Тайны и мифы святых писаний. Глава 9 Раздел 2

          Раздел 2
      
           Спартанцы,
    "Александр Филиппович"
       и «лоб Голиафа»
 
К тому, что мы узнали в предыдущем разделе, давайте добавим ещё кое-что интересное. Настало время перейти к конкретному Божьему ограничению в плане "… Не ложись с мужчиною, как с женщиною…  ". Сейчас мы на время оставим в покое
почтенных еврейских патриархов и их отпрысков. Пусть пока отдохнут, а мы с вами совершим путешествие во времени. Давайте перенесёмся из библейской Палестины в чуть более северном направлении и посмотрим, что такого интересного в ракурсе однополой любви происходило в средиземноморском оазисе человеческой цивилизации? Для этого посетим древние государства на берегах и островах Адриатики. Итак:

1.  Греция.  Начнём с "божественного пантеона":
- О Зевсе и его "проделках" говорить можно бесконечно. Применительно к рассматриваемому вопросу упомянем лишь прекрасного Ганимеда, сына троянского царя Троса. Громовержец, превратившись в орла, похитил понравившегося ему юношу и доставил на Олимп. Там он занял должность виночерпия и попутно удовлетворял сексуальные фантазии верховного, за что собственно ему и было даровано бессмертие.

- Аполлону приписывают целый гарем прекрасных мальчиков. Наиболее известными членами его любовного кружка были: Гиацинт (после гибели превратился в цветок); Кипарис, позже обращённый в дерево, из которого Амур делал свои стрелы; Гименей; Орфей; юноша Левкат; царь Адмет; прорицатель Бранх; его коллега Мелампод; родосский герой Форбант; царь Ассирии Кенир и т.д.

- Посейдон в возлюбленных имел Норита и Пелопса.

- Гермес делил ложе с: Персеем, Хрисом, Ферсом, Одрисом, Кадмом, Дафнисом, Амфионом. Кстати, с Дафнисом водил дружбу и козлоногий проказник Пан.

- Гефест питал чувства к Пелею.

- Дионису, единственному из богов мифы даже приписывают роль "пассивного партнёра". Дело было так. Он, стремясь вывести свою мать Семелу из царства мертвых, узнал, как туда попасть от некоего Просимна. За эти сведения Дионис пообещал, что по возвращении тот сможет насладиться его божественным телом. Вернувшись, из Аида он не находит Просимна, - тот умер. Что делать, не возвращаться же обратно "на тот свет"? А с другой стороны раз обещал, то надо долг отдавать, в смысле отдаваться. Тогда находчивый Дионис спешит на тамошний погост, срезает ветвь смоковницы, придает ей форму мужского члена, садится на неё и исполняет обязательство на могиле усопшего. Согласитесь, - пример достойный подражания! Спокойно, это я в смысле "оплаты по векселям". Дионису также приписывают влюбленность в: Лаона, Ампела, Гименея, Гермафродита, Ахилла и Адониса.

- Геракл, как известно богом не был, но как сын Зевса (хотя и незаконнорождённый) имеет право занять место в этом славном строю. Мифы приписывают ему мужской горем, состоящий, по меньшей мере, из 10 человек. Назову только некоторых, наиболее известных: Иолай, аргонавт Полифем, Гилас, Абдер, ну и т.д.

Как видите сами, на таком мифическо-теоретическом фундаменте возвести что-нибудь путное в плане морали, и не удалось бы даже при всём желании. Гомосексуальный характер отношений во многом благодаря Эсхилу, Софоклу, Сократу и Платону пустил глубокие корни и пышно расцвёл практически по всему средиземноморью. Платон ведь только в преклонных годах начнёт проповедовать свою одноименную любовь. А что собственно ещё и остаётся делать в старости? А вот в расцвете своих мужских сил, этот философ очень даже любил пошалить на мальчишниках.

