Дети - фронту

Имени Зои Космодемьянской
Бабушка.
Я люблю слушать воспоминания бабушки о ее детстве, учебе, особенно, о военных годах. Ведь война непосредственно не велась в Сибири, но люди ощущали ее на каждом шагу. Мужчины уходили на фронт, женщины работали по 12-14 часов на заводах, фабриках, на полях, помогая фронту. Бабушка рассказала нам, как они, будучи подростками, внесли своим трудом вклад в дело Победы над фашистской Германией. Вот ее рассказ.

ДХВД
В Новосибирске в Железнодорожном районе был Дом художественного воспитания детей (ДХВД). В нем работали разные кружки: хоровой, балетный, драматический, художественного чтении. Я занималась в этих кружках, а поскольку они работали в разное время, то успевала заниматься во всех. Больше всего мне нравилось в балетном и хоровом, в драматическом меньше, так как в пьесах были заняты более взрослые ученики, а мне не было ролей.
Только Нюрка, маленькая девчонка, искавшая убежавшую козу, по повести Гайдара «Тимур и его команда».
Зато в балетном я танцевала в вальсе цветов из балета «Щелкунчик», в чардаше Монти, в русских и украинских плясках. В хоровом  кружке пели песни советских композиторов.

Отряд имени Зои Космодемьянской
Летом 1942 года из нашей самодеятельности был организован трудовой отряд для отправки нас на сельскохозяйственные работы в военный совхоз на станции Шелковичиха. В этом году вся страна узнала о подвиге партизанки Зои Космодемьянской. Нам присвоили ее имя, и мы дали клятву служить Родине так же верно, как она.
С нами поехали Тамара Евгеньевна Таратинова начальником отряда (она была руководителем драмкружка в клубе) и Николай Петрович Корольков аккордеонистом (он был хормейстером в клубе). На них лежала вся ответственность за нас и за выполнение обязанностей перед совхозом. Я очень хорошо помню этих людей. Вспоминаю о них с большой теплотой, особенно о Тамаре Евгеньевне. Она была удивительным человеком, умным, тактичным, интересным, любила детей, понимала нас, и мы платили ей своей любовью и уважением. Николай Петрович тоже был с нами добрым, заботливым, как любящий дедушка, играл на аккордеоне все, что ни попросишь. Сопровождал нас на все концерты, где бы мы ни выступали.
 Во главе отряда был командиром Валера, семнадцатилетний парень, отличник, перешедший в выпускной класс. Отряд разделили  на два звена: девочки и мальчики. У девочек звеньевая Дина, у мальчиков - Влад.
 Вставали в 6 утра под звуки горна. После завтрака строились по звеньям и под марш шли на работу. Кто-то написал на «Марш энтузиастов» другие слова для нашего отряда, и мы с этой песней и гордостью в душе шагали на трудовой фронт.
 « Нам имя Зои вверено.
    И знамя нам доверено.
    Мы имя славное
    И честь, нам данную,
    Нести клянемся, как ОНА».
 Эта песня всегда нас вдохновляла, в трудную минуту. Мы вспоминали имя Зои, собирали всю свою волю в кулак и продолжали трудиться. Трудились с начала лета и до осени, от зари до зари. Были на прополке, на сенокосе, на уборке урожая . В совхозе на полях выращивали овощи: огурцы, морковь, свеклу, турнепс, капусту.
Поселили нас в недавно построенном телятнике. Он состоял из трех комнат: две большие, светлые, имели маленькие окна, и третья посередине, между ними при входе, - небольшая, как прихожая, она разделяла те две комнаты. В одной жили мальчики, в другой - девочки. Столовая была в другом помещении. Представьте себе: звучит горн, все вскакивают, бегут во двор умываться, строятся по звеньям в отряд и под звуки нашего марша идут на завтрак. Потом снова звучал горн, и мы под свой марш шли на работу в поле.
Идти надо было три километра, но мы не замечали, как приходили на полевой стан. Командир отряда получал задание, т.е. ту норму, которую должны выполнить за день. Обычно мы делили ее на две части: одну до обеда, другую - после.
