Бедняк и лиса ххх

18+
Сказка от Зелёного Колпака (обработка осетинской народной сказки)

Все знают сказку Шарля Перро «Кот в сапогах». А знаете ли вы осетинскую народную сказку «Бедняк Цупара и лиса»? Очень похожие сказки! Впрочем, судите сами. …

Давным-давно, в одной деревне жил бедняк по имени Цупа. Всё, что у него было, это маленькая сакля и семь тощих кур. Однажды в саклю Цупе пришла лиса и говорит: «Давай, Цупа, жить вместе!»
«Ну нет! - Воскликнул Цупа. - Ты всех моих кур съешь!»
«Даю тебе слово, что не трону твоих кур. А если будешь хорошим мужем, то сделаю тебя богачом!» - сказала лиса.
Подумал, подумал Цупа и согласился. А что? Любой бы бедняк на его месте согласился на такое предложение. Чтобы жениться, нужно отцу невесты огромный калым заплатить. А здесь — бесплатная жена да ещё богатство светит!
И стал Цупа жить с лисой, как  муж и жена. Жена работящая оказалась, - каждый день в лесу то кролика, то куропатку добывала, а то и молодого оленя. Несколько лет прожили они припеваючи. Лиса работала, а Цупа ей хорошим мужем был.... Однажды, лиса говорит Цупе: «Вот что, дорогой Цупа. Я решила, что настало время сдержать обещание, которое я тебе дала пять лет назад, - сделать тебя богатым. А для этого я хочу женить тебя на богатой невесте, скажем, на дочери местного князя».
«Ты с ума сошла! - воскликнул Цупа. Да князь разговаривать со мной не будет! Прикажет меня выпороть и в реку бросить!»
«Ни о чём не беспокойся, Цупа. Я всё устрою. Ты только делай всё, что я тебе буду говорить!»
Побежала лиса к местному князю и говорит ему? «Князь! Один молодой и очень богатый князь, в десять раз богаче чем ты, сватает твою дочь. Не упусти такого зятя!»
Князь обрадовался и калым назначил за дочь: сто белок и сто куниц. Побежала лиса калым собирать. Прибежала в лес и кричит:  Эй, белки! Эй, куницы! Я знаю место, где бесплатно орехи раздают! Орехов столько, что на три зимы хватит! А ну бегите за мной!» Белки и куницы побежали за лисой, чтобы халявные орехи заполучить, а она их в княжеский хлев привела да и заперла их там. Князь, как увидал какой калым ему жених прислал, обрадовался и говорит лисе: «Я хочу с моим будущим зятем познакомиться. Приведи его завтра ко мне!»
На следующий день повела лиса Цупу к князю. А у «зятя» одежды старые и рваные, других нет, вот он в старье и пошел на смотрины. Когда он с лисой через мост переходил, лиса столкнула его в воду. Быстрое течение горной реки сорвало с бедняка его рваные одежды, а его самого, голым, выбросило на берег. Лиса подбежала к Цупе и говорит: «Ты здесь посиди, а я сейчас тебе одежды богатые принесу»
Прибежала лиса к князю и говорит взволнованным голосом: «Беда, князь! Твой зять с моста в воду упал, все одежды порвал и сидит теперь голый на берегу реки», Князь приказал немедленно доставить лучшие одежды своему будущему зятю. Бедняк нарядился в княжеские одежды и в таком виде предстал перед будущим тестем. Стал князь Цупу расспрашивать о его богатстве, и тот наврал с три короба, как его лиса научила, так что князь поспешил за дочкой поехать, которая в городе в частной школе училась.
А пока князь в город ездил, лиса жилище для Цупы раздобыла, достойное князя. Пришла она в огромный замок, где семь одноглазых великанов жили и говорит им: «Я принесла страшную весть. К вашему замку приближается огромное войско великанов уаигов, которые вдвое выше и сильнее каждого из вас. Спасайтесь, пока не поздно!» Великаны испугались, побросали всё своё огромное богатство, которые за годы своих разбойных нападений накопили, и убежали высоко в горы, где и живут с тех пор. А в замке осталось множество слуг, обыкновенных людей.
А лиса привела Цупу в этот замок и сказала ему: «Теперь ты хозяин этого замка. А князю скажи, что это только один из десяти твоих замков. Прикажи слугам столы к свадьбе накрывать, а я за князем и невестой побегу.  Прибежала к князю домой и говорит: «Князь, твой зять приглашает тебя и невесту в свой огромный замок, где всё уже готово к свадебному пиру.»
Сели они на коней и в сопровождении многочисленных родственников и гостей князя, отправились в замок зятя. Надо сказать, что невеста не понравилась Цупе, уж больно страшненькой оказалось. Одно утешение — у него теперь замок свой и сундуки полные золота. Сыграли пышную свадьбу и гости разъехались, а Цупа с молодой женой в замке остался жить.
Лиса несколько дней с ними пожила, а потом и говорит Цупе: «Наступила время нам с тобой расстаться. Пойду себе нового мужа искать. Найду какого-нибудь бедняка и богачом его сделаю. Нравится мне это занятие!»

Конец

08.02.2015


Рецензии