Нельзя сказать, что со всем этим не пробовали бороться. Первые законодатели Греции, такие как Солон и многие другие, прилагали большие усилия в борьбе с этой противоестественностью. Особенно от посягательств взрослых старались защитить детей. Помните выражение "драконовские законы"? Так вот "трёхглавый" здесь вовсе и ни при чём. Это от грека Драконта, который в VI века до н. э. принимал суровые законодательные акты против педофилов. В частности один из таких вердиктов предполагал "… карать смертной казнью любого взрослого мужчину, обнаруженного без особого на то разрешения в помещении школы для мальчиков, не достигших подросткового возраста". Однако постепенно борьба с данным явлением свелась к нулю.

Польза гомосексуальных связей взрослого мужчины и юноши (в качестве пассивного объекта) начала аргументироваться тем, что мужская любовь (в отличие от расслабляющей и изнеживающей любви женской) вселяет мужество и высокие помыслы. Теперь общество и государство уже были не против, что бы выдающиеся мужчины "дружили" с мальчиками. Стало считаться, что посредством этого подопечному передавались мужские качества и геройство наставника.

В отношении возраста "подшефных", как нельзя лучше высказался греческий учёный и надо понимать тонкий ценитель этого дела Страбон: "… Цвет юности 12-тилетнего мальчика, поистине желанен, но в 13 лет он еще более восхитителен. Еще слаще цветок любви, расцветающий в 14 лет, а к 15-ти его очарование возрастает. 16 лет — это божественный возраст…".

После всего прочитанного, вы вполне представляете гомосексуальную обстановку, царившую у славных эллинов. Теперь посмотрим, что же творилось в рядом лежащих городах и весях.

2.  Крит.  Древними критскими законами гомосексуальные отношения были разрешены официально. Там существовал довольно интересный обычай, -  "Похищение мальчика". Помните фильм "Кавказская пленница" и выражение: "Невеста сама мечтает, что бы её похитили". Собственно здесь было всё то же самое. Знали об этом и родители, и друзья.

Вот как данный момент описан у историка Эфора:  "… Влюбленный (филетор), предупредив о своих намерениях, встречает юношу на дороге и пытается увести его. Друзья юноши символически удерживают его, если считают влюбленного недостойным, то не отдают ему юношу. В противном случае похититель и его возлюбленный (клейнос) два месяца проводят вместе, охотясь, а затем устраивают угощение…".

Обязательным подарком молодому клейносу от старшего филетора, т.е. от активного партнёра пассивному был самый настоящий живой петух. Так что домой "осчастливленный" юноша возвращался под звонкое кукареканье. А теперь скажите, что на наших "зонах" не знают историю? Может, конечно, и не всю, но про "петушков" за колючей проволокой известно уж точно. Кстати, понятие "педофилия" имеет критские корни. Там обнаружена надпись, относящаяся к
VII веку (до н.э.), где упоминается один такой похититель с именем Педофил.

3.  Спарта.  А вот здесь имеем противоречия в данных. Некоторые древние авторы утверждают, что любовь к мальчикам носила в Спарте чисто платонический характер. Вступать с ними в физическую связь считалось позором, "… ибо такая страсть была телесной, а не духовной…", и виновные подлежали изгнанию. Цицерон в своём труде "О государстве" (IV, 4) утверждает, что спартанские обычаи допускали объятия, поцелуи и даже взаимное спанье, но при условии, что между любящим и любимым был положен плащ. Другие же источники говорят, что обычай позволял и даже предписывал старшим воинам брать себе в любовники мальчиков с 12 лет.

Согласно Плутарху: "… В этом возрасте у лучших юношей появляются возлюбленные… И добрую славу и бесчестье мальчиков разделяли с ними их возлюбленные. Рассказывают, что когда однажды какой-то мальчик, схватившись с товарищем, вдруг испугался и вскрикнул, власти наложили штраф на его возлюбленного… общие чувства… становились началом и источником взаимной дружбы влюбленных, которые объединяли свои усилия в стремлении привести любимого к совершенству".

