Еще раз о дискриминации русинов в Украине

Публикация этого текста, переведенного мной на русский язык по просьбе его автора, должна послужить иллюстрацией к теме дискриминации русинов Закарпатья в Украине.


Вице-премьер-министру Украины по гуманитарным вопросам
ПОЗИТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
О немедленном прекращении политики
дискриминации русинской нации в Украине

Статья 11 закона «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» от 6 сентября 2012 обязывает Кабинет Министров Украины «направлять и координировать работу министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти по обеспечению и противодействию дискриминации», что предусмотрено Конституцией и законами Украина. Поскольку это входит в Ваши функции по должности, обращаюсь к Вам с предложением о немедленном прекращении политики дискриминации русинской нации.

Пункт 2 статьи 1 вышеупомянутого закона установил, что термин «дискриминация» - это «решение, действия или бездействие, направленные на ограничение или привилегии в отношении лица и / или группы лиц ... (по определенным признакам), если они делают невозможным признание и реализацию на равных основаниях прав и свобод человека и гражданина».

  В октябре 1996 года Кабинет Министров Украины утвердил «План мероприятий по решению проблем украинцев-русинов», которым обязал ряд министерств и ведомств Украины действовать таким образом, чтобы дискриминировать ту часть людей русинской национальности, которая после присоединения в январе 1946 года Закарпатской области к Украинской ССР, оказалась в составе Украины.

Историей однозначно доказано, что современная территория Закарпатской области в 843-907 годах входила в состав первого славянского государства Великая Моравия, а затем находилась в составе Венгрии, Австрии, Австро-Венгрии, опять Венгрии и Чехословакии. Только в 1946 году территория современной Закарпатской области впервые вошла в состав Украинской ССР. Поэтому проживающий на этой территории союз автохтонных славянских племен под названием «русины» формировался в русинский народ, нацию независимо от Киевской Руси. В 1849 году Австрия признала русинскую и отдельно от нее украинскую нацию. Даже образовала Русинскую национально-культурную область с центром в Ужгороде, на территории которой русинский язык в русинских школах был языком обучения.

В 1918 году территория современной Закарпатской области оказалась в составе Венгрии, на основании конституционного закона «Об автономии русинской нации, проживающей на территории Венгрии» от 21 декабря 1918 она получила статус автономной республики под названием «Русинская Краина». Этим законом русинская нация была признана политической нацией, имеющей право на самоопределение в рамках автономности и собственный законодательный парламент.
Аутентичный текст вышеупомянутого закона Венгрии приводится:
«§ 1. русинская нация, проживающая на территории Венгрии, имеет полное право на самоопределение в сфере управления своих внутренних дел, юстиции, школьных и образовательных дел, вероисповедания, как с точки зрения законодательства, так и правления, и с учетом этого положения этого закона является управляющей.
§ 2. Из частей Мараморошского, Угочанского, Берегского и Унгского комитатов, заселенных русинами, создается автономная правовая территория (губернаторская территория) под названием Русинская Краина.
Что касается упорядочивания публичного (общественного) права в частях Земплинского, Шарошского, Абауй-Торнянського и Спишского комитатов, заселенных русинами, вопрос зависает (остается нерешенным) до заключения всеобщего мира.
До вынесения окончательного решения международной мирной конференцией границы Русинской Краины будут установлены временной комиссией, созданной из представителей Венгерской народной республики и Русинской Краины.
§ 3. Русинская Краина решает все автономные дела через свои органы. В делах, общих с делами Венгерской народной республики, будут действовать общие органы. Такими общими органами являются: зарубежные, военные, финансовые, гражданства, гражданское и уголовное законодательство, дела, касающиеся хозяйства, транспорта и социальной политики.
§ 4. Законодательными органами Русинской Краины являются:
     1. По делам автономии Русинское национальное собрание.
2. В делах, общих с делами Венгерской народной республики, общий парламент Венгрии, в котором русинская нация имеет своих представителей в зависимости от количества ее народонаселения.
§ 5. Правительственными органами Русинской Краины являются:
1. Русинско-Краинское министерство.
2. Русинско-Краинское губернаторство.
§ 6. Во главе Русинского-Краинского Министерства стоит русинско-краинский Министр, в равной степени ответственный перед Русинским национальным собранием и общим венгерским парламентом, в общих делах является равноправным членом венгерского народного правительства, в автономных делах - высшим правительственным органом. Его заместителем является государственный секретарь.
Резиденция русинско-краинского Министерства находится в Будапеште.
§ 7. Возглавляет русинско-краинское губернаторство русинско-краинский Губернатор.
Резиденция губернаторства находится в Мукачево.
§ 8. На основании Народного закона I. от 1918 года, Русинское национальное собрание избирается всеобщим, тайным, равноправным и прямым голосованием.
§ 9. В Русинской Краине для нерусиноязычного населения обеспечивается автономия органов местного самоуправления и культуры.
§ 10. В Русинской Краине земли, рудники и леса, принадлежащие государственной казне, переходят во владение законных представителей русинской политической нации.
§ 11. Этот закон будет выполнен Русинско-Краинским Министром вместе с Венгерским народным правительством; вместе с Русинско-Краинским Министром также будут выполнены и распоряжения переходного периода. До тех пор, пока Законом о государственном и автономном бюджете не предусмотрено финансовое обеспечение для введения в жизнь этого закона, смету расходов определяют министр финансов вместе с Русинско-Краинским Министром.
§ 12. Этот закон вступает в силу со дня его объявления»
                (Конец аутентичного текста закона Венгрии).

