16. На даче

И матч-реванш состоялся! Первый раз, как известно, «Лидер» проиграл «Снайперу» со счётом 5:2. По этому поводу Лео, не пришедший тогда на игру, выслушал от своих дворовых друзей немало не самых лучших слов, а девчонки просто смеялись над ним. На футбол пришли даже папа и дедушка Лео. А вверху над площадкой летали Лёгкий Ветерок и Маленькое Облачко. Никто их, кроме Феди и Лео, не видел, и всё же было приятно.
Мальчишки вышли на матч в жёлтых футболках с надписью «Лидер». А болельщики, помахивая жёлтыми флажками, дружно кричали: «Оле, оле, оле! «Лидер» — чемпион!»
И ребята не ударили в грязь лицом, ворота, где стоял Лео, были буквально на замке. Он не пропустил ни одного гола, как противники ни старались. И не потому, что он волшебник — всё было по-честному, — а потому, что у него отличная реакция. Зато «Снайпер» пропустил в свои ворота три гола, и два из них забил Федя. Так что наши мальчишки стали героями дня.
— Жаль, что мама уже уехала в санаторий и не видела, как мы играли, — сказал Федя.
— Ничего, завтра мы уже будем на даче и съездим к ней. Всё ей и расскажешь, — успокоил его дедушка.
— А что нам сегодня бабушка обещала на обед? — спросил Лео.
— Рыбный пирог!
— И мы его заслужили!
Л ео часто любовался в Интернете на яхты и другие парусные судна. В мечтах он уже не раз нёсся по морям наперекор всем волнам и стихиям. И, когда в банке сообщили, какую сумму получит каждый из мальчиков, он призадумался. Оказывается, 50 процентов ушли в качестве налога государству, а у Феди вычли стоимость операции и дорогих   лекарств. Нет, на эти деньги судно не купишь. Неужели мечта отменяется или переносится  в неопределённое  будущее?
— Так мы никуда не поплывём? — огорчился Федя.
— Давайте тогда хоть продадим старую машину и купим новую, — предложил папа.
А вот бабушка хитровато улыбнулась, взяла сотовый телефон и ушла в другую комнату. Через несколько минут она вернулась.
— Ну что, моряки-пираты, к плаванию готовы?
— Готовы! — дружно закричали мальчишки.
— Тогда слушайте. Один из моих бывших студентов, а вы знаете, что я когда-то до пенсии преподавала высшую математику в вузе, сейчас работает в Санкт-Петербурге в порту большим начальником. Он во всех этих делах хорошо разбирается. Так вот, судно можно просто зафрахтовать, то есть взять напрокат. Он же поможет подобрать экипаж: капитана и двух матросов, а те, в свою очередь, снарядят экспедицию всем необходимым. Так что денег на всё хватит.
— А зачем нам капитан и матросы? — удивился Федя, — неужели мы без них не обойдёмся?
— А ты умеешь управлять парусным судном, знаешь все моря и течения? — спросил дед.
— Не, не знаю и не умею.
— Эх ты, бывалый пират Фернандо! — посмеялся Лео. — Вот мы у них и будем учиться морскому делу, а пока займёмся теорией. И вообще, не пора ли ехать на дачу?
— А мой велосипед возьмём? — осведомился Федя.
— Возьмём, возьмём, — дедушка похлопал его по плечу. — Сегодня я только тебя, Леонтия и бабушку отвезу и снова вернусь в город.
— А через день мы все туда нагрянем, — сказала мама. — Наконец-то у нас с папой начнутся отпуска.
Загородный дом Ковалёвых находился в живописном месте, где и лес, и речка с хорошим пляжем. Здесь уже лет 20 почти безвыездно жил прадедушка Лео. Звали его Валентин, и было ему 85 лет. «Я ещё совсем молодой», — говорил он о себе. Много лет он проработал в заповеднике, привык к природе, в городе ему было шумно и скучно. Когда мальчики приехали на дачу, он обрадовался.
— Ага, пираты, казаки-разбойники, кладоискатели, прибыли? Значит, будет кому собирать малину, смородину и вишню.
— Возьмём на абордаж! — пообещал Федя.
Мальчишки объездили на велосипедах все окрестности, съездили в санаторий к Фединой маме, искупались, порыбачили. Вечером, к великой своей радости, попарились в баньке, затем поели ухи из той рыбы, что сами наловили. Спали они так хорошо, как не спали, кажется, никогда.
С утра поели блинчиков с вареньем, что напекла бабушка, попили молока и отправились в мастерскую к прадедушке. Разве есть такой мальчишка, у которого не загорелись бы глаза при виде всех этих инструментов: ножовок, молотков, резаков, отвёрток, — коих у Ковалёвых мужского пола было в большом количестве.
Прадедушка Валентин на даче вовсе не скучал. Весь дом был украшен его деревянной резьбой, повсюду были плетёные изделия: корзины, коробы, вазы, цветочницы. Он и сейчас сидел в кресле, сплетённом им из лозы. Увлечений у него было много, и всякое дело он осваивал основательно. Недавно он увлёкся гончарным ремеслом, и теперь на полках появились разнообразные «кашницы», кувшины, чашки и даже глиняные игрушки.
