Этюды пессимизма, 5

Этюд № 5
Человек глуп

Что поделать, если Человек глуп, глуп потому, что ненасытен. Сергей Антоненко: «Маховик потребительства так раскручен, что у нас нет никаких сил и возможностей, чтобы его остановить». И каждым человеком в отдельности и всей совокупностью человеков руководит гипноз удовольствия, выгоды, прибыли, наживы.
Человек тысячекратно ненасытен во всем, во всех своих проявлениях. Он хочет завладеть всем и вся в сто, тысячу, миллион, бесконечное число раз больше, чем ему необходимо для жизни. Саллюстий Гай Крисп: «Богатство не уменьшает жадности». А я бы сказал, что многократно увеличивает ее. Взять хотя бы российских олигархов, кои стали таковыми благодаря воровству и бандитизму. Да и не только российских – все они такие, хоть российские, хоть не российские. Солон из Афин: «От богатства рождается пресыщение, а от пресыщения – наглость». И я бы добавил: преступность.
А Джин Шинода Болен уточняет: «В военном лагере или на современном рынке нет места для чувствительности, нежности и невинности. Там, где царит закон «убей или будешь убит», нет места для сострадания к врагам – как нет места для сочувствия к соперникам и конкурентам в мире, где люди делятся на победителей и проигравших».
В одном из фильмов великая российская актриса Нонна Мордюкова восклицает: «Что за люди такие?! Всё у них есть и всё им мало!». Homo insotiatus – Человек ненасытный, или даже Homo avarus – Человек жадный. Вот кто мы такие! Кант Эммануил говорил: «Дайте человеку всё, что он пожелает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё».
Слегка перефразирую В.И. Ленина: современное общество есть рабовладельческое общество, где основная часть населения (у Ленина «рабочего класса») эксплуатируется ничтожным меньшинством. И разница в доходах росла, растет и будет расти (см. годовые рейтинги самых богатых людей в журнале «Forbes»).
Децильный коэффициент – соотношение доходов десяти процентов самого богатого и самого бедного населения страны – в досталинское время не превышал четырех, то есть десять процентов самых богатых в стране (конечно же, партийные боссы) были всего в четыре раза богаче десяти процентов самых бедных. И это несмотря на закрытые столовые, буфеты и магазины для членов партии. А сколько об этом неравенстве написано и озвучено господами «демократами»! Тонны макулатуры.
В «демократической» России этот коэффициент – если не учитывать сокрытия доходов и не принимать в расчет теневую экономику – официально равен семнадцати. Однако независимые источники говорят о почти сорока! А возможно и значительно больше, если иметь в виду наших ведущих олигархов. Несомненно, что этот коэффициент, как и энтропия, может только расти, и пределов его росту нет и быть не может в условиях капитализма.
Генри Джордж: «… зло, происходящее от несправедливого и неравномерного распределения богатства, которое выражается все более и более резко, по мере того, как развивается наша цивилизация … зло это не есть случайное следствие прогресса, но есть сила, которая должна остановить прогресс; что зло это не пройдет само собой, а напротив, если не будет устранена его причина, должно все расти и расти, пока не приведет нас назад к варварскому состоянию тем путем, каким приходили и прежние цивилизации».
Любопытно узнать, что книга Генри Джорджа впервые была опубликована в Санкт-Петербурге в издательстве Л. Ф. Пантелеева еще в 1896 году!
И еще из умного и серьезного Генри Джорджа: «Этот союз бедности с прогресса есть великая загадка нашего времени (замечу, 1896 год! – В. Р.). Это центральный факт, из которого вытекают те промышленные, общественные и политические затруднения, которые спутывают мир и с которыми тщетно борются государственные люди, филантропы и педагоги. От него поднимаются те тучи, которые застилают собой будущее самых прогрессивных и независимых наций. Это загадка, которую Сфинкс Судьбы задал нашей цивилизации, и не разгадать которую значит погибнуть. До тех пор пока рост богатства, который называется материальным прогрессом, будет уходить лишь на образование огромных состояний, на увеличение роскоши и на усиление контраста между Домом Изобилия и Домом Нужды, до тех пор прогресс не может считаться действительным и прочным. Реакция должна наступить. Башня наклоняется у самого основания и каждый новый этаж лишь ускоряет конечную катастрофу».
Ах, как тонко и верно! И не зря Ю.С. Салин назвал свою острую книгу  «Пизанская цивилизация», написанную всего сто двадцать лет спустя после Генри Джорджа. Бедность большей части населения планеты Земля есть унижающее и оскотинивающее рабство, которое гнетет более высокие натуры, притупляет нежные чувства и толкает людей на поступки, которые бы никогда не совершили «глупые» животные.

Примечание.
Недавно мы с супругой смотрели по телевизору денежные рейтинги депутатов Хабаровской краевой думы. Оказалось, что мы вдвоем за год, работая и получая пенсии, зарабатываем меньше, чем один «простой» депутат в месяц. Не хило? И ведь это только то, что не сокрыто…

Может быть, олигархов надо исключить из вида Homo sapiens? Может быть, это вообще другой вид Homo, скажем, Homo avarus – человек жадный? Или вообще не человек? Гоминид, конечно, ведь скрещиваясь с Человеком, он дает способное к размножению потомство. Но это единственное, чем олигарх схож с Человеком.

