём, поэтому сможете наградить меня по-королевски.

   Бернадот присвистнул.
   - Не смейтесь, месьё! Трон будет принадлежать вам по праву - как законному сыну короля!

   Бернадот, всё ещё улыбаясь, вышел из салона. Это же надо такое выдумать: он, Жан Батист Бернадот - королевский сын! Да его отец даже не был дворянином. Скончался он 14 лет назад, а служил простым поверенным и имел скромную клиентуру из числа торговцев и разорившихся аристократов городков Беарна и По в забытой богом Гасконии.

   После смерти отца ему, как самому младшему из шести детей, досталась старинная шпага и рассказы о былой славе предков, сражавшихся под знаменем Короля - Солнце.

   Наслушавшись этих рассказов, мальчик записался в армию, отказавшись от предложения старшего брата поработать с ним в адвокатской конторе.

   Низкое происхождение мешало Жан Батисту продвигаться по службе, и только к 25-ти годам он получил чин сержанта. Вскоре грянула революция, и Бернадоту выпал шанс: за несколько лет он дослужился до полковника и уже мечтал о генеральских эполетах. Но чтобы о королевском троне?! Он - истинный республиканец, ненавидящий тиранию и  угнетателей! Никогда! Бернадот даже сделал татуировку на руке - "Смерть королям!".

   Все эти предсказания - обман! Именно так сказал он Наполеону Бонапату, встретившись с ним осенью следующего года. Но тот с ним не согласился:
   - Эта Ленорман нашептала, что я женюсь на Жозефине Богарне. И что ты думаешь?  Я танцевал с ней всего пару раз и уже по уши влюблён.
   - Но как же Дезире? - изумился Бернадот. - ты разорвёшь помолвку?
   Наполеон улыбнулся:
   - А ты и рад! Думаешь я не знаю, что ты неровно дышишь к Дезире?
   - Так ты действительно намерен разорвать помолвку? - переспросил Бернадот.
   - Что ж, чему быть, того не миновать,- ответил Наполеон. - Я же говорил, мне предсказана другая судьба. А ты женись на Дезире. Буду только рад: мы станем родственниками, ведь мой брат  Жозеф женат на её младшей сестре.

   Но  прежде, чем это случилось, прошло  три года. Бернадот провёл их в непрерывных войнах, которые Франция вела почти со всей Европой. Он был генералом,  и весьма удачливым - одержал  немало побед против австрийцев на Рейне и  в Италии. Именно в итальянских походах он добавил себе ещё одно имя - Жюль, в честь великого полководца Юлия Цезаря. И только  в августе 1798 года  они с Дезире наконец -то поженились.

   Год спустя у них родился сын. Отдавая дань тогдашней моде на викингов и всё скандинавское, мальчика назвали  Оскаром. И, конечно, Бернадот никак не связывал данное сыну имя с давнишним предсказанием  мадемуазель Ланорман.

   О гадалке он вспомнил в 1804 году, получив звание маршала: - Обманула гадалка, не стал я королём, - усмехнулся Бернадот. Но он не мог не признать, что его друзьям она наворожила верно - один стал бригадным генералом, другой - маршалом.

   Снова Бернадот воевал. Он получил от солдат прозвища - "Храбрец" и "Счастливчик".Под его его командованием войска одерживали победу за победой. Во время кампании 1806 года его корпус наголову разбил армию прусского генерала Блюхера и взял в плен много солдат и офицеров, в том числе - шведский отряд полковника Менреля. По отношению к шведам Бернадот повёл себя исключительно великодушно. Он обеспечил пленных едой и одеждой, а впоследствии отпустил их домой. Вернувшись на родину они рассказали  о Бернадоте и его благородстве. Скоро легенды о Бернадоте, пощадившем шведов, знала вся страна.

   Когда бездетный шведский король  Карл 13-ый совсем одряхлел, гос.совет страны, созванный в 1810 году для решения вопроса о судьбе монархии, предложи ему, казалось бы, невероятное - объявить своим законным наследником Жана Батиста Бернадота, усыновив французского маршала, король согласился.

   Бернадот - достаточно молодой, честный, храбрый, обожает свою семью. И что самое удивительное - сын его носит имя древнего прорицателя - скальда - Оскара. Это ли не божье предзнаменование!? И, к тому же , Бернадот станет прекрасным защитником страны, а как друг и родственник Наполеона будет иметь самого могущественного союзника.

