Вихров Тимофей Георгиевич

Родился  19  августа  1913  года  в  селе  Троица  Ряжского  уезда  Рязанской губернии  (Российская  империя)  ныне  Кораблинского  района  Рязанской  области  (Россия)  в  семье  крестьянина.  Русский.  Окончил  школу-семилетку  и  Тульский  электромеханический  техникум. 
В  РККА  с  7  августа  1933  года,  был призван  Тульским  областным  военкоматом. 
Окончил  Качинскую  военную  авиашколу  в  декабре  1934  года. 
В  декабре  1934  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «лейтенант».
Командовал  звеном  в  56-й  истребительной  авиационной  бригаде  Киевского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  20  августа  1937  года  по  15  апреля  1938  года  в  качестве  командира  звена,  командира  эскадрильи  истребителей  И-16.
Всего  в  Испании  произвел  около  130  боевых  вылетов,  сбил  5  самолетов  (4  лично  и  1  в  составе  пары).
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
Участвовал  в  боях  в  районе  озера  Хасан  в  1938  году. 
Участвовал  в  вооруженном  конфликте  в  районе  реки  Халхин-Гол  с  июня  по  сентябрь  1939  года. 
Командуя  эскадрильей  70-го  истребительного  авиационного  полка,  участвовал  в  5  воздушных  боях,  лично  сбил  2  японских  истребителя  Ки-27.*
В  1939  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
С  мая  1940  года  по  май  1941  года  был  командиром  129-го  истребительного  авиационного  полка.

     «…Полк  базировался  на  территории  западной  Белоруссии.  На  одном  из  аэродромов  был  создан  учебный  центр  по  переучиванию  на  МиГ-3  руководящего  состава  полков  дивизии  до  командиров  эскадрилий  включительно,  а  затем  и  командиров  звеньев.
     Бывалые  летчики  очень  быстро  освоили  новый  истребитель.  Теперь  предстояло  развернуть  в  полках  летную  подготовку,  обучить  технике  пилотирования  весь  летный  состав…
     …Поступила  команда  на  подготовку  к  перебазированию  в  летний  лагерь.
     Командир  авиаполка  Тимофей  Григорьевич**  Вихров,  немногословный,  суровый  на  вид  человек,  вызвал  к себе  комиссара  полка.
     -  Собирайся,  комиссар,  полетим  смотреть  лагерную  площадку,  -  обратился  к  нему  командир.   
     -  А  где  она?
     -  Почти  рядом.  -  Вихров  кивнул  на  карту,  заложенную  в  целлулоидный  летный  планшет.  Подвинул  ее  поближе  к  комиссару.  -  Чуть  ли  не  на  полпути  между  Белостоком  и  Варшавой.  Говорят,  поле  хорошее.  Но  рукой  подать  до  государственной  границы.  Так  что  нужно  иметь  это  в  виду.
     Комиссар  склонился  и  прочитал  набранный  мелким  шрифтом  населенный  пункт:  «Тарново».
     На  тихоходном  связном  самолете  У-2  прилетели  к  месту  лагерного  аэродрома.  Крепкий  травянистый  покров,  открытые  со  всех  сторон  подходы.  Летное  поле  напоминало  прямоугольник,  вытянутый  с  запада  на  восток,  В  северной  стороне  мирно  журчала  маленькая  речушка,  заросшая  по  берегам  деревьями  и  кустарником,  петлей  огибала  бывшую  польскую  деревню  Тарново.  Здесь  и  решено  было  построить  лагерь.
     Тут  же  набросали  карандашом  на  бумаге  план  лагеря  и  аэродрома  -  самолетные  стоянки,  палатки,  столовые.
     -  Все  бы  хорошо,  да  граница  близко,  -  вздохнул  на  прощание  командир.
     К  вечеру  Вихров  и  комиссар  были  уже  в  Заблудуве.
     Начались  сборы  в  лагерь…»
     (Из  книги  Н.  Г.  Ильина  и  В.  П.  Рулина  «Гвардейцы  в  воздухе»)

Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года. 
Воевал  на  Западном  фронте.  С  августа  (сентября)  1941  года  по  17  ноября  1942  года  командовал  509-м  истребительным  авиационным  полком,  защищал  небо  Курска,  Орла.  С  февраля  1943  года  был  командиром  4-го  запасного  истребительного  авиационного  полка.  С  марта  1943  года  занимал  должность  инспектора  по  технике  пилотирования  102-й  истребительной  авиационной  дивизии  (31  марта  1943  года  стала  2-й  гвардейской  истребительной  авиационной  дивизией)  на  Сталинградском  фронте.  С  июля  1943  по  июль  1944  года  снова  воевал  на  Западном  фронте.
Летал  на  истребителях  МиГ-3  и  ЛаГГ-3.    
В  1944  году  учился  в  Военной  Академии  ВВС  в  Москве.
Служил  в  штабе  ВВС.   
По  некоторым  данным,  всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  произвел  около  100  боевых  вылетов,  участвовал  в  36  боях  и  сбил  16  самолетов.***
После  окончания  войны  продолжал  службу  в  авиации  на  различных  командных  должностях. 
30  октября  1955  года  в  звании  полковника  вышел  в  отставку.
Проживал  в  военном  поселке  Лесной  в  Салтыковке  Балашихинского  района  Московской  области  (Россия).
Умер  в  1993  году.

Список  известных  воздушных  побед  Т.  Е.  Вихрова:
1937/1938     2     Ме-109          лично
1937/1938     1/2   Ме-109          в  паре
1937/1938     2     Фиат             лично   

Награжден  орденом  Ленина  (14.11.1938),  тремя  орденами  Красного  Знамени  (02.03.1938****,  29.08.1939,  03.11.1953),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (06.04.1985),  орденом  Красной  Звезды  (.11.1948),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими,  а  также  монгольским  орденом  Боевого  Красного  Знамени  (1939).

Примечания:
*     Документами  не  подтверждается.
**     В  действительности  отчество  Вихрова  было  Егорович,  но  оно  ему  не  нравилось,  и  он  взял  отчество  Георгиевич.  Иногда,  по  ошибке,  его  считали  также  Григорьевичем.  В  документах  ЦАМО  РФ  он  числится  как  Георгиевич.
***     Документами  не  подтверждается.
****     Орден  имел  порядковый  №  1692.


Рецензии