Пока прадедушка с упоением рассказывал Феде о том, как и что он делает и какие инструменты использует (а Лео всё это давно уже знал и сам многое мог), Лео стал разглядывать недавно появившиеся гончарные изделия и среди них с удивлением обнаружил знакомый кувшин (в точно таком же и с таким орнаментом они с Федей нашли клад).
— Дедушка Валя (так он звал прадедушку), а почему ты сделал именно такой кувшин с таким орнаментом?
— Чему удивляться, — ответил Валентин, — ещё мой дедушка Леонтий Ковалёв занимался гончарным делом, у него даже была мастерская. У нас был дома такой кувшин, потом разбился. Этот я делал по памяти.
— Значит, твоего дедушку, а моего прапрапрадедушку тоже, как и меня, звали Леонтий?
— Ну да. Когда ты родился, я предложил назвать тебя Леонтием. Родителям имя понравилось — и красивое, и встречается в наше время не очень часто. А уж Лео ты себя сам назвал, когда ещё был карапузом и не мог полностью выговорить своё имя.
— Расскажи про прапрапрадедушку. Ты его помнишь?
— Ох, ребятки, давно это было. Дедушку я своего никогда не видел и знаю о нём только от бабушки. Леонтий по натуре своей был авантюрист, искатель приключений. Всю жизнь он искал какие-то затонувшие корабли, исчезнувшие города, старинные клады. И что-то вроде находил. Он никогда подолгу не жил дома. И, даже когда женился, его хватило всего на несколько лет. Оставив бабушку с маленьким сыном, т.е. с моим будущим отцом, он снова исчез. И так было всегда. Он исчезал, появлялся, опять исчезал и снова появлялся.
— А на что же семья жила? — спросил Лео.
— У дедушки был небольшой магазин, но сам Леонтий не торговал, а нанимал приказчика. Кроме того, он привозил бабушке деньги, дарил драгоценности. В один из своих приездов он купил дом, в котором мы все ещё долго жили. Во дворе дедушка устроил гончарную мастерскую, его изделия неплохо продавались. Вот таких кувшинов, сделанных им, у бабушки было три. Потом два куда-то исчезли. Последний ещё долго служил бабушке, пока не разбился. Этот кувшин я хорошо запомнил и сделал его по памяти.
История жизни прапрапрадедушки очень увлекла Лео. Он даже подумал, что чем-то похож на него.
А Валентин продолжил свой рассказ.
— Однажды дедушка сказал, что уезжает в последний раз. Но больше он уже никогда не вернулся. О дальнейшей его судьбе ничего не известно. Вскоре после его последнего отъезда в дом ворвались наглые люди, они что-то искали, какой-то чёрный камень, но не нашли. Забрали все драгоценности, деньги, старинные вещи, картины и с угрозами ушли. А тут ещё новый приказчик заворовался, магазин спалил и был таков. Жить стало тяжело. Тогда бабушка и продала большую часть дома, оставив семье несколько комнат.
— Значит, это тот самый старый дом, который скоро снесут? — уточнил Лео. Для него теперь уже многое стало ясно.
— Конечно, это он, — подтвердил прадедушка.
— Пойдёмте домой, я вам кое-что покажу. — И кувшин прихватил с собой, — позвал всех Лео.
Дома он включил компьютер и поставил диск. На мониторе появилась куча монет и всяких драгоценностей и рядом кувшин, такой же, как сделал Валентин.
— Так это ваш клад и кувшин, в котором всё это было? —  удивился прадедушка. —  Теперь я кое-что понимаю. А не догадался ли ты, Леонтий, снять его снизу?
— Сейчас будет.
На мониторе появилось дно кувшина.
— А теперь увеличь изображение.
При большом увеличении появился фирменный знак        .
— Эти две слившиеся буквы «Л» и «К» в кружочке означают инициалы — Леонтий Ковалёв! — воскликнул Валентин. — Так мой дедушка обозначал все свои изделия. Значит, клад, который вы нашли, спрятал когда-то он. И клад, который нашёл другой мальчик 20 лет назад, тоже спрятал он. Вот куда, оказывается, исчезли те два кувшина, которые бабушка не могла найти!
— Как интересно. —  Федя почесал в затылке. —  Пра-праправнук находит клад своего прапрапрадедушки. И притом у них одинаковые имена.
Лео показал план, который он когда-то нашёл на чердаке старого дома.
— Вот смотрите, клад находился здесь. Только раньше на этом месте было строение, что меня сначала сбивало с толку.
— Да, — подтвердил Валентин. —  Раньше там была та самая мастерская моего дедушки, потом просто сарай. Лет 15 назад его сломали, потому что он обветшал.
Теперь Лео знал почти всё. И всё же тайна чёрного камня ещё не была полностью раскрыта.


Рецензии