Времена года. Зима

В городской жизни было комфортно и уютно. Все возвращались к привычным  делам и развлечениям. Дети к учёбе в школах и к зимним видам спорта, взрослые – к работе, посещениям театров и кино, к встречам с друзьями.
Конечно, ноябрь не радовал коротким световым днём, слякотью.
…И опять уже темно, снова тёмное окно, и какой-то грусти плен, жаждет сердце перемен.
          И она приходила, выпадал первый снег! Радовались взрослые и дети. Лепили снеговиков, играли в снежки. Этот первый снег через день-два таял, но потом уже ложился окончательно.
Ещё совсем, совсем недавно уныло сеелись дожди и бормотали мне о главном: тепла уже не жди, не жди. Желтела, сброшена небрежно давно отжившая листва, свисали тучи безнадежно, как утешения слова. Но  белым снегом, чистым, чистым однажды землю замело, а небо ясно и лучисто своё разгладило чело…
          И уже близился Новый год – самый беспечный, сказочный праздник! С ёлкой, салютами, подарками! И каникулы!
Дети ходили на каток. Иногда с Люсей в качестве наблюдателя. Она смотрела на то, как катаются ребята и  вспоминала своё деревенское детство, тот момент, когда им с братом подарили коньки. Одну пару на двоих. Кажется, они назывались «снегурочки». Их надевали на валенки, крепления были верёвочные, самодельные. Их туго закручивали палочкой сбоку.
            У нас появились коньки, наконец, нежданная радость, желаний венец! Одна только пара, одна на двоих, вдвоём вместе с братом делили мы их. На левую ногу приладил конёк, на правую мне приспособить помог. И мы вместе с братом, не чувствуя ног, помчались скорей из избы за порог. От льда оттолкнувшись свободной ногой, мы мчались, как птицы замёрзшей рекой! Полнейшее счастье, души моей взлёт, где был тот блестящий, сверкающий лёд, и сильная, тёплая брата рука, а в небе, как овцы брели облака.
            По выходным всей семьёй ходили на лыжную базу, которая располагалась в берёзовом лесу сразу за городской чертой. Даже дорога радовала, сначала до тупиковой остановки  на трамвае, затем по укатанной машинами трассе до леса. Сначала был молоденький хвойный лес, далее раскинулся на холмах старый, берёзовый.
Хрустит знакомо под ногой ледок ночной, а вдоль дорог снег ноздреватый кружевной, смолистым воздухом дохнул сосновый бор, а вдоль тропы невесты-ёлки на подбор…
             В лесу продвигались по накатанной лыжне,  отмеченной маленькими красными флажками, очевидно, здесь проходили лыжные соревнования.
На лыжную базу ходили ещё тогда, когда Таня была совсем маленькой.   Её катали с горки на санках, Люся на лыжах не каталась. Бегала по укатанной лыжне, неся с собой термос с чаем и пакет с оладьями. Шаг влево или вправо - и она по пояс проваливалась в снег, испытывая панику, как когда-то в детстве, когда попала на речке в полынью. Вытаскивали её из снега со смехом.
 На любой вкус выбирали себе лыжню, скатывались с горок. А вокруг сиял ослепительный голубоватый снег, так близко от города и такой чистый.
Какой здесь воздух голубой, какая свежесть, блеск какой! Зима, Россия, чистый свет, таких цветов на Юге нет! Ты край суровой красоты и первозданной чистоты!
             И ещё была памятная поездка во время зимних каникул на Алтай. Ехали на легковой машине по Чуйскому тракту вдоль реки  Катунь. Удивительно красивые берега, горы, поросшие тайгой, перевал, кедрачи.  Остановка в деревне Анос, где по улице бродил огромный верблюд в густой зимней шубе. Становился, по просьбе хозяина на колени, позволял сесть и степенно прохаживался, а седоки – Юра и Таня визжали от восторга.
Река,  широкая и стремительная не всегда замерзала на стремнине. А над ней повис узенький пешеходный подвесной мост. Очень протяжённый, он казался хрупким.
…в тихих зарослях ветер шушукает, в синеве хрупкий мостик баюкает. А когда все морозами сковано, мостик выглядит, как зачарованный.  Изогнувшись горбатою спинкою, он висит над рекой паутинкою…
         В марте в Сибири ещё зима.  Хотя уже чувствуется приближение её конца. В блеске сосулек, в капели в дневные солнечные дни.
…мир наконец-то очнулся, ветер гуляет шальной, и во всю ширь распахнулся купол небес голубой…
         Но всё ещё могут возвратиться морозы и метели. И только в апреле уже чувствуешь, что зима проиграла окончательно.
…неряшливый быстрый, болтливый ручей, и все это в блеске апрельских лучей. И грязных сугробов опавший живот, и вид запустелый хоккейных ворот, и тонкий рисунок берёзовых крон, готовых к параду зелёных знамён.


Рецензии