Белый генерал

Генерал Скобелев, Михаил Дмитриевич (1843-1882) – мало, если вообще что-то, говорит нам сегодня это имя. А ведь в XIX веке его считали "героем Суворову равным" и популярность он имел фантастическую. Так как в бой шел всегда, как на праздник, в парадном мундире и на белом коне, все звали его не иначе, как "Белый генерал". Враги перед ним трепетали, свои приходили в восторг. Многие почитали, как святого, и ставили его портреты рядом с иконами.

Яркий военный гений, широта мышления государственного мужа и духовные качества ставят Скобелева в один ряд с самыми выдающимися людьми в истории России. Это феноменально, словно духовный преемник он унаследовал достоинства и во многом реализовал наставления таких великих деятелей, как Владимир Мономах, Александр Невский, Сергий Радонежский и Александр Суворов.
 
Науку непобедимого Суворова "Тяжело в учении, легко в бою" Скобелев усвоил и умом, и сердцем. Уже в юности, когда его товарищи по военной академии отдыхали на каникулах, он, считая, что военному делу по-настоящему можно научиться только на войне, волонтером гонялся за бандами разбойников в Польше. Там и получил свой первый крест. С тех пор где бы ни был для записи особенностей и анализа опыта всегда имел при себе перо и чернильницу. Еще постоянно искал встреч с бывалыми и отличившимися солдатами. Изучил несколько языков. В том числе арабский, чтобы в подлиннике читать Коран и знать психологию неприятеля. Как-то, облачившись дервишем, принявшим обет молчания, он более месяца скитался по Каракумам, чтобы провести глубокую разведку и, заодно, изучить опыт местных по выживанию в экстремальных условиях и научиться по приметам предсказывать погоду.

И всю жизнь он не расставался с книгой. Даже во время активных военных действий умудрялся читать выписываемые из Питера и Парижа новинки по военному делу. Нередко, прямо на виду у ярившегося противника сидел на бруствере под пулями, увлекшись книгой. Однажды кто-то спросил Скобелева: "Зачем Вы читаете книжку о землянных работах, у вас же есть саперные команды?" "Генералу, командующему отрядом, следует все знать, иначе он и права не имеет других заставлять делать" – объяснил он. Причем знаниями он делился со всеми. Офицерам рассказывал о своих выводах, идеях, советовался с ними, вступал в споры, выслушивал каждое мнение. В одном из приказов писал: "Всех офицеров прошу побольше читать, что до нашего дела относится". И заставлял их комментировать прочитанное. Иногда прямо среди товарищеских пирушек он вдруг задавал серьезные военные задачи. Тогда стаканы отставлялись в сторону, и тесный круг сдвигался еще теснее, задумываясь над разрешением запутанного боевого вопроса.

Думая о безопасности России, Скобелев смотрел далеко вперед. Для того, чтобы быть готовым воевать с любым противником, он не только штудировал книги, но по собственной инициативе ездил наблюдателем в горячие точки мира, посещал армии передовых держав, знакомился с генералитетом, поддерживал контакты. "Я терпеть не могу немцев, – говорил он. - Но и у них я научился многому. Презирать врага – самая опасная тактика. Но считаться с ним необходимо. Более того, враги – лучшие профессора". Во время стояния под Стамбулом он семь раз ходил в мусульманской одежде лазутчиком в тыл для изучения укреплений противника. Уходя, весело приговаривал: "На всякий случай!" Утром же, поскольку брать город было запрещено, объявлял учебные атаки, брал турецкие редуты и отходил назад. Турки строили новые, назавтра он брал и их...

В-итоге, Скобелев с блеском исполнил и суворовский наказ - "Побеждать не числом, а умением". В 1881 году, после неудачного похода (1879) отряда генерала Н.П. Ломакина к крепости Геок-Тепе, в которой засело разбойное племя текинцев (ныне туркмены), грабившее караваны на дорогах от Каспийского побережья в Центральную Азию и занимавшееся торговлей русскими рабами на рынках Бухары и Хивы, Скобелев провел 500-километровым маршем по пустыне под бравурную музыку оркестров пехоту и замаскированную в ее строю артиллерию, и, шокировав противника, имевшего десятикратное численное преимущество, взял крепость. А ведь до этого, когда он занимался муштрой под палящим солнцем, доводя до автоматизма действия пехоты и артиллерии, солдаты безжалостно ругали "сбрендившего" генерала, а офицеры изощрялись в остротах!
 
