Институтские тетради
Вы не поверите: я храню некоторые свои учебные тетради со времени окончания Московского авиационного института (МАИ) в 1959 году. Записанные в них лекции, прочитанные нам, студентам самолетостроительного факультета, оказались полезными во время моей работы в Опытном конструкторском бюро, которое возглавлял Сергей Павлович Королев, а затем- когда работал в Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» (РСК «МиГ»).
Просматриваю тетради 1954-1955 годов по математике, сопротивлению материалов (сопромату), теории механизмов и машин…Сохранилась и тетрадь по диалектическому и историческому материализму (1957 год). Во время работы на предприятии Сергея Павловича Королева в 1959-1965 годы мне потребовались более глубокие знания по высшей математике, и я поступил на вечернее отделение механико-математического факультета Московского государственного университета (МГУ). Посещал лекции после работы, а также в выходные дни. Тетради с этими лекциями я тоже сохранил.
В МАИ лекции по математике нам читал доцент В.С. Ялтуновский. Беру в руки тетрадь с его лекциями. Первая лекция (по дифференциальным уравнениям) прочитана им 02.09.1954. Мысленно возвращаюсь в ту аудиторию. Вот с чего я начал свой конспект этой лекции. «Дифференциальные уравнения. Дано уравнение, связывающее неизвестную функцию y = f (x), ее производную и независимую переменную x. Такое уравнение называется дифференциальным. Например: y` + y = x.
Старшая производная определяет порядок уравнения. Степенью дифференциального уравнения называется степень, в которую возвышается старшая производная». И «поехали!» в увлекательный Космос высшей математики… Системы дифференциальных уравнений, интегралы, теории поля и рядов, векторный анализ…
А вот тетрадь по сопромату. Лекции нам читал доцент, кандидат технических наук Иван Иосифович Трапезин. Конспект его первой лекции, прочитанной 03.09.1954, я начал так. «Классификация внешних нагрузок. В Теории механизмов (ТМ) имели дело с сосредоточенными силами. В природе нет и не может быть сосредоточенных сил (сосредоточенная сила- сила, приложенная в точке). Сила всегда осуществляется через некоторую площадку». И здесь мы вступили на восходящую тропу постижения сложностей этой чудесной науки: различные теории прочности, растяжение и сжатие бруса, кручение круглого цилиндра, тонкостенные брусья, эпюры поперечных сил и изгибающих моментов, статически неопределимые балки, изгиб прямых брусьев и косой изгиб, неравномерное сжатие, расчеты статически неопределимых рам, колебания, теория удара, учет сил инерции… Перед экзаменом необходимо было сдать зачет. На стенах длинного коридора учебного корпуса можно было ознакомиться с многочисленными примерами решения типовых задач. Количество заходов на зачеты практически не ограничивалось. О результате сдачи зачета можно было узнать из вывешенных списков, в которых указывались фамилии не справившихся с задачами. Эти зачеты, как и экзамен, сдать было нелегко. Шутили: сдал сопромат- можешь жениться!
Лекции по Теории механизмов и машин (ТММ) нам читали академик АН СССР профессор Иван Иванович Артоболевский (1905-1977) и один из первых преподавателей МАИ кандидат физико-математических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР профессор Георгий Николаевич Свешников (1889-1979). Первую лекцию нам прочитал 11.02.1955 Артоболевский. Конспект его лекции я начал так: «ТММ изучает строение, кинематику и динамику механизмов и машин. Неподвижные детали называются неподвижным звеном (стойкой). Движущиеся детали называются подвижными звеньями. Всякая механическая система состоит из одного неподвижного звена и одного или нескольких подвижных звеньев». А дальше мы стали постигать классификацию, схемы, кинематику и динамику различных механизмов и машин, зубчатые передачи, кулачковые механизмы, расчеты маховиков, трение в кинематических парах, силовые расчеты механизмов…
Очень пригодилась и тетрадь по «Строительной механике самолета». Лекции нам читал один из первых выпускников МАИ, заведующий кафедрой доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР профессор Антон Юлианович Ромашевский (1895-1959). Старшекурсники посоветовали мне садиться на его лекциях в первых рядах аудитории, и подробнейшим образом записывать все, о чем он рассказывает. Совет этот оказался очень полезным. Впервые его лекции, как и лекции по сопромату, мне потребовались для практического применения, когда проводил расчет на прочность студенческого многоцелевого самолета для народного хозяйства СНХ-МАИ. За базовую модель приняли самолет для сельского хозяйства. Этот самолет проектировали Михаил Бабкин, Радик Газиев, Яков Стрешинский, Вадим Олейник, Юрий Манойло, Юрий Жданов… Руководил проектированием предложивший нам эту тему замечательный педагог Михаил Никитич Шульженко (1895-1982)- кандидат технических наук, профессор кафедры «Конструкции и проектирование самолетов», автор книги «Конструкции самолетов». Тогда в МАИ действовали около 150 студенческих научных кружков, в которых участвовало более 1500 студентов. Наш кружок- студенческое конструкторское бюро (СКБ)- один из них.
Мне достался расчет самолета на прочность. Трудились много и напряженно, так как отсутствовало много необходимых справочных сведений. Но старание и труд все перетрут! Дело продвигалось. Михаил Никитич увлек нас своим энтузиазмом, всячески помогал в решении возникавших задач. Потребовались эти тетради и когда студентом МАИ занимался расчетом многослойных конструкций с наполнителем.
Да, много воды утекло с тех лет… Спасибо нашим замечательным педагогам: они научили нас преодолевать трудности в решении поставленных задач, а полученные от них знания нашли применение в нашей работе.
Юрий Жданов 09.02.2015
Свидетельство о публикации №215020901519