Шедевры литературы советской эпохи

    
№  675.  Шедевры  литературы  в  советскую  эпоху
     Чтение  книг  -  одно  из самых доступных  и   увлекательных  занятий  или развлечений  человека.  Многие   утверждают, что это занятие и полезно!  Но если чтение  книг  так  увлекательно, то   каждому читателю интересно  знать, что читают   и  другие люди! Разве не так?  Смею  предположить,   что  если  вы видите в вагоне метро  читающего человека,  у вас  сразу  же  возникает     желание  узнать :  «Что читает этот  полноватый  мужчина  лет шестидесяти?».  Хорошо, хорошо! Не стану  говорить  за  других,  скажу  о себе  :    у  меня  всегда   появляется  не просто желание, а какая-то  маниакальная страсть  узнать, что читают люди …
     Видя   читающего  человека,  я исхитряюсь   устроить  свою башку в таком положении, чтобы   я смог заглянуть  на  обложку с названием.  Но  читающего  не  волнуют мои переживания, и он  (или   даже   она) держат свою книгу так, что уже пять остановок  не могу  увидеть   название  книги.    В таком случае я выхожу из вагона , посылая проклятья на  читающего человека!  Согласитесь, мои проклятья совершенно справедливы!   Один  раз  я  так  возмутился, что перед  выходом    со злостью  спросил читающую барышню    :  « У вас совесть есть?» Она вздрогнула,  машинально  прижала книгу к груди , и я  увидел название книги! 
       Бывают и удачные  дни!  Это тогда, когда я сижу, а передо мной стоит человек и читает книгу!  И мне видно, что он читает! Страсть утолена…
     Мне  с  юности везло  : все мои  знакомые  барышни  были увлечёнными  книгочеями!  Одна из них  была даже  учёным  филологом! Представляете? Ей всего 25  лет, а она уже настоящий филолог, который пишет диссертацию! Для вас тут нет ничего удивительного.  Но  знали бы вы, чем в те времена занимался  я!  Барышня-филолог  писала диссертацию по  истории книги,  я  вызвался ей помочь, собирая сведения  о  круге чтения в разные эпохи  в России.  Девушка работала в Литературном музее младшим научным сотрудником,  и она  предоставила мне  возможность  работать с разными источниками. Разве не интересно, что читали  в  1860  году, в год рождения А.П.Чехова?. Ей  понравилось то, что я  для  каждого года находил  круг чтения  знаменитых людей.  К примеру,  что читал  Ленин  в  1900  году? А  Горький? 
     Мой дорогой  дедушка  приохотил меня к ведению дневника. Он сумел увлечь меня так, что я  вёл дневник с огромной охотой!  И  записывал свои впечатления о прочитанном. Благодаря этому  дневнику  я  знаю , что читали в Москве  в  1960  году,  в  1975  году,  в  1982  году…
     Перелистываю свой дневник …Вот  восхищённая  запись о книге Могилянской  «Марка страны Гваделупы»,  повесть Мирошниченко  «Юнармия»,  «Овод»…Книга Льва Кассиля  «Вратарь  республики»…  «Кондуит и Швамбрания».   «Три мушкетёра».    «Принц   и  нищий»… «Приключения  Гекельберри Финна»…"Паж   цесаревны" ...»Пятнадцатилетний   капитан»… «Школа»  Гайдара.   «Педагогическая  поэма»….»Робинзон Крузо»…»Путешествия  Гулливера»…»Айвенго»…   «Всадник  без  головы»…»Записки Пиквикского  клуба»  (это уже позже)…
     Как же я забыл  роман Стивенсона  «Остров сокровищ»  !   Почему  нет  в дневнике  записи  об этом романе?!...»Белый  клык»  Джека Лондона…  «Мартин Иден»…»   "Молодая  гвардия»…
   А вот  роман, который мой дедушка перечитывал много раз  -  Сага о Форсайтах»…Мне  тоже  нравится  этот роман, но  вряд ли я стану его перечитывать...
     Хотя  мог бы писать  о  прочитанном  долго и много, но…пора и честь знать, хотя кое кому интересно было бы читать о том, что читали другие…Пора переходить к главному.
     В советское время мы много жаловались на засилье цензуры, на беспощадность большевиков к инакомыслию. И многие были убеждены,  что в СССР  создаются шедевры, но только власть гнетёт творцов  и  их  великие  романы   прячутся  в  каких-то тайниках...!
    Но вот   рухнул Советский  Союз».  Сейчас опубликовано  всё, что возможно! И где же шедевры?  На мой  взгляд таких шедевров за все годы советской власти было создано всего два   -  роман Михаила Булгакова  «Мастер и Маргарита» и роман Ильфа и Петрова  «Двенадцать стульев».  В этом случае я считаю шедеврами романы  по   устойчивой   постоянной   популярности.
    Да, было создано много прекрасных романов, которыми зачитывались какое-то время. К примеру, роман Владимира Орлова «Альтист Данилов». Есть бесспорные шедевры литературы  -  «Тихий Дон» и многие другие романы.  Но  все эти выдающиеся  произведения  популярны   не во всех слоях населения и не всегда.    А вот  «Мастер и Маргарита» и  «Двенадцать стульев»  популярны  с момента опубликования.  Но это, конечно, моё субъективное мнение. И мне было бы интересно  узнать мнение и других читателей.   


Рецензии
Из всего многообразия советской литературы автор выбрал в шедевральные только "Мастер и Маргарита" и "Золотой теленок". И, как мне кажется, переборщил ровно вдвое. За и то не в дугу. Единственным на сегодняшний день подлинным шедевром, не имеющим аналогов в мировой литературе, наверное, можно считать только "Как закалялась сталь".

Но пусть мировых шедевров и не было, это вовсе не приговор советской литературе. Великие творения вообще возникают раз в тысячелетие, а то и реже. Русская литература свой достойный вклад 4-мя именами уже внесла. А вот советская литература, мне кажется, вполне достойна внимания и уважения.
Из здесь, назвав всего лишь 2 имени, автор явно поскромничал. К тем вещам, которыми можно и нужно гордиться, может добавить десятки. На вскидку "Ходжа Насреддин", "Капитальный ремонт", "Повесть о настоящем человеке", "Белый пароход" (нерусских советских писателей никак нельзя выкидывать из списка), "Обмен", "Сын рыбака" Лациса, "Жестокий век" Калашникова... Старался быть об'ективным и называть не только понравившиеся мне книги

Владимир Дмитриевич Соколов   16.02.2023 17:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.