Но 22 марта 1919 власть в Венгрии захватили коммунисты-интернационалисты, командированные для этого в Будапешт из Советской России В. Лениным. Поэтому русинские национальные организации объединились в Центральный Русинский Народный Совет, который 8 мая 1919 года принял решение о присоединении края к Чехословакии. Это решение русинов рассматривалось на Парижской мирной конференции, поддержавшей его. В результате автономная Русинская Краина вошла в состав Чехословакии на правах автономии, но, по просьбе русинов, под названием Подкарпатская Русь. Парламент Подкарпатской Руси 15 марта 1939 года принял закон, на основании которого автономная Подкарпатская Русь стала суверенной республикой, но под давлением Берлина была названа Карпатской Украиной.

Руководство Карпатской Украины во главе с ее президентом А. Волошиным во время войны находилось в эмиграции. Поэтому после освобождения Карпатской Украины от венгерской оккупации ее местные органы власти 26 ноября 1944 года провели съезд, на котором приняли решение в форме Манифеста о выходе Карпатской Украины из состава Чехословакии и присоединении к Украинской ССР. Но под давлением Москвы Карпатская Украина была переименована в Закарпатскую Украину.

От изменения гражданства и подданства, основополагающие анкетные данные человека, в том числе его национальность, остаются неизменными. Поэтому как в вышеупомянутом законе Венгрии о Русинской Краине, так и в конституции Чехословакии и ее конституционном законе «Об автономии Подкарпатской Руси» от 22 ноября 1938 года указываются именно русинская нация и русинский язык.

Но Советский Союз проводил политику создания единой нации под названием «советский народ», а потому ликвидировал уже образованные в его составе автономные республики. Присоединение Закарпатской Украины к Украинской ССР вело к превращению Украинской ССР в федеративную республику. Чтобы это предотвратить, суверенная Закарпатская Украина была присоединена в статусе Закарпатской области. А чтобы отобрать у русинской нации права на самоопределение, при выдаче русинам в 1946-1947 годах паспортов гражданина Украинской ССР, всем им в паспортах записали, что они якобы украинской национальности.

