Люди с неограниченной возможностью

                Невозможное возможно.
Я расскажу вам о людях, которые нашли в себе силы жить, когда, казалось, уже всё, тупик и жизнь потеряла смысл. И не просто жить-прозябать, а творить, жить для людей.

                Как я стала оптимисткой.
     Случилось это в жаркий летний день моего детства на знаменитом курорте Сергеевка. Мы, загорелые до черноты ребятишки, только что вернулись с моря. Шумные и голодные, как тысяча чертей, мы носились по нашему санаторию в ожидании обеда. Уж не помню, каким ветром меня занесло к дальнему крылу нашего корпуса, куда  ходить нам, вроде как, было негласно заказано. На этот раз старинные дубовые двери были  широко открыты. Ещё тяжело дыша от бега, я заглянула в палату. После яркого солнца мне удалось разглядеть лишь длинные ряды «железных» кроватей. Возле одной суетилась нянечка: что-то поправляла, что-то там копошилась, тихонько ласково приговаривала:
– Да, Сашенька? Вот мы тебя сейчас вы-ытрем, рубашечку  наде-енем и пойдём на солнышко загорать! Ты мой золотой!
Что-то заставило меня  унять своё озорство, и я робко вошла. На ветхой простынке лежал… лежало худенькое скрюченное тельце мальчика. Ручки и ножки его неловко двигались, словно сами по себе. Я вытянула шею, чтобы из-за широкой спины нянечки увидеть лицо.  Голова прекрасного юноши покоилась на подушке. Он посмотрел на меня, слегка скосив карие глаза, и, вдруг лучезарная улыбка осветила его, и я почувствовала, как возникшее было противное чувство жалости растворилось, исчезло, и я тоже заулыбалась ему весело и легко!
 – Де воч ка, – с трудом произнёс Саша, а глаза его смотрели ласково и приветливо.
 – А сколько тебе лет?
– Нам уже  шестнадцать! – ответила за него няня. – Сашенька очень добрый, очень хороший мальчик, он всех любит! И мы все его любим – и взрослые и детки!- приговаривала она больше ему, а не мне. А мы и не слушали её. Мы смотрели друг на друга и улыбались: он счастлив был видеть меня, как счастлив был солнцу, птицам и любому ребёнку, случайно подошедшему к нему.
Что тогда я, десятилетняя, могла понять? Что этот необычный мальчик одной только улыбкой навсегда определил моё отношение к жизни? Скорее почувствовала всей своей детской душой, что надо жить и радоваться! Каждому дню! Любой погоде! Короткой встрече! Добрым и недобрым людям! И ещё я осознала, что человек в любой ситуации может быть любимым.
Прошло много лет, и снова в моей жизни я встретила людей, которые так же сильны духом, так же несут в мир огромнейший потенциал положительной энергии. Случайно или нет, но это люди, тоже потерявшие здоровье.

                Слово о Женщине.
 Бывает, познакомишься с человеком, поговоришь, послушаешь его, а через день-другой и не вспомнишь о нём, будто не было его. Но иногда случайная встреча словно открывает перед тобой иной мир. Для тебя открываются какие-то истины, ты познаёшь новое, неизведанное. После такой встречи начинаешь по-иному мыслить и даже жить, потому что начинается новый уровень развития твоей личности. Для себя я называю таких людей человек – космос. А началось всё с детских стихов. У меня в руках яркие книжки. Автор Людмила Фомина-Яблуновская. Поэтов много, а вот детских – талантливых! – наперечёт. Почему? Чтобы так писать, надо быть ребёнком, воспринимать мир, как ребёнок: светло и радостно, чувствовать фальшь, верить в чудо.
   Такой мне Людмила и представлялась: чуть наивной и  милой. На первый взгляд так это и было. Однако эта изящная женщина оказалась целой вселенной с мощной положительной энергией. И эту энергию она направляет в мир в виде сборников стихов: детских, философских, чисто женских.

В огне желаний растворяясь
И веруя в мечты,
Ты жизнь сама себе раскрась
До нужной красоты.