   Услышав о столь неожиданном предложении, маршал лишился дара речи. И было от чего! Разве не говорила ему хромоножка Ленорман, что ему суждено стать сыном короля, а затем и королём? Он-то думал, что она обычная обманщица, а оказалось, что она действительно видела будущее.

   Но предсказание могло и не сбыться. И дело было не в том, что Бернадоту предстояло перейти в лютеранство, и даже не в том, что надо было получить разрешение Наполеона на увольнение со службы. Дело было в другом: когда Бернадот с семьёй уже прибыл в Стокгольм, выяснилось, что возникла проблема, которую не так  просто было разрешить. Дело в том, что существовала традиция, согласно которой супругой наследника престола может стать девушка, которая сумеет отстирать его запачканную во время  обеда рубашку. Дезире удивило, что эту традицию должны были применить к ей:  она давно жена, а не красавица, желающая стать женой. Но главная преграда - Жан Батист не может раздеться на людях, т.к. у него на руке, от запястья до локтя, красуется татуировка "Смерть королям!" Если о ней узнают, он не сможет претендовать на трон.

   Вся надежда была лишь на женскую хитрость. Дезире сидела в королевских покоях и в волнении теребила  бахрому шали. Нервничая, она рванула конец шали, нитка поддалась, и шаль начала распускаться. Задумчиво женщина стала наматывать нитку на руку. Вдруг дверь открылась и вошли муж и сын. Бернадот с надеждой посмотрел на жену:
   - Придумала, как быть?
   Оскар подскочил к матери:
   - Зачем ты распускаешь такую красивую шаль?
   Дезире вдруг воскликнула:
   - Кажется, я знаю, что делать!

   Настал дань испытания. Семейство Бернадот в полном составе предстало перед выборщиками из народа - теми, кто должен потом удостоверить всю страну, что Дезире сумела отстирать рубашку наследника.

   Дезире была в кокетливом сиреневом передничке, надетом поверх модного платья. Пусть все видят, что она рачительная хозяйка и бережёт свои наряды.
   Оскар  в военном мундирчике - тоже пусть видят, что сын знаменитого военачальника идёт по стопам отца! - стоял, прижавшись к отцу, и крепко вцепившись в его руку. Бернадот медленно снял белую рубашку, залитую тёмным соусом. Дезире подхватила её на лету, погрузила в новенькое корыто и ловко начала отстирывать. Оскар же снова ухватился за руку отца. Так они и стояли - обнажённый по пояс мужчина и ребёнок, тесно прильнувший к его руке.

   Выборщики заворожённо смотрели не на Дезире, ловко выкручивающую рубашку, а на крепкого мужчину. Женщины тихо вздыхали: какой красавец! И никто не заметил, что Оскар тщательно закрывает собой крамольную татуировку на руке отца.

   5 ноября 1810 года Бернадот был  усыновлён шведским королём и стал регентом.
   Ещё до кончины короля в 1818 году и официального вступления на престол Бернадот активно участвовал во внешней политике, отстаивая интересы своей новой родины. Даже в 1813-1814 годах он принял участие в военной антинаполеоновской
 коалиции.
   Узнав об этом, Наполеон заметил:
   - Не могу сказать, что он изменил. Он просто стал, так сказать, шведским.
   Самое интересное, что после этой кампании шведская армия никогда уже не воевала. Так что военные таланты Бернадота больше не пригодились.

   Бернадот хорошо помнил, что столь невероятный поворот судьбы ему предсказала мадемуазель Ленорман. Супруга Бернадота выслала ей значительную по тем временам сумму - 10 тысяч франков.
   
   Бернадот под именем Карла 14-го Юхана правил Швецией 26 лет. Умер он  на 82-м году жизни, 8 марта 1844 года.
   Когда его тело обмывали, старая тайна всплыла - на руке короля увидели ту самую татуировку. Но это уже не имело значения. Зато он основал новую королевскую династию, которая до сих пор правит в Швеции.


          


Рецензии
Превосходно. Существует версия, что татуировка была немного иной, но это не умаляет достоинств рассказчицы.

Михаил Колобов 53   23.01.2017 16:43     Заявить о нарушении
Mихаил, я Вас благодарю за визит и неравнодушие.
С улыбкой. Магда.

Магда Кешишева   23.01.2017 18:05   Заявить о нарушении