Следуя наставлению святого благоверного князя Александра Невского "Не в силе Бог, а в правде", Скобелев был настолько справедлив и милосерден, что не только русские солдаты, но даже поверженные иноверцы признавали за ним высочайшие нравственные добродетели. Так на освобожденных территориях во время войны с Турцией (1877-1878), где он бывал комендантом, всегда соблюдался исключительный порядок. Открывались запертые торговые лавки, появлялись спрятанные товары, во всю кипела торговля. Местные принимали наших солдат, как друзей, и иногда даже отказывались брать у них за товары деньги. В Адрианополе, например, за две недели не было ни одного грабежа, ни одной кражи, ни одной драки в городе. Ни разу никто не явился к Скобелеву с жалобой на солдат. Более того, ему прислали букет цветов турецкие женщины. В окресностях таких цветов еще не было. "От каких турецких женщин? – изумился генерал. Ему объяснили: от женщин Казанлыка, Эски-Загры и Адрианополя за то, что честь их не была нарушена. А все потому, что скобелевцы сердцем принимали наставления генерала: "Бей врага без милости – пока он оружие в руках держит. Но как только сдался он, амину запросил, пленным стал – друг он и брат тебе. Сам не доешь – ему дай. Ему нужнее. И заботься о нем, как о самом себе!.."

Однако раз случилось, один из соседских солдат ударил прикладом турецкого аскера. Скобелев увидел и едва сдержал ярость: "Вы позор русской армии!.. Бывают случаи, когда в плен нельзя брать, силы малы и пленные могут быть опасны, тогда пленных по печальной необходимости расстреливают... Слышите? Но не бьют. Бить пленных может только мерзавец и негодяй. Офицер же, спокойно глядящий на такую подлость, не должен быть терпим!"

От Сергия Радонежского Скобелев взял пример великого сотрудничества с подчиненными в большом и малом. Не только молодому офицеру, но и солдату Белый генерал был товарищем. Как и Сергий, он безошибочно разбирался в способностях и душевном складе подчиненных и поручал каждому задачу по силам его. Если другие талантливые генералы брали только часть человека, не умея воспользоваться всеми его способностями, то Скобелев брал у подчиненных все, и даже больше, заставляя работать над собой и постоянно совершенствоваться. Причем его гений позволял увидеть пользу не только достойных, но и непорядочных людей. Он был уверен: "Всякая гадина может когда-нибудь пригодиться. Гадину держи в решпекте, не давай ей артачиться, а придет момент – пусти ее в дело и воспользуйся ею в полной мере..." И правда, даже трусы в погонах под его командой становились полезными, кто-то из них, чтобы избежать передовой, отменно снабжал войско в самых сложных условиях чужбины, кто-то добывал секретнейшую информацию. А иные, выполняя команду кумира, совершали даже геройские поступки.

Как и преподобный Сергий, Скобелев доверял и умел прощать людям. Бывало, его обманывали, но он никогда не преследовал виновных. Раз лакей утаил "три тысячи", потом сказал, что утерял. "Ну и дурак!" – укорил его Скобелев. Его самого упрекали за то, что он спускал такое, а он объяснял: "А если тот действительно потерял, тогда каково ему будет?"

Для своих подопечных Скобелев был отцом родным. Вставал в четыре утра и шел на какую-нибудь из ротных кухонь, пробовал свежую выпечку и наблюдал за заправкой котлов. Делал это без системы, поэтому ждали его во всех местах одновременно и тщательно отмеряли положенное. Как-то затерялся обоз с продуктами, так для закупки муки он потребовал собрать жалование господ офицеров. В походах через пустыни Азии его солдаты не гибли от солнечных ударов, так как получали дополнительное питание и обеспечивались неуставными войлочными кибитками и специально сконструированными юртами. Зимой в горах на Балканах они не имели обморожений, ибо мазались не салом, а гусинным жиром и одеты были в полушубки, купленные на фамильные деньги генерала. На переходах он часто спешивался и шел со своей пехотой. В его траншеях солдатам было приказано не вставать для приветствия: "...Солдату отдых нужен. Коли он будет вскакивать, так или генерал не показывайся на позицию, не живи с ними, или солдат вечно будет в устали..." Скобелев бледнел, когда при нем рассказывалось о том, как в такой-то дивизии солдаты голодают, как в другой их секут, как в третьей их изводят на бесполезной муштре. Сам он всеми силами оберегал честь солдата. Одного нового полкового командира, начавшего раздавать солдатам зуботычины, он просто выгнал: "Мне таких не надо. Отправляйтесь в штаб – писарей бить. У меня боевые полки к этому не привыкли. ...Дисциплина должна быть железной, но достигается это нравственным авторитетом начальника, а не бойней. Срам! Солдат должен гордится тем, что защищает свою родину, а вы этого защитника, как лакея, бьете!"