Платон (уже в платонической старости) в своих "Законах" дважды обвиняет спартанцев, что они "… извратили существующий не только у людей, но даже и у животных древний и сообразный с природой закон, касающийся любовных наслаждений…".

Как бы там ни было на самом деле, но в связи со Спартой в контексте нашей темы существует один интересный момент. Речь пойдёт о царе Леониде (Лекедемоне) и его отборном отряде гоплитов. В сентябре 480 г. (до н. э.) в самом начале греко-персидской войны состоялось знаменитое сражение. В узком ущелье Фермопилы в течение почти 7 суток путь огромному персидскому войску Ксеркса I преграждали 300 спартанских воинов из личной охраны царя Леонида. Правда бок о бок с ними сражались также отряды фиванского и феспийского ополчений общей численностью около 2 000 человек. В этой кровавой сече не уцелел никто, но истории для прославления нужны наиболее яркие примеры. Именно поэтому мы и помним про подвиг "300-сот", закон которых гласил: "Вместе победить или вместе умереть!". Эту битву они проиграли, учитывая то, что персы двинулись дальше, но ни одна победа в истории войн так не обессмертила воинов, как это поражение. Позже на месте их гибели был поставлен памятник в виде каменного льва с надписью: "Прохожий, скажи в Спарте, что послушные ее законам, мы легли здесь мертвыми".

Так вот, этой стойкости спартанских воинов приписывают гомосексуальную подоплёку. Однако мы сейчас попробуем с их героического портрета очистить голубые тона.

В греческой истории существовало другое воинское подразделение из славного города Фивы с той же численностью. Эти "300" также все до единого пали в августе 338 г. (до н. э.) в "битве при Херонее", то есть позже спартанцев практически на 60 лет. Сражение произошло на беотийской равнине, где на пути македонских батальонов Филиппа II (отца Александра) встал "Священный отряд". Высказывание Плутарха в отношении фиванцев многие ошибочно приписывают воинам Спарты.

Читаем: "… Священный отряд… был создан Горгидом: в него входили триста отборных мужей… Некоторые утверждают, что отряд был составлен из любовников и возлюбленных. Сохранилось шутливое изречение Паммена, который говорил, что гомеровский Нестор показал себя неискусным полководцем, требуя, чтобы греки соединялись для боя по коленам и племенам, вместо того, чтобы поставить любовника рядом с возлюбленным. Ведь родичи и единоплеменники мало тревожатся друг о друге в беде, тогда как строй, сплочённый взаимной любовью, нерасторжим и несокрушим, поскольку любящие, стыдясь обнаружить свою трусость, в случае опасности неизменно остаются друг подле друга. И это не удивительно, если вспомнить, что такие люди даже перед отсутствующим любимым страшатся опозориться в большей мере, нежели перед чужим человеком, находящимся рядом, - как, например, тот раненый воин, который, видя, что враг готов его добить, молил: "Рази в грудь, чтобы моему возлюбленному не пришлось краснеть, видя меня убитым ударом в спину…".

4.  Рим.  Сейчас перенесёмся в городские кварталы, расположенные на берегах Тибра и вскользь затронем по этому вопросу их славных и гордых жителей. Здесь на гомосексуальные забавы изначально смотрели очень строго. Даже отношение к наготе в раннюю эпоху было таково, что отец не мог мыться в бане со взрослым сыном, а тесть с зятем. Полибий в своей "Истории" (37.9) сообщает, что пассивный гомосексуализм считался воинским преступлением и уличенного в нём молодого солдата забивали палками до смерти или до полусмерти (как повезёт). Считалось, что римлянин, совершивший такое деяние, становится женоподобным, теряет мужество и доблесть.

