Сержант Скляров. Погиб во Владимировке. 1942 г

НА ФОТО: Сержант милиции Скляров Вячеслав Петрович. Фото из Кизлярского музея имени Багратиона. Получено в январе 2015 г.

***

Скляров Вячеслав Петрович родился 12 сентября 1912 года в селе Воронцово-Александровском Святокрестовского уезда Ставропольской губернии в семье кустаря. Его отец – Петр Андреевич, 1890 года рождения, до революции работал по найму, занимался сапожным делом. После установления в селе советской власти получил надел земли, выращивал хлеб, содержал подсобное хозяйство.

 Мать Вячеслава – Анастасия Владимировна, в девичестве – Андрусенко, 1895 года рождения, вела домашнее хозяйство. В семье воспитывалось трое детей: сын и две дочери – Зинаида и Антонина.

В 1928 году Вячеслав окончил 7 классов местной школы, в этом же году вступил в комсомол. На следующий год районный комитет комсомола направил его в село Соломенское для ликвидации неграмотности среди населения.

Весной 1929 года в селе Воронцово-Александровском партийные и советские органы стали активно организовывать коллективные хозяйства. Скляров Петр Андреевич вступил в колхоз имени Ленина, а в марте следующего года в колхоз вступил и сын Вячеслав. В эти годы Вячеслав познакомился с Однокозовым Алексеем Григорьевичем, который с 1923 года работал в райкоме комсомола, затем – в сельскохозяйственных организациях района.

Летом 1930 года В. П. Скляров решил поступить на учебу в Минераловодский свиноводческий рабочий факультет. Бюро коллектива Воронцово-Александровской комсомольской организации выдало ему положительную характеристику, в которой отражено, что «…Тов. Скляров состоит на комсомольском учете с 1929 года. Полностью оправдал звание комсомольца. Он неуклонно работал по хозяйственным и политическим кампаниям: хлебозаготовкам, коллективизации и весенне-полевой. В ячейке имел нагрузки: член редколлегии газеты «Большевик», вожатый отряда юных пионеров, уполномоченный по печати. В последнее время избирался секретарем ячейки № 3. Секретарь бюро И. Будаковский. 27 июня 1930 г.»

В сентябре 1930 года Однокозов уехал на учебу в Москву, а Скляров – в Минеральные Воды. После окончания годичных курсов рабфака, он продолжил обучение в Краснодарском свиноводческом институте, однако, в мае 1932 года, по причинам плохого материального положения, учебу оставил. Летом работал в селе Новогригорьевском секретарем комсомольской организации колхоза имени Молотова.

Но надо было получать образование, ведь, стране, развивающейся высокими темпами, требовались грамотные, квалифицированные кадры. К тому же, на Ставрополье разразилась очередная засуха, многие колхозники семьями уезжали в хлебные районы, колхозы распадались. В сентябре 1932 года В. П. Скляров выехал в крупный город на Северном Кавказе – Орджоникидзе, где устроился работать на заводе и поступил учиться в Коммунистический ВУЗ при горкоме ВКП(б) на вечернее отделение.

В марте 1933 года Северо-Кавказский крайком ВКП(б) мобилизовал группу партийных и комсомольских активистов, получившую название «500», для борьбы с антисоветским, контрреволюционным подпольем на Кубани. В эту группу включили Склярова. В течение года он в отделе ОГПУ Брюховецкого района Краснодарского края выполнял секретные задания, с марта по ноябрь 1934 года состоял на должности секретаря политотдела Брюховецкой МТС, исполняя обязанности секретаря политотдела райотдела ОГПУ.

В 1934 году Скляров женился на Гончаровой Анне Константиновне, 1914 года рождения, уроженке станицы Тимашевской Краснодарского края, которая работала в станице Брюховецкой телеграфисткой. Ее родители умерли, когда Анне было всего пять лет. Воспитывалась она в семьях старших сестер и братьев. Вячеслав Петрович любил рисовать, играл на баяне. И жена ему попалась певунья, большая поклонница музыки, умела играть на гитаре. В их семье часто устраивались музыкальные вечера.

Осенью 1934 года В. П. Склярова призвали в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Служил в 8-м полку связи Северо-Кавказского военного округа в городе Новочеркасске. После демобилизации из армии в 1936 году, поступил на службу в Воронцово-Александровский районный отдел милиции на должность помощника уполномоченного уголовного розыска.

