2015 Национальная идея 4. 1 про Сингапур

...
Сингапур, Швейцария…
все хорошо, но в прекрасном докладе FSO (СФС), не упомянуты выдающиеся драйверы, как бы сейчас сказали продвинутые руководители, экономического развития Земного шара. Заполним этот пробел и ткнем в них пальцем, тем более, что названия этих стран-драйверов уже стали просто притчами во языцех. Для тыканья носом России и ее народа в бедности, отсутствии экономического здравомыслия и трудолюбия.
К таким показательным укорам для нашей страны можно смело отнести бесчисленные байки уничижительного характера для РФ и ее народа о Сингапуре, Швейцарии или арабских странах Персидского залива. Шахерезада с ее тысячами сладострастных ночей давно устарела.
Забавно, что современные сказки об особенностях той или иной страны, народа или территории нередко и абсолютно невозмутимо соседствуют с утверждениями о том, что все страны и народы одинаковые. И уж тут, несомненно, эти диаметрально противоположные позиции всегда трактуются не в пользу России, которой абсолютно запрещено даже думать о собственной исключительности.
 
Безусловно, это так, нет никакого сомнения в том, что Россия и какая-нибудь Вануату, абсолютно одинаковые страны и народ у нас абсолютно одинаковый. Потому, в этом ракурсе не станем цитировать Президента США Барака Обаму и его многочисленные перлы об исключительности американской нации, ляпнутые им даже на сессии самой ООН.
Не стоит, да и нужды нет, не верить целому Президенту Обаме, да и верх безумия уравнивать США с другими странами и народами. Котлеты отдельно, мухи отдельно. США, безусловно, котлета, а остальные мухи. И, как это ни странно, но это абсолютно соответствует действительности, если представить себе котлету баков и нуждающихся в ней назойливых всех остальных. А потому и сравнения, которыми злоупотребляют современные мыслители, ставящие знак тождественности между крупнейшей страной мира Россией, растянувшейся на 12 часовых поясов в северных широтах Земли и крохотным островком на экваторе с названием Сингапур вовсе не смешны, а абсолютно правомерны. Ведь только США исключительные, а все остальные одинаковые.
Однако при всей одинаковости всех остальных живут они почему-то неодинаково. В материальном смысле этого слова. Не будем заниматься словоблудием про Африку, а попробуем дать умозрительную оценку, почему в Сингапуре так хорошо и богато, а в России немного не так. Чтобы, хотя бы понять, отчего страна, которая, якобы, еще недавно была крошечным, бросовым, болотистым клочком земли, превратилась в место, где размер валового национального дохода на душу населения вписан в четвертую строчку какого-то очередного модного нынче рейтинга и превышает 51 тысячу долларов США. А все почему? А потому, что в Сингапуре возник чародей по имени Ли Куан Ю.

Реформы Ли Куан Ю
Современная версия этой метаморфозы основана на том, что в 1959 году вместо Премьер-министра в Сингапуре появился волшебник по имени Ли Куан Ю, под руководством которого этот крохотный клочок болота превратился из беднейшей страны «третьего мира» в одно из богатейших «государств-драйверов» Земли.
Все это потом назвали модернизацией, а Ли Куан Ю настрочил бестселлер «Сингапурская история: из третьего мира в первый.».
Не станем спорить с энциклопедическими статьями, которые утверждают, что  сингапурский политик Ли Куан Ю являлся первым премьер-министром Республики Сингапур и отцом сингапурского «экономического чуда», как не станем обращать внимание на подозрительное сходство термина «модернизация» с теми конвульсиями, которые нынче происходят в нашей стране.
Позволим себе лишь несколько усомниться в корректности формулировки книжного заглавия. Про фразеологизмы о «первом-третьем» мирах уже сообщалось в публикациях этой интернет-страницы. Спорить с названием книги Ли Куан Ю не будем, просто дадим правильный ответ.
А все просто, поскольку в 1819 году Сингапур был захвачен Британской империей и стал ее колонией, то с того самого времени он и принадлежит к миру «первому».
Недоверчивые личности, перепроверяющие в сети все и вся, будут озадачены, когда нароют разночтения в современном кладезе достоверности «Википедии», датирующей колонизацию Сингапура Великобританией 1867 годом.