Перед провозглашением в 1991 году независимости Украины официальный Киев обещал русинам Закарпатья законодательно признать русинскую национальность и даже восстановить автономную государственность. Но когда русины стали добиваться этого, Кабинет Министров Украины 5 сентября 1996 года принял решение под № 17626/34 о разработке специального плана по дискриминации русинской национальности под названием «План мероприятий по решению проблем украинцев-русинов» (далее - «План мероприятий»).
(Аутентичный текст этого «Плана мероприятий» приводится):
 «1. Четко очертить и задекларировать, базируясь на положениях Конституции Украины, в частности статье 2, позицию Украинского Государства относительно бесперспективности идей обособления или автономизации Закарпатья на любой основе - культурной, этнической, административно-территориальной и тому подобное. Возложить на посольства Украины в Словакии, Чехии, Венгрии и Польше организацию серии публикаций в СМИ стран пребывания относительно позиции Украины в вопросе русинства. Обеспечить посольства Украины в указанных странах необходимыми для организации публикаций материалами.
Министерство иностранных дел Украины, Министерство юстиции Украины, Национальная академия наук Украины - 1996 год.
1. Осуществить систему мероприятий, направленных на укрепление позиций украинскости Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.), интеграцию его населения в социально-политическое и духовно-культурное пространство Украины. Создать межведомственную группу, на которую возложить координацию деятельности министерств и ведомств в этом направлении.
Министерство культуры и искусств Украины, Министерство образования Украины, Закарпатская областная госадминистрация - 1996 - 1997 годы.
3. Предотвратить проведение локальных референдумов с целью выявления "самоидентификации" украинского Закарпатья (русины или украинцы), опираясь, во-первых, на научную некорректность постановки такого вопроса в принципе и, во-вторых, на живую традицию древнего самоназвания "русин", что может повлиять на результаты такого опроса и дальнейшую политическую интеграцию его последствий (проведенный в Восточной Словакии подобный опрос дал так называемые "законные основания" для признания русинов Словакии отдельной нацией).
Закарпатская областная госадминистрация - постоянно
4. Создать постоянную межведомственную группу по координации изучения проблем русинства.
Национальная академия наук Украины, Министерство образования Украины, Министерство культуры и искусств Украины, Государственный комитет Украины по делам национальностей и миграции - 1996.

5. Провести научную экспертизу и внести необходимые уточнения в проект перечня национальностей и языков с целью разработки на этой почве окончательного варианта Словарей национальностей и языков Украины.
Национальная академия наук Украины - 1996.
6. Осуществить научные разработки с последующим широким освещением этнических, лингвистических, культурологических и политических аспектов истории украинцев-русинов Закарпатья как составной части истории украинского этноса.
Национальная академия наук Украины, Министерство образования Украины - 1996 - 1997 годы.
7. Использовать полномочия, которые предоставляются органам местного самоуправления в соответствии с разделом ХI Конституции Украины, а также Законом Украины "Об основах местного самоуправления в Украине" (после утверждения его Верховной Радой Украины) с целью решения языково-культурных проблем региона в рамках компетенции органов местного самоуправления Закарпатской области.
Органы местного самоуправления Закарпатской области, Закарпатская областная госадминистрация - постоянно.
8. Осуществить систему мероприятий по идеологической, материальной, кадровой и культурной поддержке украинских общин Восточной Словакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Польши соответственно сферы своей компетенции.
Министерство иностранных дел Украины, Государственный комитет Украины по делам национальностей и миграции, Министерство культуры и искусств Украины, Министерство образования Украины, Министерство информации Украины, Общество "Украина" -  1996 - 1997 годы.
9. Расширить подачу в средствах массовой информации материалов о Закарпатье, акцентируя внимание на том, что этот регион является исконно украинской землей, а местные украинцы - неотъемлемой частью украинской нации.
Министерство информации Украины, Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины - 1996 - 1997 годы.
10. Осуществить предупредительно-разъяснительную работу с лидерами и активистами движения "политического русинства", направленную на предотвращение расширения его влияния и недопущение создания политических структур с четко выраженной сепаратистской направленностью. Применить к членам зарегистрированного областного "Общества карпатских русинов" и созданного им "временного правительства" соответствующие нормы действующего административного и уголовного (ст. 187 - 8 УК Украины) законодательства. Принять меры административного воздействия в отношении функционеров зарегистрированных на территории области районных и городских организаций "Общества" (гг. Ужгород, Мукачево, Свалява) в случае нарушения ими требований Закона Украины "Об объединении граждан".
Генеральная прокуратура Украины, Министерство внутренних дел Украины, Закарпатская областная госадминистрация -постоянно".
(Конец текста «Плана мероприятий»)


Фактически этот «План мероприятий» ввел в Украине позорную и антинародную политику этноцида в отношении русинской нации. Написанная и изданная Институтом государства и права НАН Украины  "Юридическая энциклопедия" термин "этноцид" определяет, что это "любая акция, которая направлена на ликвидацию основных признаков этноса: его территории, языка, культуры, самоназвания и т.д.".