Правда, на активный секс с рабами и вообще "не гражданами", уже тогда посматривали сквозь пальцы. Ну а со II века (до н. э.) фривольные греческие взгляды на гомосексуальные отношения вошли в моду и здесь

Хочу закончить наш греко-римский обзор высказыванием отца эпиграмм Марка Валерия Марциала. Он заявлял, что секс с женщиной, даже анальный, не может заменить такого же секса с мальчиком.

Однажды жена, застукав Марциала с юношей, ехидно предложила сделать это же с ней. В ответ она услышала, что и боги, и герои, имея жен, тем не менее "эту сторону любви" предпочитали осваивать у любовников. В заключение этой лекции ей было прямо сказано, что: "… у женщин просто есть два влагалища…" (эпиграмма XI.43). Я бы добавил туда и "третье", ставшее весьма популярным в наше время. Всё, с общим историческим обзором по нашей теме закончили. Теперь давайте переходить к частностям.

5.  Македония.  После полного поражения войск Беотийского союза при Херонее, греческие полисы оказались под властью Македонии. Филипп II, как заботливый отец желает подтянуть греческий язык 13-летнего сына Александра и приобщить его к великой эллинской культуре. Для этих целей он выписывает из Афин самого Аристотеля. Выбору наставника способствовало ещё и то, что они были знакомы в свои детские годы. Никомах, отец будущего великого философа был врачом при македонском дворе у царя Аминты III.

За прошедшие годы Аристотель стал не только мыслителем. Придерживаясь модного в те времена лозунга про здоровый дух в таком же теле, Аристотель был отличным спортсменом. Есть сведения, что он удостаивался звания Олимпийского чемпиона по греческому многоборью. Так что воспитатель царскому сыну достался, как говориться "что надо". Однако Филипп не знал (а может и знал), что у будущего гувернёра появилось ещё одно пристрастие. Платон, у которого Аристотель в своё время проходил обучение, наверное философски доказал ему, что способность мужчины к познанию радости любви не только к женщине (и не только с ней), считается великим избранным даром богов. И теперь, заимев своих собственных учеников, Аристотель наряду с философией, астрономией и прочими науками то же самое успешно вложил в их юные головы.

Именно там за школьной партой в классе великого грека началась дружба и любовь македонских юношей Александра и Гефестиона. Это чувство не расплескав, мужчины-воины бережно пронесут через свои короткие жизни. И наличие в этих самых жизнях женщин, вовсе не вносило существенного раскола в их отношения. Зато официальные жены великого полководца: бактрийская княжна Роксана, старшая дочь Дария III Статира и дочь Артаксеркса III Парисатида не так злобно косились друг на дружку, как все вместе люто ненавидели Гефестиона. Он отвлекал на себя любовь Александра, которая по их женскому мнению должна была принадлежать только им. Кстати, Дрипетиду, родную сестру своей жены Статиры, великий стратег для отвода глаз, а может, что бы как то сгладить обстановку, бракосочетал с Гефестионом.

Правда имеются данные, что Александр иногда изменял и любимому, и жёнам с евнухом Багоасом. Ну, чего в большой семье не бывает. Через год после возвращения из индийского похода, осенью 324 года (до н.э.) Гефестион внезапно умирает. Александр потрясён его скоропостижной кончиной. Царь устраивает грандиозные похороны и приказывает ввести в своей огромной империи "культа героя Гефестиона", с соответствующими этому делу празднествами и прочими атрибутами. Тем самым он причисляет своего не только друга к полубогам.

Менее чем через год, 13 июня 323 года (до н.э.) в возрасте 33-х лет также внезапно умрёт и сам Александр. Читателем, склонным к цифровой мистике советую обратить внимание на дату смерти, его возраст и чехарду из цифры "3". Почему я привёл в пример эту пару? Объясняю.

