Притча об уроках лабиринта

Пришел, как положено, Ученик к Учителю. За тем, за чем все ученики ходят – за Знаниями.

И много вопросов задал, и много получил ответов. Но вопросов почему-то меньше не становилось. Они даже множились. Как только получался из одного вопроса ответ, к этому ответу уже было как минимум  два вопроса, а то и больше.

И стало Ученику казаться, что знания бесконечны, освоить их нельзя и шагу в жизни без Учителя ступить нельзя.

Но однажды  Учитель повел Ученика в Лабиринт. Тот выглядел очень простым. Да еще и был открыт сверху, к небу, полон света, только стены были высокие. Учитель показал вход и выход, и они обошли его со всех сторон. И Ученик, обрадованный сменой деятельности, бодро рванул вперед по коридору лабиринта.

Поначалу выбирать направление было легко, потом коридоры стали ветвиться, он запутался, забегался и в какой-то момент сдался, позвал Учителя. Тот пришел, вывел заблудившегося и поднялся с ним на пригорок. Оттуда эта часть лабиринта была видна, как на ладони. И было понятно, куда надо было свернуть, что обойти, куда не ходить.

Так ясно это было, так просто, что даже немного обидно стало Ученику, что не сообразил сразу. Учитель подождал, когда тот разберется, напомнил, чтобы запомнил и глянул, что впереди, и опять отправил в лабиринт.

Ученик шел сосредоточенно, уже не бежал, сопоставлял в уме с увиденной картинкой, делал выводы и прогнозы. И достаточно хорошо прошел часть пути. Но дальше опять лабиринт запетлял, усложнился, и прошлый опыт Пути уже не помогал. Нервы у Ученика сдали, он чуть поспешил, потому уже темнело, хотелось есть и пить. И встрял окончательно – куда бы он не метнулся, везде были тупики. И никакие воспоминания о виденном в прошлом не помогали. Он знал, что кричать бесполезно, Учитель далеко, поэтому он разрешил себе остановиться, поплакал от досады и усталости и в изнеможении уснул.

Утром его разбудил Учитель. Он принес еды и воды, и когда Ученик насытился, повел его на гору. Оттуда был виден весь лабиринт. Ученик был полон сил, сыт, вчерашняя горечь улеглась. И он легко, прямо на уровне озарения, увидел весь свой Путь и не говоря ни слова, помчался в Лабиринт, уверенный в себе и не нуждающийся ни в чьей помощи. Он чувствовал силу и радость, скорость и точность его решений была невероятной, что еще добавляло  радости и уверенности. Он самостоятельно проходил путь намного больше и сложнее предыдущего.

И уже почти у самого выхода, когда стал слышен шум реки снаружи, лабиринт оказался так разветвлен и изогнут, даже перевернут, что совершенно стало непонятно, какие вообще принципы применять, чтобы найти выход. И это было таким сокрушительным поражением, таким разочарованием, что он просто взвыл от обиды.  И тут еще вновь подоспела ночь. И он знал, что эта часть лабиринта выходит в лес, в котором полно диких зверей, и они легко могут проникнуть в открытый со всех сторон лабиринт.

Он сидел в темноте всю ночь, понимая, что выход близко, он его осязает и обоняет – река шумела и дарила свежесть. Но на звук и запах выйти не получалось – они были повсюду и это очень сбивало. И также повсюду были его отчаяние и бессилие. А им помогали голод и страх. Силы были неравны: маленький растерявшийся человек и огромные силы природы, дикой и собственной, человеческой, очень легко и быстро дичающей.

И вдруг он услышал знакомый голос, который с пением приближался откуда-то. Ему даже показалось вначале, что с неба. Но вскоре он стал различать слова молитвы, которую пел Учитель, голос приближался, мелькнул свет и вот он уже видит Учителя, идущего к нему с фонарем со стороны Выхода, который он тщетно искал.

От неожиданного счастья он потерял сознание.

Когда он пришел в себя, было уже светло. Он лежал завернутый в теплое одеяло, а рядом Учитель по обыкновению напевал молитвы. В ужасе ученик вцепился в руку Учителя и стал умолять не оставлять его одного в Лабиринте и в этой жизни. «Я еще не разумен», – плакал он, – «я не могу найти ответы, даже дорогу не могу найти и рассчитать силы».

Учитель дал ему возможность восстановить силы, покормил, напоил специальным монастырским напитком, дающим энергию, Потом показал выход из лабиринта и повел на самую вершину горы. Ученик не на минуту не отпускал край одежды Учителя.

С самой высокой точки горы лабиринт был виден в мельчайших подробностях, и не только он, но вся местность вокруг, реки, другие горы, монастырь вдали – и все было просто и понятно.

«Сегодня ты закончил своё обучение», – сказал Учитель. «Садись, и пиши, что ты понял». Ученик хотел запротестовать, боясь отпустить Учителя как опору, но взглянув еще раз сверху, устыдился. Хотел было быстро сказать, что всё ему понятно: надо всегда смотреть на ситуацию со стороны, но понял, что Учитель ждал уже не просто общий вывод, а уроки.

Он взял перо и вывел «Уроки Лабиринта».

И начал писать, вспоминая в подробностях все, что с ним было и что он понял.

Получилось четыре главных вывода:

- Ситуацию не решить, если оставаться в ней. От любой проблемы и задачи надо отстраниться как можно дальше и выше, чтобы увидеть ее целиком.

- Всегда есть следующая, более высокая точка решения. Проблема и задача решается на самом высоком из доступных уровней. Всегда ищи самую высокую, охватывающую всю систему точку.

- Когда убедишься, что увидел все целиком, не спеши бежать. Вначале важно составить подробную карту, рассчитать время и необходимые запасы для прохождения всей дороги. Когда ты уже «внутри»  проблемы, многое может отвлекать и сбивать с пути. Нужен маршрут, точки отсчета, возможность подкрепления сил.

- Всегда помни, как ты сюда пришел, и если вдруг запутался – не мчись вперед, в дебри, а вернись к началу. И опять поднимайся выше, чтобы понять, куда идти. Чем больше ты прошел, тем выше точка решения, из которой надо смотреть.

Ученик перечитал написанное, ощутил, что каждое слово этого урока им пережито и усвоено, и смиренно протянул лист Учителю.

Учитель прочел, улыбнулся и сказал:  «Есть еще один последний и важный урок – пятый. Записывай и запоминай: Хоть ситуация и рассматривается на самом высоком уровне решения, но воплощается в действие она на самом нижнем уровне, где это действие доступно. И чем быстрее начинается действие после понимания, тем лучше результат. Завтра ты сам поведешь в лабиринт учеников и будешь передавать эти уроки. А то что-то много у нас в монастыре тех, кто ищет ответы, но мало тех, кто ищет действий. Жить и делать все боятся. Надо же кому-то их учить».

Ученик вдохнул полной грудью, посмотрел еще раз на картину внизу, уходящую за самый горизонт, молча поклонился Учителю и пошел вниз: учить и учиться действовать, согласно Знанию.


Рецензии