Так вот, акцентируем внимание на этой дате еще раз, именно в 1819 году Сингапур был отторгнут Великобританией от султаната Джохора, и стал колонией Британской империи. А уж грубой силой он был захвачен или с применением хитрости, вопрос риторический. Ну да не о проделках сети, кто интересно там так шалит? Апологеты Великобритании или сторонники Сингапура?
Продолжим о книге Ли Куан Ю, где, в отличие от «Википедии», все, кроме, конечно, некоторой шероховатости названия, чистейшая правда.
Особенно в той части, где говорится, что стратегия экономического развития Сингапура строилась на превращении его в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, путем привлечения иностранных инвесторов.
Что эта возвышенная и туманная формулировка означает на практике? Какие действия?
Капля истории.
Абсолютно неслучайно во времена глобальных военных действий или колониальных захватов в Юго-Восточной Азии упорная борьба шла именно за Сингапур. Любой желающий может полистать антологию и историю подобных событий, про что-то вроде Битвы за Сингапур во время Второй мировой войны, которую британцы проиграли Японии, несмотря на значительное превосходство в живой силе. Понятно, у англичан, что не сражение, то битва, вот умеют они устраивать саморекламу и подчеркивать собственную значимость. Однако абсолютно неслучайно британцы придавали Сингапуру такое громадное значение, считая его важнейшим опорным пунктом на пути из Европы в  Китай. Ну, или в Японию, Корею, Вьетнам, на российский Дальний Восток и так далее.
А все дело в том, что Сингапур обладает уникальным географическим положением, которое британцы моментально уловили, и эту территорию сначала выманили у султана Джохора, а потом присвоили и приложили все усилия для извлечения из обладания этим крохотным болотцем максимальной пользы. Вот чего есть, того не отнять, умеют британцы извлекать выгоду из комариного писка.
Итак, географически Сингапур расположен на пересечении морских путей из Азии в Европу. К тому же он является, фактически, крайней южной точкой материковой Евразии. И чего? К чему это все?
Если копнуть историю еще глубже в прошлое, то можно обнаружить одну особенность богатых мест всех времен и народов. Богатство скапливалось на пересечении торговых путей. А где пересекались торговые пути? В узких местах, которые не обойти, не объехать. Как, скажем, пролив Босфор, который в древности имел наиважнейшее значение и на его берегах процветали богатейшие города и государства, Византий, Константинополь, да и нынешний Стамбул не бедствует, хотя Босфор уже не имеет такого глобального значения, как в древнем мире. Снизилось его значение. А значение Малаккского пролива, соединяющего Тихий и Индийский океаны, только возрастает год от года, и ключом от Малаккского пролива служит пролив Сингапурский, соединяющий Южно-Китайское море и Малаккский пролив.
Потому, мудрые британцы в 1819 году совершили стратегический ход и забрали себе бросовую, болотистую местность в виде 60 крохотных островков, чтобы устроить здесь свою колонию Сингапур и контролировать Малаккский пролив. И тем самым быть убийственно «конкурентоспособными» относительно голландских и португальских колонизаторов Азии.
Традиция такая была у англичан, захватывать ключевые точки для контроля стратегических проливов. Может быть, образ жизни на берегу Ла-Манша к этому подталкивал? А может быть это и есть натуральный английский сплин, подобный русской хандре? Ностальгировать по отсутствию Ла-Манша, то есть Английского канала и заменять его тем, что на чужбине под руку попадает? Кто знает… И, наверное, именно поэтому, а вовсе не от слабости угасающей Испанской империи в 1704 году английской эскадрой был захвачен Гибралтар, который либеральные британцы не собираются отдавать Испании до сих пор.
Так было и в Юго-восточной Азии еще во времена парусного флота, когда наличие Британской эскадры в Сингапуре позволяло контролировать глобальную мировую торговлю тех времен элементарным морским гоп-стопом. Поставил в проливе несколько военных кораблей и собирай с торговцев мзду. А придумать ей название уже другой вопрос: таможенные платежи, пограничный сбор, лоцманское обеспечение и так далее. Таким образом, перекрыв Малаккский пролив, британцы стали получать первые барыши от, казалось бы, совершенно бестолкового вложения, кошмарных малярийных островков.