Во-первых.  Такого плана отношения могут возникать не только у изнеженных богемных слюнтяев типа "уйди противный", но в те времена и у настоящих мужчин-воинов. Это происходило вовсе не потому, что в их походах не хватало женщин. Может, простым ратникам и не всегда доставало внимания куртизанок, но высший "комсостав" (во все времена) в этом добре недостатка не испытывал.

Для примера. Известная гетера (проститутка) "Таис-афинская", будучи любовницей Птолемея, одного из Александровых военачальников, присутствовала на пиршестве по случаю взятия Персеполя. Дело было в великолепном дворце персидских царей. И эта самая "простите гетера", всегда жаждущая острых ощущений, подговорила присутствующих поджечь дворец. Отказать по пьяному делу, "даме" не смогли. Кстати, Александр до конца своих дней стыдился этого санкционированного им безумства. Ну а кто в молодости не наделал глупостей сообразно своим возможностям (и испорченности)?

Во-вторых.  И это главное. Пара "Александр – Гефестион" является, может и не совсем зеркальным, но всё же отражением своих далёких библейской предшественников, т.е. пары "Давид – Ионафан". Именно о них мы сейчас и будем говорить. Хочу сделать ещё раз акцент на том, что здесь отношения не являлись чистым гомосексуализмом, это был, скорее всего, бисексуализм, дарованная так сказать богами (или природой) радость двойной любви.

                Как молодой Давид с Ионафаном дружил

… сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал … сын негодный и непокорный! Разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей?
                1 Царств  20. 30

Честно говоря, в самом начале знакомства с жизнеописанием нашего героя бисексуальная версия в отношении его мужественного образа, показалась мне стопроцентно ущербной. Так одна из легенд, которой посчастливилось попасть в Священное Писание, гласит следующее. Юный Давид, будучи еще пастухом своей семейной отары, не раз вступал в смертельные схватки с разного рода хищным зверьём. Вот что без ложной юношеской скромности он поведал своему предшественнику царю Саулу при их первой встрече:

1 Цар. 17.34-36  "… И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой…".

Именно тогда, в свободное от беганья за овцами время он и научился, так умело бросать камни из пращи, что однажды это плачевно закончилось для филистимского великана. Лоб Голиафа оказался слабее булыжника, пущенного меткой рукой юноши. По крайней мере, именно так повествует Ветхий Завет о знаменитом поединке Давида и Голиафа.

Однако, как, оказалось, есть в этом рассказе момент противоречия с другим библейско-историческим повествованием. По одной из хроник, приведенной в книге "2 Царств" получается, что вовсе и не Давид убил филистимского монстра. Это сделал совершенно другой человек, в чём вы сможете убедиться, дочитав данное повествование до конца.

Дальнейшая, уже взрослая жизнь Давида, была наполнена постоянными вооружёнными конфликтами с разноплемёнными ханаанскими аборигенами. Рассказы об этом весьма выгодно подчеркивает мужские качества царя-воина.
 
И последний наиболее веский аргумент, казалось бы, отметающий любые эти самые подозрения, - Давид был весьма любвеобилен в отношении женского пола. Царский венец он получил в 30 лет после смерти Саула, первого библейского правителя евреев погибшего от рук филистимлян. В общей сложности Давид царствовал 40 лет. Первую 7-летку он управлял только "Иудою" из Хеврона и 33 года командовал уже объединённым царством после присоединения остальных 10-ти колен соседнего "Израиля".

Перед отъездом из Хеврона в новую столицу Иевус (позже Иерусалим) Давид законно делил ложе с 6-тью женщинами: Ахиноамой Изреелитянкой; Авигеей Кармилитянкой; Маахой, дочерью царя Гессурского; Аггифой; Авиталой и Эглой (2 Царств 3.2-4). В Иерусалиме он пополняет свой гарем еще 10-тью женами, не считая многочисленных наложниц (1 Паралипоменон 3.5-9). И надо заметить, что с воспроизводством царственных отпрысков ни у одной из женщин, законно или нет допущенных к телу царя, проблем не возникало. Так что все "мужские дела", касающееся "розового" женского пола, несомненно, были у Давида в полном порядке.