Из Эразма Роттердамского: «… ибо в человеческом обществе всё полно глупости, всё делается дураками и ради дураков [подозреваю, что великий гуманист имел в виду сегодняшнюю Россию]»

Человек дважды глуп потому, что он верит в словечко, которое сам же и придумал. Он верит в «прогресс». Он путает однонаправленный процесс изменения чего-либо с «прогрессом». Да прогресса как такового вообще нет! Нет и никогда, и нигде не было. Так же, как и регресса. Эти понятия придумал Человек, пытаясь в безуспешных попытках понять Природу. А Природа не знает этих понятий, Она себе живёт и живет, двигаясь то в одну – естественную (!) Ей – сторону, то в другую, то в третью, то в четвёртую, пятую, десятую и вообще в бесконечно какую. И это не есть прогресс, не есть движение вперед, это процесс изменения.
Более ста лет назад великий Анри Пуанкаре говорил, что не природа дает нам понятия пространства и времени, а мы даем их природе. Вернее, конечно, что эти понятия мы даем не Природе, а себе самим, создавая ложное впечатление, будто мы действительно что-то понимаем. А Природе они, эти понятия, как говорится, и на фиг не нужны.

Человек трижды глуп, пытаясь скрыть свою глупость «развитием наук». Из Эразма Роттердамского: «…природа, создавшая с таким бдительным тщанием мошек, травы и цветы, могла ли задремать и дать маху, когда творила человека, так что один он нуждается в науках. Науки на погибель роду человеческому изобрёл Тевт (мифический изобретатель цифр и арифметических действий, геометрии, астрономии и азбуки), этот зловредный гений. Отнюдь не будучи полезными для нашего блаженства, науки лишь вредят той цели, ради которой они якобы созданы…».
Мозг человека наделён разрушительным страшным качеством, которое мы называем любопытством. Любопытно узнать, кто прячется в норке? что внутри плюшевого медвежонка? что там за поворотом? как живёт сосед с молодой женой? что случилось с кошкой Медведева? какие карты у партнёра? почему Дима Соколов стал исламистом? почему сотрудники ВДВ становятся православными священниками? А что будет если…? И так далее, и так далее до бесконечности.
Патрик Зюскинд: «Все, кому не лень, задают вопросы и роют, и исследуют, и вынюхивают, и над чем только ни экспериментируют».
Ю.С. Салин пишет, что человек не может не познавать. И это, по его мнению, не действие некоего инстинкта, а особенность, присущая всему живому. Ну, что всему живому, сомнительно. Вряд ли амеба или дождевой червь занимаются изучением окружающей среды. Эта особенность присуща млекопитающим.
Из романа братьев А. и Б. Стругацких «Обитаемый остров»: «Странно устроен человек: если перед ним лестница, ему обязательно надо вскарабкаться на самый верх. На самом верху холодно, дуют очень вредные для здоровья сквозняки, падать оттуда смертельно, ступеньки скользкие, опасные, и ты отлично знаешь это, и все равно лезешь, карабкаешься – язык на плечо. Вопреки обстоятельствам – лезешь, вопреки любым советам – лезешь, вопреки сопротивлению врагов – лезешь, вопреки собственным инстинктам, здравому смыслу, предчувствиям – лезешь, лезешь, лезешь… Тот, кто не лезет вверх, тот падает вниз, это верно. Но и тот, кто лезет вверх, тоже падает вниз…»
Из Венди Норткат: «Наш интеллект играет не последнюю роль в эволюционном процессе, поскольку многие опасности, которым мы ныне подвергаемся, порождены именно им. Мы погибаем в авариях, потому что в свое время изобрели автомобиль. Мы получаем увечья от взрывов, потому что сами изобрели взрывчатые вещества; мы изобрели взрывчатые вещества, потому что кто-то когда-то забавлялся, высекая искры; кто-то высекал искры, потому что огонь завораживает нас. Короче, мы страдаем от взрывов потому, что наша собственная природа за руку подвела нас к изобретению взрывчатки. Какие наследственные черты могут приостановить раскручивание этой спирали? Пожалуй, следовало бы начать с обуздания собственного любопытства».
И тем не менее! Крайне любопытно узнать, есть ли жизнь на Марсе? как устроен атом? где граница Вселенной? куда лучше полететь – на Луну или на Марс? когда возникла Вселенная? что такое бозон Хиггса и где он прячется? что такое «черная дыра»? как выглядят инопланетяне? когда наступит «конец света»?... Вопросам нет конца.
А зачем всё это знать??? Ответ изумительно прост: Интересно! Любопытно!
То есть любопытство есть сильнейший катализатор саморазрушения человеческой цивилизации. И это естественно, чёрт подери!


Рецензии