Но англичане не были бы англичанами, если бы не нашли применение своей колонии на все тысячу процентов. Потому в Сингапуре стали обустраивать каучуковые плантации и завозить туда работников-кули из Индонезии, Малайзии, Индии и Китая. И вот так, обирая торговцев на одном из самых важных морских путей и вытягивая каучук из местных болот, британская колония Сингапур процветала какое-то время.
Но это длилось не очень долго, до наступления пароходной эпохи, когда белокрылых и изящных океанских парусных чаек заменили шумные и дымные пароходы. Хотя американец Роберт Фултон придумал и построил пароход еще в 1807 году, пароходная эра наступила ближе к концу XIX века. И тут Сингапуру сам Бог велел, а британцы подсуетились, сменив деятельность и трансформировав рэкет в Малаккском проливе торговлей углем и пресной водой для пароходов. В эпоху паровой тяги, суда, следовавшие из Европы в Азию, из Индийского в Тихий океаны или обратно, должны были пополнять запасы угля и пресной воды, для работы паровых двигателей.  Наилучшим образом это могло быть сделано именно в Сингапуре, достаточно было только создать там глубоководный морской порт и организовать бесперебойные поставки топлива для пароходов, что и было блестяще проделано прагматичными британцами. И потому именно порт приносил Сингапуру всю вторую половину XIX-го и первую половину XX-го веков огромные деньги от транзита судов, заходящих в порт Сингапура для покупки угля и воды. Сейчас эту славную страницу истории Сингапура почему-то не освещают, а если точнее, то даже скрывают. Даже подумать неприлично, что делают это преднамеренно, случайно, наверное, так выходит.
Но, чтобы не быть голословными, отправим недоверчивых читателей к классикам литературы, а именно к А.П.Чехову и документальной книге его о путешествие на остров Сахалин. Как известно, на Сахалин Антон Павлович добирался через всю Сибирь на лошадях, не было тогда еще Транссиба, а возвращался обратно морем, вокруг Евразии на пароходе «Петербург», который заходил, в том числе, и в порт Сингапур, грузиться углем. А Чехов, тем временем, посещал в Сингапуре достопримечательности, хотя они тогда там были довольно примитивными. Ну да обо всем этом можно прочитать в его книге «Остров Сахалин».
Однако пока речь не об А.П.Чехове, а о другом писателе Ли Куан Ю, в книге которого можно найти такие строки: «В момент обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок».
Конечно, это все верно, но отсутствие песка и пресной воды не всегда служит показателем бедности, иногда таким показателем может служить отсутствие денег.
А в момент прихода к рулю Сингапура Ли Куана Ю деньги у этой «бедной» страны еще были, и довольно большие, британцы не все унесли с собой, когда предоставили Сингапуру независимость в 1963 году. А кроме денег остался громадный порт. Правда, исчез источник заработка, пароходы.
Может быть, именно поэтому британцы расщедрились на независимость Сингапуру? Хотя нет, не может быть. Ведь согласно современной англосаксонской мифологии, это не колонии делились последним с Британской метрополией, а Великобритания содержала на свои кровные треть населения Земного шара, проживающего на ее многочисленные заморских территориях, составлявших четверть суши Земного шара, и не самую плохую четверть. Можно даже сказать хорошую, плодородную и приморскую, то есть доступную транспортному сообщению. Строй порты, владей и радей о местном населении. Но пока не о морях и транспорте, а именно о британском усердии и гуманности. О том, как беспардонно пользовались  китайские кули и южноафриканские негры невероятной работоспособностью и производительностью труда рядовых британцев, как и высочайшим их бескорыстием, альтруизмом и человеколюбием.
Потому перед сингапурскими руководителями в начале 60-х годов XX-го столетия лежала огромная проблема поиска новой халявы, после исчезновения пароходов и отказа британцев содержать народ Сингапура за счет собственного тяжкого каторжного труда.
Но обратимся к первоисточникам. Если безоговорочно верить строкам книги Ли Куан Ю: «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь им начать производство... В результате американские транснациональные корпорации заложили фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура…», то складывается впечатление о промышленном происхождении богатств Сингапура.