10 октября 1938 года В. П. Скляров получил повышение по службе, зачислен оперативным уполномоченным 2-го отделения ОУР Управления рабоче-крестьянской милиции Орджоникидзевского края, но уже в ноябре направлен на учебу в Москву в Центральную школу милиции НКВД. Учился на милицейском факультете, в октябре 1939 года вступил в ряды ВКП(б), а 9 ноября приказом по школе ему присвоено звание – сержант милиции, что соответствовало званию – лейтенант Красной Армии.

С 8 января 1940 года В. П. Скляров на практической работе – оперуполномоченный, а с 15 октября – исполняющий обязанности начальника Воронцово-Александровского райотдела милиции. Служил честно, добросовестно, имел поощрения по службе.

Его дочь – Тамара Вячеславовна вспоминала: «Отец раскрыл несколько уголовных дел. Однажды он попросил маму: «Сегодня вечером ко мне придет гость. Ты сделай вид, что спишь, не вставай. А что будет дальше, не реагируй, не переживай, все будет так, как надо!» Поздно ночью пришел «гость», отец заполнил ему «липовый» паспорт. В это время в дом ворвались милиционеры, они для видимости арестовали отца и преступника-диверсанта».

Но В. П. Скляров имел и взыскания. Приказом начальника УНКВД ему объявлен строгий выговор «…за допущение побега арестованного из КПЗ». А еще, наказан пятью сутками ареста, за «…отказ работать начальником уездного отдела рабоче-крестьянской милиции Белорусской ССР».
 
Согласно приказу Народного комиссара внутренних дел СССР Л. Берии с 22 сентября 1941 года в Орджоникидзевском крае проводились мероприятия по переселению немцев. Эта операция была поручена заместителю начальника 3-го управления НКВД СССР, капитану ГБ тов. Дроздецкому, командированному из Москвы, и наркому госбезопасности Орджоникидзевского края, майору ГБ Панкову Василию Михайловичу.

30 сентября с железнодорожной станции «Благодарное» были отправлены вагоны с гражданами немецкой национальности, проживавшими в Туркменском районе, а 4 октября – с немецкими семьями из Аполлоновского колхоза «Рота Фана». Эшелон с немецкими семьями из Орджоникидзевского края до места назначения в Казахской СССР сопровождал оперуполномоченный госбезопасности В. П. Скляров.

Его дочь – Тамара Вячеславовна в 2012 году вспоминала: «…Со слов мамы, папу назначили ответственным лицом за эвакуацию немецких семей в Казахстан. Командировка длилась один месяц. Приехал весь во вшах. Не заходя домой, посетил пункт санобработки. Всю его одежду сожгли. На эвакуацию ему давали семьдесят тысяч рублей. Половину из них он не израсходовал, вернувшись из командировки, сдал государству. Папу по службе перевели в Благодарненский райотдел НКВД. Мы переехали в село Благодарное».

Накануне фашистской оккупации работники Благодарненского райотдела НКВД отправляли в тыл: технику МТС и колхозный скот; евреев, эвакуированных из западных районов страны; семьи партийных и советских работников, коммунистов.

 Склярову было предложено два варианта: подготовить архив отдела и сопроводить документы в Кизляр, или вступить в партизанский отряд. Он написал заявление в партизанский отряд, а жене сказал:
- Не могу уйти в тыл вместе с вами. Меня назовут трусом, а тебя – женой труса. Если останусь жив, нам будет честь и слава. А если погибну, вам власть всегда пойдет навстречу, поможет в трудную минуту!

Л. Григорьева 2 июня 1984 года в газете «Кизлярская правда» писала: «…В эвакуацию родные Вячеслава Петровича уезжали наспех. Все их скромное добро осталось в Благодарном. Анна взяла с собой дочек, небольшой чемоданчик с вещами, документы, фотографии, в том числе любимую – на которой муж с баяном, и приданое – две подушки. А баян спрятали, зарыли в землю».

В 4-м кавалерийском сводном партизанском полку 10-й дивизии 4-го Кубанского гвардейского кавалерийского корпуса В. П. Скляров служил командиром группы разведки, участвовал в нескольких боевых операциях по уничтожению фашистов и предателей. Погиб 15 октября 1942 года в селе Владимировке Левокумского района во время атаки на противника, похоронен в городе Кизляре.