Так же, как преподобный Сергий, Скобелев был отзывчив на нужды людей и никогда не изменял своему принципу: "Просящему дай". Своего жалованья корпусного командира он никогда не получал. Оно все шло на добрые дела. Со всех концов России обращались к нему за помощью, и не только отставные солдаты. По свидетельству генерала Духонина, приходилось писать тысячи писем, рассылать пособия и ни одна просьба к Скобелеву не оставалась без внимания.
 
Поскольку он всегда был окружен многочисленной группой своих и иностранных корреспондентов, ничего вокруг не оставалось тайной. Объективными репортажами корреспонденты оказывали ему моральную поддержку и поднимали в глазах всего мира престиж России. Они восхищались не только беспримерной отвагой Белого генерала, непредсказуемостью решений и нравственными добродетелями, но и масштабностью его помыслов.

Ведь в своих взглядах он шел даже дальше Владимира Мономаха, призывавшего когда-то всех русичей жить одним сердцем. Скобелеву в той же самой мере, как наше народное, было дорого славянское дело. Он мечтал объединить всех славян и считал, что первым делом нам всем надо развязаться с холопством перед Европой. "Ученик не лакей, - повторял он. – Учиться – я понимаю, но зачем же ручку целовать при этом?... Учиться и заимствовать у них все, что можно, но у себя дома устраиваться, как нам лучше и удобнее". Будущим идеалом государственного устройства славянских народов был для него союз автономий, с громадною и сильною Россией в центре. Чтобы у себя внутри они делали все по своему усмотрению, а военные силы, таможня, монета были бы общими. Все за одного и один за всех.

Сегодня очевидно, что Скобелев был одним из счастливых, можно сказать, идеальных типов русского человека, и принадлежал к тем личностям, которые появлялись и, хочется верить, появятся в критические моменты российской истории для спасения народа и государства. Ведь, как в свое время при Сергии Радонежском окрепли нравственность и дух, поднялись силы народа и стал возможен подвиг освобождения Земли Русской от 200-летнего татаро-монгольского ига, так благодаря генералу Скобелеву русский народ вернул достоинство и веру в свои силы и освободил от 500-летнего турецкого ига братьев славян сразу в нескольких европейских странах!

…никто не знает, сколько бы еще смог сделать Скобелев, не умри в 38 лет. Возможно, благодаря его усилиям наша история развивалась бы по совершенно иному пути. Теперь об этом остается только гадать и сожалеть, что имя его почти забыто. Но возникает справедливый вопрос: вспомнит ли Россия своего блистательного полководца? Вернется ли памятник Скобелеву - символ российской доблести и чести - на свое отведенное историей место - на то место в столице, где стоит ныне основатель Москвы Юрий Долгорукий?

Понятно, что Россия очень богата и не перестает родить героев. Но можем ли мы из-за этого быть беспечны в памятовании людей, которым обязаны лучшим, что имеем? Ведь, чтобы многого добиться, нужны самые высокие идеалы, а научиться достижению их можно только у таких великих духом, каким был Белый генерал – Михаил Дмитриевич Скобелев.


Рецензии
Скобелева называли "Сын генерала, внук генерала" Таких людей над помнить! Вот описан поэтом один из подвигов.

ПОЕЗДКА СКОБЕЛЕВА. 1881
При гулкой пушечной пальбе,
Густом ружейном треске
Взял генерал Геок-Тепе.
Я о его поездке.
Уж конь его зарей объят
И светятся копыта.
Он скачет прямо в Асхабат,
С ним небольшая свита.
Зарей как полымем объят,
Летит солончаками.
И хочет крепость Асхабат
Взять голыми руками.
Ты на дорогу погляди!
Гак борода и машет.
Семьсот текинцев впереди,
И конь под каждым пляшет.
На смерть и славу путь лежал.
Все празднично одеты.
При каждом шашка и кинжал,
Ружье и пистолеты.
Но не смутился генерал,
На то и генерал он.
Недаром молод и удал,
И голосом взыграл он:
— Текинцы, пал Геок-Тепе!
Довольно жить разбоем!
Клянитесь в вечной простоте
Жить миром и покоем!
Что делать, шашка и кинжал?
Ответили: — Клянемся!
— Но если, — голос построжал,—
Качнет на вероломство,
То небеса возопиют
И гурии печали.
— Текинцы никогда не лгут! —
Достойно отвечали.
Он свите подал знак рукой:
— Обратно поезжайте.
Они составят мой конвой,
И мне не возражайте.
На Асхабат он путь держал.
За ним шел хвост кометы:
При каждом шашка и кинжал,
Ружье и пистолеты.
Гром славы двадцать верст подряд,
Все двадцать верст поездки!
Он взял без боя Асхабат
Один, при полном блеске.
Поехал дальше налегке.
И знает бог прощенья,
Чем стал он в племени теке
Под ропот восхищенья."

Ю.П. Кузнецов

С уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   05.03.2022 23:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.