Естественно, что после такого резюме, и вы уже готовы с негодованием отмести всякие подозрения на присутствие голубых тонов в портрете такого мужчинистого (простите за тавтологию) мужчины? Может, спросите вы в те былинные времена и слыхом не слыхивали обо всём таком этаком? Может, это всё, как мы могли наблюдать, гораздо позже выдумали разные развратные римляне и греки?

Хочу лишить вас этих наивных иллюзий, т.к. все сексуальные фантазии человечества стары, как и сам мир. И все последующие поколения просто используют весьма богатый (этот самый) опыт далёких предков. Правда, технический прогресс позволяет иногда вносить лёгкие импровизации в виде имитаторов, вибраторов, резиновых подруг и тому подобных штучек.

Теперь собственно о героях-любовниках. У первого еврейского царя Саула среди многочисленного мужского потомства был сын Ионафан. И вот с ним и юным Давидом, который "… был белокур с красивыми глазами и приятным лицом…" (1 Цар. 16.12) происходило следующее. На этом я прекращаю авторскую так сказать писанину и предлагаю вашему вниманию только эпизоды из ветхозаветных источников, касающиеся наших персонажей. Прочитав эту информацию, вывод напросится сам собой. И если взаимоотношения в паре "Давид – Ионафан" не имели голубых тонов, то я, как говорят американцы: "Готов съесть свою шляпу". Но думаю, что до этого не дойдет, тем более что шляп я не ношу, не идут. Итак, читаем:

1 Цар. 16.14-22  "… от Саула отступил дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. И сказали слуги… пусть господин наш прикажет… поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придёт на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокаивать тебя… И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне. Тогда один из слуг его сказал: вот я видел у Иессея… сына, умеющего играть… И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде… И пришёл Давид к Саулу и служил перед ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем… И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него…".

1 Цар. 18.1-4  "… Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан… И снял Ионафан верхнюю одежду свою… и отдал её Давиду, также и прочие одежды свои…".

1 Цар. 19.1,2  "… И говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, что бы умертвить Давида; но Ионафан, сын Саула, очень любил Давида. И известил Ионафан Давида, говоря… берегись завтра; скройся и будь в потаённом месте…".

                1 Цар. 20.3,4,7,30,41:

"… Давид клялся и говорил: отец твой хорошо знает, что я нашёл благоволение в очах твоих…
… И сказал Ионафан Давиду: чего желает душа твоя, я сделаю для тебя…
… И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему, ибо любил его, как свою душу…
… сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: сын негодный и непокорный! Разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери своей…
… Давид… пал лицеем своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга и плакали оба вместе, но Давид плакал более…".

1 Цар. 23.16,17  "… И встал Ионафан, сын Саула, и пришёл к Давиду в лес… и сказал ему: не бойся, ибо не найдёт тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе; и Саул, отец мой, знает это…".

2 Цар. 1.17-20  "… И оплакивал Давид… Ионафана… Сражён Ионафан… Скорблю о тебе… ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской…".

Может я и не прав в своих подозрениях? Всё, конечно, может быть, но если молодые люди "мужеского пола" имеют потаённое место, где при встречах целуют друг друга, плачут и клянутся в любви, то, скорее всего, это не только дружба. И как тогда понимать значение слов из уст Давида, скорбящего об Ионафане: "… любовь твоя была для меня превыше любви женской…" ?

Вот такие значит, сексуальные моменты имели место быть у ветхозаветных героев в седой библейской древности.

                Так кто же убил Голиафа?