Ему было 29 лет, жене Анне Константиновне – 27, дочери Лидии – 5 лет, дочери Тамаре – 2 года.

Т. В. Склярова писала: «…Когда в 1943 году мы вернулись домой в Благодарное, квартира была занята. Наших вещей, мебели не было. Мы остались на улице. Вот так мы стали, как сейчас говорят, бомжами. Откопали из тайника отцовский баян и поехали в Чечню, где было жилье после депортации чеченского населения. Сначала жили в Шали. Старшая сестра Лидия увлеклась игрой на баяне, мать повезла ее в Грозный в музыкальную школу. Потом переехали в город всей семьей».

Приказом начальника Ставропольского УНКВД от 17 марта 1943 года сержант милиции В. П. Скляров исключен из списков личного состава, как партизан, погибший в бою против немецких оккупантов.

В 1945 году В. П. Склярова наградили медалью «За оборону Кавказа». Вручили медаль на хранение жене, а еще – 25 тысяч рублей и американские подарки, кое-что из одежды, но не бесплатно, а за деньги. Лидию, как дочь погибшего на фронте, направили по путевке в пионерский лагерь «Артек».

В 1965 году В. П. Склярова наградили орденом Красной Звезды. Семье вручили только орденскую книжку № 028810, а орден передали на хранение в музей МВД в Москве. Не попал в семью и его паспорт, пробитый пулей и залитый кровью.
По версии родственников В. П. Склярова он имел звание – лейтенант госбезопасности.

В 1981 году Склярова Анна Константиновна оформляла пенсию по потере кормильца. Управление МВД по Чеченской Республике запросило в Ставрополе личное дело В. П. Склярова. Прислали копию из личного дела, в нем запись: «…Скляров служил в органах НКВД по 1939 год в звании сержанта». Затем записей никаких нет, пустое место, примерно на четыре строчки. После чего идет запись: «…Скляров Вячеслав Петрович погиб 15 октября 1942 года в звании сержанта».

Анна Константиновна удивилась:
- Почему сержант? Он же офицер! Получил звание лейтенанта после окончания Московской школы милиции в 1939 году.

Послали запрос вторично. Пришел ответ Ставропольского УВД: «…На ваш запрос о звании Склярова В. П. в 1942 году отвечаем, последняя запись в личном деле вашего отца: «…погиб в звании сержанта». Ответ подписал Швачко.

Начальник ФПО И. Савецкий сделал запрос в Ставропольский крайисполком – начальнику отдела кадров УВД с просьбой уточнить звание Склярова. Ответили: «…Скляров Вячеслав Петрович – лейтенант госбезопасности».

В 1991 году, в связи с известными событиями, Скляровы из Грозного переехали в город Выкса Нижегородской области, затем – в город Ростов-на-Дону. В 2002 году в возрасте 88 лет Склярова Анна Константиновна ушла из жизни. Остались дети, внуки, которые сохраняют память о Склярове Вячеславе Петровиче.

Т. В. Склярова рассказывала: «…На протяжении многих лет, до отъезда из Грозного в 1991 году, мы часто приезжали в Кизляр навестить могилу папы в день возложения венков 9 мая. Нас всегда принимали тепло, по-доброму. На ночь мы останавливались в семье Латровых Александра Георгиевича и Марии Кирилловны, или у Евы Никитичны Клинчаевой.

Около памятника всегда собиралось много людей с букетами цветов и венками. На праздник приезжали племянники полковника Вартаняна, дочь Алексея Григорьевича Однокозова – Нинэль Алексеевна, приемная дочь майора Кузьменко – Валентина. Их погибшее родные похоронены рядом.

В будущем, возможно, кто-либо из наших молодых приедет в Кизляр, навестить и поклониться могилам Алексея Однокозова и Вячеслава Склярова. И хочется пожелать, чтобы надпись на плите, у обелиска соответствовала бы званию Склярова Вячеслава Петровича – лейтенант госбезопасности».

8 января 2015 г.
Г. Благодарный               


Рецензии
Да, бюрократия, при любом строе, чувствует себя как рыба в воде...

Анатолий Бешенцев   16.02.2015 16:56     Заявить о нарушении
На фото он сержант милиции (два кубика).

Владимир Пузиков   16.02.2015 21:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.