Именно уничтожение этих признаков русинской нации и предусматривают 1-й и 2-й пункты «Плана мероприятий». А его пунктами 5, 6 и 9 Национальной академии наук Украины было поручено провести научные разработки и экспертизы, которыми следовало доказать, что название национальности «русины» якобы является производным от названия «Киевская Русь». Поэтому русины якобы являются составной частью украинской нации, а Закарпатская область - исконной украинской землей. Хотя государства под названием «Киевская Русь» никогда не существовало, а украинская нация впервые упоминается лишь в ХХ в.

Несмотря на этот неоспоримый факт, на Национальную академию наук Украины пунктом 5 «Плана мероприятий» была возложена обязанность внести в Перечень национальностей и языков уточнения, чтобы в этих перечнях не упоминались русинская национальность и русинский язык. И на этом основании издать Словари национальностей и языков Украины без упоминания в них русинской национальности и языка. Эту задачу НАН Украины успешно выполнила.

В результате закон «О национальных меньшинствах в Украине» было запрещено применять в отношении граждан Украины русинской национальности. Хотя на основании Всеукраинской переписи населения русинская национальность признана Госкомстатом Украины, а также Минюстом Украины - путем регистрации русинских общественных организаций.

«Планом мероприятий» предполагается, что против декларированной в нем дискриминации русинской нации обязательно выступят лидеры и активисты русинских организаций. Поэтому пунктом 10 «Плана мероприятий» на Генеральную прокуратуру и МВД Украины возложена обязанность привлекать лидеров и активистов русинских организаций к уголовной ответственности.

О «Плане мероприятий» по дискриминации русинской нации стало известно соответствующему Комитету ООН, а также ОБСЕ и Совету Европы. Поэтому Кабинет Министров спешно сдал этот план на хранение в Государственный архив. Но видимо забыл принять решение о прекращении его действия. Хотя его пунктами 3, 7 и 10 предусмотрено, что Генеральная прокуратура, МВД Украины и Закарпатская областная госадминистрация должны выполнять «План мероприятий» постоянно, а потому дискриминация граждан Украины русинской национальности продолжается по настоящее время.

В результате имеем абсурд: законом «Об основах государственной языковой политики» русинский язык признан, а признавать русинскую национальность «Планом мероприятий» запрещено?!

Уважаемый вице-премьер Украины! Согласно ст. 10 закона «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине», уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Лутковская В.В. должна осуществлять соответствующие меры по прекращению дискриминации. Но она, видимо, боится самостоятельно ставить перед Кабинетом Министров вопрос о прекращении действия «Плана мероприятий». Поэтому все три мои обращения с предложением добиться этого госпожа Лутковская направила на рассмотрение Кабинета Министров, которые где-то там потерялись.

В связи с вышесказанным и руководствуясь ст. 9 закона «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине », обращаюсь именно к Вам, вице-премьер-министру Украины по гуманитарным вопросам, со следующим положительным

   ПРЕДЛОЖЕНИЕМ:
а) Предложить Кабинету Министров Украины проект решения, которым остановить действие вышеупомянутого «Плана мероприятий по решению проблем украинцев-русинов», утвержденного Кабинетом Министров Украины в 1996 году.
б) копию такого проекта решения Кабинета Министров Украины направить для сведения соответствующим министерствам и ведомствам Украины, которые упоминались в «Плане мероприятий» как исполнители: 1) юстиции; 2) иностранных дел; 3) образования, науки, молодежи и спорта; 4) культуры и искусства; 5) внутренних дел; 6) Генеральная Прокуратура;  7) Государственная служба статистики; 8) Национальная академия наук Украины; 9) Закарпатская областная государственная администрация.
ПРИЛОЖЕНИЕ: вышеизложенное на 8 листах.

С уважением, адвокат Годьмаш Петр Васильевич, эксперт (на общественных началах) в области прав русинского национального меньшинства в Украине.
Это предложение 21 октября 2012 было направлено адресату.


Рецензии
Христос Воскресе! Не в силе Бог , а в правде, Был однажды в Карпатах.Душевно, ПО-РУССКИ. ПО- РУССИНСКИ, по Нашему. Не отступайте. Спасибо

Дмитрий Кукоба 2   10.05.2020 14:31     Заявить о нарушении
Христос Воскрес! И Вам спасибо, Дмитрий, за поддержку и искренний интерес к русинам.

Ирина Мадрига   13.05.2020 06:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.