         Была в жизни Людмилы и чёрная краска: будучи стоматологом, она получила производственную травму – лишилась глаза, работу пришлось оставить, зрение ухудшалось. Это был период одиночества.  В одиночестве к людям приходят стихи. И жизнь наполнилась новым смыслом! Людмила  заявляет о себе миру уже в новом качестве: она – поэт! Газеты, журналы, разрезные книжки для детей… Именно тогда наша героиня встретила поэта Леонида Гайкевича. Это был не лучший период в его жизни: вдовец с двумя детьми…Людмила вспоминает: «Я сказала: «Мне кажется, что вы меня любите»  И Бог дал нам двоих детей – Стеллу и Вадима.  Сейчас у нас двое детей его, двое моих и двое общих… »
– Сколько-сколько?!
– А недавно, мы ещё Лизоньку взяли. Хотели совсем крошку, но увидели в коридоре эту девочку, такую брошенную, с букетом болезней и уже не смогли её там оставить.
Я рассматриваю художественные  фотографии ребятишек. Прелестные детки! И где тут приёмыш? Все свои!
– Это же подвиг – взять именно больного ребёнка!
– А мне не привыкать. Мой первенец был тяжело болен: одна сторона  тела отставала в развитии. Выходила, выучила. Сейчас живёт за границей, женился.
Моему удивлению нет предела. Но Людмила показывает ещё одну фотографию и рассказывает дальше:
– А это Ксюша! Я взяла двух близняшек, которые родились от мамы с онкологическим заболеванием. Очень трудные были детки, с полным набором всевозможных болезней. К сожалению, одна девочка в четыре годика умерла. А Ксюша,  вот какой стала! Уже работает! Да и мы без дела не сидим. И кружки у нас, и конкурсы, так что жизнь продолжается!
   Я слушала её, и всё никак не могла понять, что Людмила, сама в принципе, нуждающаяся в помощи, взяла к себе детей, это ещё с трудом, но как-то можно объяснить. Но, почему больных???!
Ответ её был до гениальности прост:
– А кроме меня, они никому не были нужны.
  Вот так!
  Что тут можно сказать! Мы долго ещё беседуем, и я открываю для себя всё новые и новые грани внутреннего мира моей собеседницы, её философию, и начинаю осознавать, что мир этот необъятен, познавать его, как космос, можно бесконечно. Стать инвалидом и найти в себе силы жить на всю катушку дальше – это заслуживает уважения. Творить себя, свой мир и творить для людей – это  достойно восхищения! Посвятить себя больным детям – это уже подвиг.
Расставаться нам, нашедших одну волну, не хотелось, было о чём порассуждать, но Людмила заторопилась к детям, а меня сегодня ждала ещё одна удивительная встреча. Что-то подсказывало, что она будет необычной, и моё шестое чувство меня не подвело.
   
                Алексей.
                (Не сказка – добрым молодцам урок.)
Жил – был  на Руси паренёк.  Звали его Алексей, Алёша Костюченко, Лёха. Весёлый, заводной, душа на распашку. Жил: в армии служил, на работу пошёл, жену нашёл. Женился, а там и детки пошли, сыновья. И всё-то хорошо было, да вот подкралась к нему беда. Осторожно так, незаметно. Стал Алёша к рюмочке прикладываться: то день праздничный, то друзья предложили – не откажешь, по чуть-чуть! Раз, другой – почему не выпить – не алкоголик же! И пошло – поехало! Жена терпела-терпела, не вытерпела, ушла. Тут она, вольная жизнь, и покатилась: загулы, запои – и всё под уклон, всё под уклон. С полным набором «весёлой» жизни: с обменом квартир с доплатой – пить же надо на что-то, с одиночеством – многие тогда отвернулись, даже избегали, а там и «белка» – здрасте-вам-не-ждали! Откачали! А   спасение в чём? Ну, конечно, в водочке! Спору нет, Лёша терзался, и это было мучительно. И тут пришла к нему спасительная мысль. Алексей нашёл мужество сам себе признаться: «Да, я – алкоголик!». И  всё как-то сразу стало на свои места: раз алкоголик – надо пить, звание оправдывать! Вот это и стало началом конца: не было больше Лёхи, не стало человека, а появился бомж – кому нужно его имя? – наливай и пей! И ему наливали: «Выпей, может, полегче станет, а то сдохнешь ненароком у меня во дворе». И началась подвальная жизнь со всеми её «удобствами».  Однажды, запил весной, а нашёл себя осенью. Вот оно, дно: страшное, грязное, беспросветное, мерзкое. Вот, где гибель. Сколько людей исчезло в этой зловонной  яме, кто считал?  А кто выбрался, знаете таких? Назовите! Нет таких списков, никто их в герои не записывал, а надо бы. Хотя бы в назидании другим. Сейчас пошла такая фишка: молодёжь водят по тюремным камерам, показывают, как заключенные живут. Очень правильно  делают! Вот бы ещё им и подвалы эти  увидеть, да деревянные сиреневые лица, да бессмысленные мёртвые глаза, ведь начиналось всё наверняка безобидно: выпил пацан первую рюмку…. Но я о другом: Так бы и сгинул наш Лёша, как тысячи и тысячи русских мужиков, пропал бы ни за что, но случилось чудо, а иначе это и не назовёшь: Бог сделал первую попытку, чтобы спасти Алексея, и послал к нему добрых людей – семью Лихомановых, совершенно чужих людей. И Василий – глава семейства, офицер, майор в отставке,  и Нина, жена его, и дети – все приняли участие в его судьбе. Они  не побрезговали и предложили жить у них! Однако Алексей, пропивший к тому времени всё, но не пропивший всей совести, помощь принял лишь частично - поехал жить в деревню к отцу Нины, где и прожил с год. Пить стал меньше, а там и о своём угле мысль появилась. Подумал-подумал и решил на север податься, на свой домик заработать.  А что, руки-ноги есть: и токарь, и строитель, и водитель.  Вот так Алеша и появился на Севере. Работу нашёл, общежитие дали, даже пить бросил!  Казалось бы, худшее позади, но судьба готовила новые испытания – пропадают документы и водительские права в том числе, и как следствие этого, его выселяют из общежития.  Может, для другого, непьющего, всё бы и обошлось,  но, зря пробегав в поисках работы и жилья, Алексей вновь ночует на вокзале и в подъездах. Всё вернулось на круги своя!!! Эх, да катись она, такая жизнь! И пьяный Лёха решает покончить с ней раз и навсегда! Взяв водочки – а как без неё! – он заходит подальше в зимний парк…  На этом и закончилась бы наша история про Лёшу, но как он сам вспоминает:

           В лицо мне повеяло теплым дыханьем,
           Но глаз не открыть, и бессилен позвать.
           Раздался вдруг лай надо мной с подвываньем
           Собака нашла меня, стала лизать.

Тот свет не принял Алексея. Надо было жить. Этот период его существования, пожалуй, был самым невыносимым.  Операция за операцией – ему постепенно отрезали части тела: ноги, руки. Ампутировали ноги выше колен, правую кисть руки, все пальцы на левой  руке.
          Мне в пригоршни снег зачерпнуть невозможно,
          И нечем тропу до ворот протоптать
   Эти строки   напишет он позже. А что тогда думал, переживал этот человек? До конца я лично домыслить не могу – страшно. Девять месяцев пытки – и Алеша не выдержал, «сбежал» с больницы. Куда? Пропадать!!! Пить? Да, пить! И пил! Пил горькую, чтоб забыться, пил, уже ни во что не веруя, а главное, не веря больше в себя. Пил, чтобы уж добить себя окончательно. Тысячи людей прошли мимо – может, и вы прошли, и я, но никто и не подумал задержаться у несчастного, помочь. А налить,  это – пожалуйста! Наливали!
Кто знает, для чего он пришёл в этот мир? Некоторые идут прямой дорогой, делают своё какое-либо дело и не сомневаются. Другие к концу жизни осознают – не сложилось, да не перепишешь. Третьи в поиске всю жизнь. Но для чего-то были эти жизни, почему-то складывались именно так судьбы. В мире ничего нет случайного, тем более наши встречи. Кто-то нам помог и исчез с нашего горизонта, кому-то мы помогли… Вот и встречу Алексея с  Антониной Гущиной случайной ну никак не назовёшь. Без сомнения,  сам Господь протянул руку помощи. Антонина просто подошла и спросила: «Чем тебе помочь?» Что он мог ответить?  И она сама отвезла его в центр реабилитации и попросила Алексея больше не пить. «Принятие искреннего сострадания – вот самое лучшее кодирование, – говорит он. –  Я с того дня не выпил ни рюмки»
  Я смотрю на Алексея и ощущение, что передо мной  здоровый счастливый человек не покидает меня в течение всего разговора. И смех его, и улыбка заставляют и меня, как когда-то в детстве,  быть в ответ радостной и такой же счастливой.
   Возрождение Алексея началось, когда он честно сам себе сказал, что во всём виноват только он и никто другой! Никого не надо винить! Надо иметь мужество взять на себя ответственность за свою несложившуюся жизнь. А следующий его  шаг был  началом пути к Богу. Сначала он читал о Нём, а потом стал молиться. 
   – Это было мне неведомо, иногда казалось пустым и глупым занятием, но… Господь стучит в наши сердца с самого нашего рождения: «Впустите Меня, все будет хорошо». И я впустил, и теперь не жалею.
Случилась в жизни Алексея ещё одна судьбоносная встреча. Однажды он услышал стихотворение «Боль». Читала его  Валентина  Артемчук. Именно после этой встречи Алексей попробовал своё перо. А Валечка –  это удивительная девушка! Страшный диагноз ДЦП, казалось, должен был приговорить её к жалкому бессмысленному существованию. Но она мечтала научиться рисовать! И Валентина  берёт кисть…зубами! Её рисунки полны нежности и любви.  Говорят, талантливый человек талантлив во многом. Замечательные стихи Вали – это вера и надежда. И неважно, что пишет она их, управляя мышкой ногой, она любит и любима друзьями, она смогла добиться в этой жизни самого  главного – счастья быть нужной! Сейчас Валентина живёт в Воронеже, но они с Алексеем  по-прежнему друзья: общаются, советуются, делятся впечатлениями.
Люди всегда  ждут чуда. Вот человек,  который, придя к Богу, поверив, переродился для новой жизни. Прежний Алексей никогда не увлекался книгами, поэзией. Новый Алексей начал писать стихи, – и какие!