Устоявшееся мнение ставит это в заслугу юному Давиду. Данный вывод напрашивается сам собой после знакомства со второй библейской легендой о нашем герое. В первой, выдержки из которой приводились выше, рассказывается о том, как Давид в качестве музыканта попал во дворец Саула, дыбы избавлять царя от хандры и прочих душевных напастей. И вот, пробыв там некоторое время и усладив царский слух прекрасной игрой на гуслях, он возвращается в отчий дом. Там юноша снова начинает заниматься своим основным занятием, - выпасом семейной отары.

Саул также приступает к исполнению своих царских обязанностей, заключающихся в руководстве народным ополчением в довольно частых стычках с филистимлянами. Старшие сыновья Иессея как-то уходят на одну такую войну и отец, заботясь об их пропитании, отправляет туда юношу с гостинцами. Именно там происходит вторая встреча Саула и Давида.

Ниже я приведу это библейское повествование и прошу вас обратить внимание на одну деталь – Саул не узнаёт нашего героя. Создаётся впечатление, что раньше они никогда не виделись. Так оно и есть, ведь это две разные легенды о Давиде и в этом моменте они просто не стыкуются в стройное повествование. Вот как неуклюже представитель протестантской церкви пастор Г. Гелей в своём "Справочнике" комментирует этот момент:

"… За короткое время Давид так изменился видом, что царь Саул его не узнал…".

 Интересно, как и чем за короткий срок юноша может так измениться лицом, что его не узнаёт человек, у которого он был оруженосцем, т.е. постоянно находился рядом? А главное прошу не забывать, - Саул заслушивался прекрасной музыкой юного Давида. Согласитесь, что это не простая служба типа "кушать подано", здесь замешаны сильные эмоции, а это всегда помниться долго.
 
В принципе этот момент с забывчивостью царя не так и важен, мы как говорится не за этим сюда пришли. Просто помните, что приведенное ниже не является историческим материалом. Всё это, как говаривал небезызвестный Шурик, есть "сказки, легенды, тосты", то бишь, - фольклор.

Итак, прошу знакомиться. 2-ая легенда о Давиде.  Напоминаю, что согласно хронологии глав книги "1 Царств", описанное ниже должно происходить уже после службы юного Давида в качестве музыканта и оруженосца.

1 Цар. 17.1-7  "… Филистимляне собрали войска свои для войны… и расположились станом… на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны… И выступал из стана Филистимского единоборец по имени Голиаф, из Гефа: ростом он 6-ти локтей и пяди. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – 5 тысяч сиклей меди, медные наколенники на ногах его; и медный щит на плечах его; и древко копья его, как навой у ткачей; а само копьё его в 600 сиклей железа…".

Для справки.  Навой – большая катушка с пряжей. Речь идёт о толщине древка и, как следствие о его большом весе.

1 Цар. 17.12-33  "… Давид же был сын Ефрафянина из Вифлиема… по имени Иессей, у которого было 8 сыновей… Три старших сына Иессея пошли с Саулом на войну… Давид же был меньший… И сказал Иессей Давиду… возьми для братьев своих… и отнеси поскорее в стан… и узнай о нуждах их…  И встал Давид рано утром… и пришёл к обозу, когда войско выведено было в строй и с криком готовилось к сражению… Давид… придя, спросил братьев своих о здоровье. И вот, когда он разговаривал с ними, единоборец, по имени Голиаф, Филистимлянин из Гефа выступает… И все Израильтяне, увидев этого человека, убегали от него… И говорили… Если бы кто убил его, одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него…И сказал Давид… кто этот необрезанный Филистимлянин, чтобы так поносить воинство... И услышали слова, которые говорил Давид, и пересказали Саулу, и тот призвал его. И сказал Давид Саулу… раб твой пойдёт и сразиться с этим Филистимлянином. И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина… ибо ты ещё юноша, а он воин от юности своей… И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду иди… И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья… и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина. Выступил и Филистимлянин… и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицом. И сказал… что ты идёшь на меня с палкою (и с камнями)? разве я собака?... И опустил  Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб… и он упал лицем на землю… тогда Давид… взял меч его и вынул его из ножен, ударил… и отсёк им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали… Когда Саул увидел, Давида, выходившего против Филистимлянина, то сказал Авениру… чей сын этот юноша? Авенир сказал…  я не знаю… Авенир взял его и привёл к Саулу… И спросил его Саул: чей ты сын, юноша? И отвечал Давид: сын раба твоего Иессея из Вифлиема…".