Это так, в некотором роде. Это такой открытый британцами путь, обогащаться за счет собственного непосильного труда на заводах у шлифовальных и других станков.
В данном же конкретном случае  жилы на производстве рвали сингапурцы, видимо не на шутку озабоченные светлым будущим, если не всего человечества, то своих детей точно. Отчасти это так, китайцы, малайцы и индусы, составляющие основу населения Сингапура, отличаются высочайшей работоспособностью и именно они заменили черных рабов на плантациях Америки, Азии и Океании после отмены рабства.
Однако, почему-то не очень рекламируются другие широкоизвестные ныне случаи привольной и беззаботной жизни представителей этих народов где-либо еще, кроме Сингапура. Хотя, наверняка китайские или индийские кули и на американских плантациях работали спустя рукава, опустив мачете, сачкуя вовсю, пристроившись на теплых местах. Сутками радуясь палящему Солнцу юга, да все на свежем воздухе.
И лишь в Сингапуре, наоборот, махали мотыгами, как заведенные, потому и их потомки живут сейчас припеваючи в славном и сладком капиталистическом раю. Вот что значит правильный выбор орудия труда! Очевидно же, что не серп и молот, не булыжник есть оружие угнетенного кули, а мотыга и мачете. Серп и молот это все безмозглые коммунисты придумали, для настоящего обогащения абсолютно необходимы мотыга и мачете… Ну, может быть, еще тележка рикши. Только таким вот образом можно попасть в безбедное и светлое капиталистическое завтра.
Итак, нами только что были вскрыты и найдены самые важные моменты и «драйверы» экономического подъема Сингапура. Запомним, на всякий случай: мотыга, мачете, рикша… Вдруг пригодится? Не все же прозябать у шлифовального станка. А было ли что-то еще? Возможно и было, потому обратимся вновь к первоисточнику, то есть к труду Ли Куан Ю.
После внимательного изучения этой хроники «экономического чуда», можно выдвинуть уточненную версию сингапурского благополучия, немного отличающуюся, впрочем, от версии самого бывшего премьера. Безусловно, невозможно отрицать его личный вклад в святое дело, однако и глотать наживку восточной недосказанности и красноречия не стоит.
Конечно, контраст богатого и блестящего современного с болотистым прошлым Сингапура впечатляет. Но причины этой метаморфозы не только в талантах сингапурских модернизаторов. И не столько. Главной предпосылкой «экономического чуда» явилось, бесспорно, географическое положение Сингапура. Оно не изменилось с исчезновением океанских пароходов, однако с окончанием эры паровых судов и уходом махнувших рукой на колонию британцев, не менее важным фактором экономического благополучия стала структура национального состава народа Сингапура, состоящего из этносов, аборигенных для окружающих остров могучих держав, таких как: Китай, Индия, Индонезия и Малайзия.

В далеком 1824 году, когда британцы провели первую перепись населения Сингапура, там обитало всего 150 человек, большинство которых были местные малайцы. До эпохи пара на территории Сингапура выращивались каучуковые пальмы. И для работы на каучуковых плантациях британцы привлекали не бесправных рабов из Африки, а свободных  кули из Китая, Малайзии, Индонезии и Индии. К моменту обретения независимости в начале 60-х годов ХХ века население Сингапура насчитывало почти один миллион сто тысяч человек, и его национальный состав почти на 73 процента состоял из  китайцев, на 14 процентов из малайцев и на 7 процентов из индусов.
Причем совокупное народонаселение исторических родин этих этносов, которыми окружен Сингапур, составляло почти половину населения Земли и насчитывало в те времена около полутора миллиарда человек, которые к тому же были не просто людьми, а гражданами стран, получивших позднее название «азиатских тигров». Стран, которые и тогда и сейчас составляют важнейший производственный потенциал планеты, как с точки зрения воспроизводства населения, так и с точки зрения роста промышленного продукта.