Он по чёрной канве
Белой нитью стал шить.
Вопреки всей молве
Начал новую жизнь.
Снова косо глядят.            
Шёпот вновь за спиной.
Ненароком вредят
– А он шьёт белизной.

    Сейчас Алексей Костюченко автор замечательных сборников стихов «Души святая чистота», «Юдоль», «Заблудший» и «Отражение»… Он сыграл главного героя в спектакле «Инвалиды» (режиссёр и сценарист Юрий Шханов), прототипом которого стал герой-афганец, оставшийся без ног…
Слушая  Алексея, мне казалось, что я попала в другую жизнь, в другое, более совершенное общество людей. У них меркантильные интересы как-то отошли на второй план, хотя от благотворительности они не отказываются. Но, главное для них, как это не парадоксально звучит, это стремление что-нибудь сделать для других, для людей, для страны.  Вот и Алексей – беспокойный, ищущий, заботящийся о людях человек. Я слушала его и всё ждала, когда же он заговорит о своих проблемах, ну, знаете, как мы обычно любим…поныть.  Не дождалась. Спросила.
 – Да есть, конечно! Ну, как у всех…, – и продолжил – Когда-нибудь вы задумывались, как живут инвалиды?  Это люди, которые каждый день сталкиваются с непреодолимыми препятствиями. Транспорт для них недоступен, магазины как непреступная крепость. Многие люди с ограниченными возможностями передвижения или плохим зрением часто не могут выйти из дома без посторонней помощи. Это проблемы при получении  образования и трудоустройства. Это изоляция, стрессы и болезни, это чаще всего беспомощность.
Алексей говорил, а я вдруг поймала себя на мысли, что сам себя он к беспомощным людям не причисляет. Наоборот, считает, что возродился:
 – Да, я – инвалид, у меня ампутированы руки и ноги, но с утратой всего этого, представьте себе, запела душа! Слава Богу! Свидетельство этому мое творчество и радость от осознания, что я спасен от унижений и страданий душевных, которые не идут ни в какое сравнение с физическими неудобствами, инвалидность – это терпимо, моральное и духовное растление – это ужасно, поверьте.
 
Сказал  мне Дух Святой
Сойди с обочины, мой сын,
Шагни на главную дорогу.
Теперь ты в жизни не один
И, слава Богу, слава Богу!

Изранен телом и душой,
Глотая пыль, обиду, слезы,
Ты шел, воюя сам с собой,
А над тобой сверкали грозы.

Так обращал к тебе Я взор.
Гремели громы состраданья.
Я вел с тобою разговор,
Но ты рыдал – Один… изгнанье!

И слышал только лишь себя,
Грехи затмили взор твой, разум.
А бесы вкруг тебя, трубя,
Кружили с видом безобразным.

Ты низко пал, разбился в кровь,
Лежишь, взирая скорбно в небо.
И Я услышал – Саваоф!
Прости за все, водички мне бы…

Раздвинул небо Я рукой,
Дал вопрошающему влаги.
– Спасибо, Боже дорогой –
Услышал Я – Христос Ты Благий!

Вставай смелее, падший сын,
Шагни на главную дорогу.
Заблудших много, но один,
Избрал свой путь во славу Бога!

                Мысли вслух.
          Увечье как милость  Божья. Лишившись здоровья, сильный человек задумывается. Ему очень важно, на что он потратит своё драгоценное время, как применит!  И тогда перед ним раскрываются неограниченные возможности.
         Так может и нам, здоровым и полным сил, следует задуматься над своей жизнью, избрать достойную цель – посвятить себя будущему, людям, Родине. России. Не растерять себя, не раствориться в быту, не свернуть. С Божьей помощью и радуясь своим безмерным возможностям, идти этим путём добиваться своего и верить, что невозможное возможно!
        Наши герои нашли своё дело. А кто найдёт себя в этом мире, тот спасётся. 


Рецензии
Трогательные события,невозможно читать не переживая!С уважением!

Ларисса Климен   04.03.2017 21:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.