Вот таким образом происходил поединок Давида и Голиафа согласно легенде, речь о которой идёт в главе 17. Прошу акцентировать ваше внимание на двух важнейших моментах в отношении противника Давида:

- "… Филистимский единоборец по имени Голиаф, из Гефа…";

- "… древко копья его, как навой у ткачей…".

А теперь позвольте познакомить вас с информацией, приведенной в следующей книге, т.е. во "2 Царств". Эти повествования по своей тематике более напоминают исторические хроники, нежели восторженные легенды.

2 Цар. 21.15-22  "… И открылась снова война между Филистимлянами и Израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали… и Давид утомился. Тогда Иесвий, один из потомком Рефаимов… хотел поразить Давида. Но ему помог Авесса… (и спас Давида Авесса) и поразил Филистимлянина, и умертвил его. Тогда люди Давидовы поклялись, говоря: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля. Потом была снова война с Филистимлянами в Гобе; тогда Совохай Хушатянин убил Сафута, одного из потомком Рефаимов. Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан… Голиафа Гефянина у которого древко копья было, как навой у ткачей. Было ещё сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего 24… и он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидов. Эти четыре были из рода Рафаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его…".

Здесь, как вы смогли заметить сказано, что некий израильтянин Елханан убивает некоего Голиафа Гефянина. Прошу обратить внимание, что противник Елхана и его вооружение имеют несколько отличительных особенностей, с которыми мы как будто бы уже встречались в первой легенде.

1.  Этот Голиаф так же, как и визави Давида в первом случае был из Гефа, т.к. о нём сказано "… Гефянин…".

2.  Древко его копья в точности такое же, как и у Голиафа из первой легенды, т.е. "… как навой у ткачей…".

Извините, но не слишком ли много совпадений в их анкетных данных: имя, место рождения и отличительные характеристики оружия? Можно с большой долей уверенности сказать, что в обоих случаях мы имеем дело с одним и тем же человеком. Теперь остаётся выбрать  "Версию гибели Голиафа" и на кого же всё-таки возложить лавровый венок победителя?

Давайте внимательно вникнем в смысл последнего стиха из приведенного отрывка главы 21. Обратите внимание, что здесь как бы подводится итог 4-м состоявшимся поединкам, в которых участвовали:
 
- Авесса, спасший Давида от меча Иесвия;

- Савохай, убивший некоего Сафута;

- Елханан, поразивший Галиафа и

- Ионафан, племянник Давида, умертвивший какого-то генетического монстра с 24- мя пальцами.

В этом итоговом стихе мы читаем: "… Эти 4-ре были из рода Рафаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его… ".

Извините ещё раз, но в описании данной военной компании о Давиде сказано, что он сам чуть было не погиб и остался жив только благодаря Авессе. И в последующих поединках Давид никого не убивал, воины его, – бесспорно да, а сам он, простите, – нет. Однако, будучи царём и предводителем ополчения, он номинально считался "организатором и вдохновителем всех славных побед еврейского народа". Вот эти заслуги ему лично народной молвой и приписывались, в том числе и победа над Голиафом.

Так что, как ни крути, а выходит, что филистимского великана убил вовсе не легендарный булыжник, выпущенный из пращи юного Давида. Это заслуга меча опытного воина Елханана.

Такие вот значит, интересные события происходили в седой библейской древности с юным "… белокурым с красивыми глазами и приятным лицом… " Давидом, его (не только) другом Ионафаном и монстром Голиафом из филистимского Гефа.


Рецензии