 Дети в отряде были разные по возрасту: от12 до 17лет. Валере, командиру отряда - !7 лет. Владу, звеньевому мальчиков - !б лет, Дине, звеньевой девочек - 15 лет, а остальным до - 14 лет. Уставали мы сильно, особенно на уборке овощей, надо было не только собрать в ведро овощи, но и отнести в кучу, которая росла с каждым нашим приходом к ней. Подойдешь с ведром, вывалишь овощи и падаешь на эту кучу в изнеможении. Полежишь немного и идешь за следующей порцией груза. Кто был слабее, падал и плакал, говоря, что не может больше. Подходил Валера, разрешал еще отдохнуть, а потом говорил: «Помни, кто мы, нашу клятву», - и приходилось вставать и продолжать работу. Бывал у нас и «перекур», мы садились вокруг кучи овощей и рассказывали анекдоты, смешные истории, играли в загадки, делились своими мечтами после войны, строили планы на будущее, но никогда не падали духом и  всегда верили в Победу нашей армии.
 Отряд состоял из 25 человек. Я мало кого помню, ведь прошло много лет, сменился ХХ век на ХХ1, ушла эпоха социализма, распалось Советское государство, да, много воды утекло, другой строй, другие люди. Но некоторых ребят запомнила хорошо. Особенно нашу звеньевую Дину. Это была девочка умная, всегда подтянутая, аккуратная, никогда ни на что не жаловалась и не хныкала, обладала сильной волей. Она мечтала стать капитаном дальнего плавания. Из нее мог получиться капитан. Она много читала книг о моряках, дальних странах, о великих морских открытиях. Не знаю, осуществила ли она свою мечту, стала ли капитаном дальнего плавания или у нее сложилась другая судьба, может быть, сама очень изменилась, но в то время это была замечательная девочка.
Вспоминаю еще одного мальчика, рыжего, с конопушками на лице, с вьющимися волосами по имени Слава. Это сын нашего педагога-балетмейстера, Он жаловался на свою судьбу, говорил, что мать его не любит, потому что из-за него у нее не сложилась карьера балерины, так как после родов она не смогла больше танцевать и стала балетмейстером и педагогом. Слава всегда чувствовал себя несчастным ребенком. Мы его заверяли, что мама его любит, но он все равно был грустным. Отец его, полковник, был на фронте.
Однажды, когда мы уже построились в отряд идти на работу, Тамара Евгеньевна подошла к Славе и сказала,  что звонила  мама и просила  его приехать домой. Слава очень обрадовался, что мама хочет его видеть. Тамара Евгеньевна добавила, что около тумбы в прихожей стоит сумка с овощами, это подарок для его мамы. Слава быстро взял сумку и, простившись со всеми, поспешил на электричку.
 Мы обратили внимание, что Тамара Евгеньевна с грустью посмотрела вслед удаляющемуся мальчику. Наверно, она думала, что он больше сюда не вернется, а потом произнесла: «У него погиб папа». Ребята замерли на месте, и каждый опечалился. Прошла неделя, пошла другая, но Слава не возвращался. Только в конце этой другой недели он вернулся в отряд изменившимся, выглядел более взрослым и задумчивым. Ребята ни о чем его не расспрашивали, понимали, что рана его еще слишком свежа. Поздоровавшись, он сказал: «Вот вернулся, не могу дома, я ведь  клятву дал».
Вообще у всех ребят отряда отцы были на фронте. И каждый понимал, что и он может получить такое же известие. Это тоже придавало нам силы в нелегком нашем труде. Мы знали, что овощи, которые собираем, очень нужны солдатам, и старались работать изо всех сил. После работы снова под звуки горна становились в ряд и строем возвращались в свой телятник. А поздно вечером, уставшие, но довольные похвалой, полученной от начальства совхоза, с чувством выполненного долга, падали на свои лежанки и погружались в глубокий сон, как в небытие. И так было каждый день до поздней осени.