И в середине XX-го века главная кузница и житница Земли, Азия нуждалась в финансовых  и транспортных связях с главными потребителями Земли, странами Европы и Америки. Такой связью, фактически мостом, и стал Сингапур. Именно в этом главная заслуга реформаторов и модернизаторов этой страны во главе с Ли Куаном Ю, которые сделали все для того, чтобы финансы потекли из Европы и Америки в Азию, а товары в обратном направлении транзитом через Сингапур.
Азия остро нуждалась в прозрачной и внятной банковской структуре, а также  в мощной транспортной поддержке,  базой для которой послужил Сингапурский морской порт. Но для реализации задуманного власти Сингапура должны были победить коррупцию, традиционную для азиатских государств.
Были предприняты откровенно жестокие меры, результаты которых были закреплены чрезвычайно жестким и откровенно недемократическим законодательством. И такая беспощадность принесла желаемые результаты. Сегодня коррупция в Сингапуре абсолютно отсутствует, оборот его порта самый большой в мире, а как работает банковская система страны можно легко узнать на Интернет-сайте Сингапура. Все же остальное, вроде туризма и всего этого красивого, да блестящего, тоже хорошо. Именно эта витрина первым делом бросается в глаза неискушенному в деталях экономики восторженному наблюдателю. Отели, бассейны и парки на крышах, стерильная чистота в сытных забегаловках, кондиционеры не только в помещениях, но даже на улицах, высокая продолжительность и завидное качество жизни и даже производство какой-то там электроники с компьютерами, все это следствие наличия больших денег, а не методы их добычи.
Повторимся, главным фактором благосостояния Сингапура есть обеспечение торговли между производителями Азии и потребителями Европы и Америки. Для чего в Сингапуре имеются: крупнейший в мире порт, мощнейшие банки, работающие в легальном секторе, и, фактически, отсутствует коррупция. Все остальные отрасли экономики имеют второстепенное значение и развиваются на перспективу. Хотя пока изменение статуса маяку торговых отношений между Востоком и Западом не грозит. И что удивительно, почему-то демократический Запад не смущает откровенно недемократическое законодательство Сингапура.
Ну да Запад Западом, а поток грузов в Европу через Россию, хотя пока не имеет большого значения и сингапурскому транзиту не конкурент, но в перспективе такую гипотетическую версию рассматривать надо. Пусть пока как фантастику. Однако фантастику научную.
О чем это мы?
А о Северном морском пути, по которому гораздо ближе и быстрее возить грузы из Азии в Европу. Короче он в два раза. Так чего же тогда грузы возят не по нему? А по одной простой причине, там нет инфраструктуры. Как, скажем в Сингапуре, где сразу с момента его основания пароход мог загрузиться углем. Или заправиться водой. Да и команды пароходов, измученные вахтами долгого плавания,  могли без лишних организационных хлопот побуянить в прибрежных кабаках и домах терпимости. Да мало ли что еще мог в Сингапуре натворить экипаж или пассажиры парохода. Ну да лучше об этом опять к творчеству А.П. Чехова, он знал, о чем писал в своем «Путешествии на Сахалин».
Ну, а нашему государству просто необходимо благоустроить Северный морской путь. Хотя бы в ключе создания топливной и продовольственной базы для морского транспорта в районе Северной земли или Новосибирских островов, острова Котельный или гряды Гейберга. Возможно, в этом плане вероятна работа в тандеме чиновников Сингапура и российских мужей, ответственных за развитие Северного Морского пути. В плане портового обустройства российской Арктики, само собой, опыт Сингапура необходим, а может быть и морские караваны, в Европу, скажем, могли бы снаряжаться в Сингапуре и следовать не через Индийский океан и Суэцкий канал, а через Тихий и Северный Ледовитый океаны. По Северному морскому пути. Но это морские дела и тут должны сказать свое слово специалисты по морским перевозкам.
Не менее ценен сингапурский опыт борьбы с коррупцией, чрезвычайно актуальный для нашей страны.
Подводя же итоги размышлений о богатстве Сингапура можно уверенно и однозначно сказать, что именно географическое положение и морской торговый порт приносят этой стране сытость и благополучие.
А пока переходим от отвлечения на сингапурские дела к следующей части рассказа о нашей национальной идее: http://www.proza.ru/2015/02/05/1103


Рецензии