                Концерты сельчанам
 По воскресеньям всем отрядом выезжали к труженикам совхоза с концертами. Ведь мы - дети Дома художественного воспитания, иначе юные артисты, и наше предназначение дарить свои таланты людям и этим самым приносить им радость. Хоровая группа пела детские песни советских композиторов. Звучали на наших концертах и «Синий платочек», и «Темная ночь», и «Бьется в тесной землянке огонь» в исполнении отдельных ребят. Читали стихи Симонова, Твардовского, Пушкина, Лермонтова. Танцевальная группа выступала с украинскими и русскими пляски. Репертуар был большой и разнообразный. Сельчане нас встречали с большой радостью, бурно хлопали и горячо благодарили. Мы гордились собою, представляя, будто мы, как артисты, приехали на фронт. Так работали до тех пор, пока не уберем весь урожай, а осенью получали овощи, заработанные нами. Это была наша помощь фронту и поддержка для семьи.

                Возвращение домой.
 Домой приезжали окрепшие, загоревшие, хотя и уставшие, но довольные тем, что с честью оправдали звание «Отряда имени Зои Космодемьянской» и данную нами клятву. Начинался учебный год. Осень, зима. Мы снова приходили в ДХВД в свои кружки. Ездили с концертами в госпитали, больницы, навещали раненых и больных солдат.
              Юные артисты - защитникам Москвы.
 Особенно мы любили выступать в большом зале, который находился недалеко от вокзала и был пунктом сбора мобилизованных на фронт мужчин. Призывники, одетые в солдатскую форму, с удовольствием смотрели и слушали наше выступление. А мы , понимая, что перед нами будущие защитники Родины, выступали с большим энтузиазмом. Особенно мне запомнился наш концерт в период, когда враг наступал на Москву. Вся страна жила в большой тревоге. Наша художественная руководитель, подготовила с нами композицию из произведений разных поэтов о Москве. Мы всем отрядом по очереди читали каждый свой отрывок. Композиция была великолепная. Представьте себе картину: огромный зал, полный солдат, на сцене юные артисты читают перед уходом на фронт этим солдатам стихи:
 Москва! Как много в этом звуке
 Для сердца русского слилось,
 Как много в нем отозвалось.

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
   К нему с повинной головою.
   Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
   Отселе, в думу погружен,
   Глядел на грозный пламень он.

Москва! Люблю тебя как сын, как русский.
  Сильно, пламенно и нежно.

    Гром аплодисментов был слышан на улицах. Солдаты, стоя, хлопали нам. А мы были безмерно счастливы. Мы знали, что сибиряки помогут отстоять столицу нашей Родины Москву, дорогую сердцу каждого советского человека.
 Помните, люди, стариков! Это они подарили нам нашу большую свободную, любимую, единственную Родину.

 Бабушка закончила свое воспоминание этими словами, а мы, молодое поколение, потрясенное ее рассказом, особенно последними строчками, сказали ей в ответ: Бабуля, мы гордимся тобою и любим тебя, спасибо тебе за все!
Слава всем, кто воевал и отстоял Родину, но не меньшая слава и тем, кто в тылу обеспечил эту Победу: не только взрослые, но и дети.

Спасибо ВАМ, кто защищали,
Спасибо ВАМ, кто помогали,
Спасибо Вам, что отстояли,
Спасибо ВАМ, что не отдали
Вы нашу Родину врагу!


Рецензии
Жаль, что уходит поколение героев. Замечательный рассказ.

Чернов Владимир   08.04.2015 10:17     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Владимир, за отклик на мой рассказ. Я согласна с Вами, что жаль уходящее поколение,так как это - люди сильные духом.
С уважением, Рената.

Рената Гордиенко   11.04.2015 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.