Драматургия Шекспира

Вступление

Сверхгении – это художники с безграничными творческими возможностями. Таковы Гомер, Данте, Микеланджело, Шекспир, Бах, Гойя, Гёте, Вагнер, Толстой, Пикассо.

Только величайшие гении становятся кумирами своих народов: Гомер – древнегреческого, Данте – итальянского, Шекспир – английского, Гёте – немецкого, Гюго – французского, Пушкин – русского.

Человеческая душа беспредельна как вселенная. Об этом знают писатели Шекспир, Гёте, Бальзак, Достоевский, Толстой, композиторы Бах, Вагнер, Чайковский, Мессиан.

1. Из прошлого в будущее

При чтении трагедий Еврипида, сердце обливается кровью. Не ошибёмся, если скажем, что Уильям Шекспир использует достижения мастера античного театра.

Драматические эпизоды романа «Золотой осёл» Апулея оказывают влияние на литературу последующих веков, в том числе на пьесы Шекспира.

Рафаэль рядом с Шекспиром – чудо-зеркальце, отражающее красоту жизни.

Шекспир и Монтеверди венчают эпоху Возрождения трагедийным реализмом. Эти гении – титаны духа!

Удивительно разные два великих современника: ироничный Сервантес и бунтарский Шекспир. Но оба они разрушают Вавилонскую башню средневекового государства!

Дон Кихот Сервантеса – это карикатура на рыцарство, Гамлет Шекспира – приговор королевской власти. Выдающиеся писатели с огромной выразительной силой обличают безрассудство людей.

Сервантес показывает мечты и фантазии психически неуравновешенного идальго Дон Кихота, Шекспир – душевные муки притворяющегося безумцем датского принца Гамлета. Показательно, что эпоха Возрождения заканчивается образами сумасбродного Дон Кихота и неврастеника Гамлета.
 
Красота шекспировского слова вполне сопоставима с прекрасными оперными ариями Генделя, мощь и сила слова Шекспира – с монументальными ораториями композитора.

Гёте находит в драмах Шекспира «стихийную гениальность». Немецкий поэт чувствует бездонную глубину творчества английского собрата по искусству.

Шиллер, Бетховен – наследники шекспировского драматизма, Гойя – сервантеского обличения.

От шекспировских слов о «преступной страсти» и «святейшей чистоте» тянутся нити к стихам Байрона и Пушкина.

Драматизм Шекспира оказывает огромное влияние на оперное искусство. Прежде всего, это касается «Отелло» Россини и «Отелло» Верди.

Есть внутренняя связь между «Зимней сказкой» Шекспира и весенней сказкой «Снегурочка» Островского. У Шекспира королева Гермена – дочь русского царя: она возрождается к жизни, тогда как Снегурочка Островского с наступлением тепла прощается с жизнью. Не исключено, что чистый, благородный образ Гермены выступает прототипом нежной Снегурочки.

Шекспир – драматург-художник, Ибсен – драматург-моралист Между ними – большое расстояние.

2. Гений-инкогнито

Уильям Шекспир – король драматургии.
 
Шекспир – трубадур английского Возрождения.

Шекспир опрокидывает пирамиду Ренессанса в океан трагедии.

Вдохновение Шекспира – это Божественный огонь, озаряющий его гениальные пьесы.

Талант Шекспира универсален. Перед нами всеохватывающий эпико-драматический писатель.

Часто пьесы Шекспира имеют литературных предшественников. Следовательно, они создаются не только Шекспиром: это плод совместных усилий многих людей! Вот где надо искать корни как гениальности, так и посредственности его пьес.

Драматургия Шекспира многогранна по форме и многолика по содержанию, что заставляет сомневаться в авторстве одного человека, создаются Шекспировские пьесы.

В комедиях-фарсах Шекспир достигает высочайшего художественного мастерства. Но вопрос состоит в том, кому они принадлежат?

Шекспир пишет бессмертную трагедию «Ромео и Джульетта» в 30 лет, гениального «Гамлета» - в 37. Под силу ли это молодому автору?

Шекспир – не всегда гений: истинных шедевров у него не более 10 из 37 пьес!

Королева Елизавета покровительствует Шекспиру, под именем которого, возможно, скрывается её фаворит Эдуард де Вер. Поэтому неясно, как называть их эпоху: елизаветинской, деверовской или шекспировской?

Шекспир – двуликий Янус: весёлый жизнелюб и ядовитый мизантроп.

Существует два Шекспира: вдохновенный поэт и жёлчный скептик.

Кто бы ни стоял за именем Шекспира, этот человек – символ творческого дерзания!

3. Театральность

В пьесах раннего Уильяма Шекспира тесно взаимодействуют королевский и ярмарочный театры.

Пьесы Шекспира по-театральному условны и символичны.

Шекспир – многогранен в комедиях и трагедиях.

Многоплановость в пьесах Шекспира достигается двумя способами: чисто театральными средствами и субъективным взглядом на историю.

Шекспир – прежде всего драматург-актёр и только затем – драматург-мыслитель.

4. Особенности драматургии

Театральная красота Уильяма Шекспира в своих высших проявлениях поднимается до Божественной красоты.

Шекспир – выдающийся мастер эпико-драматических полотен.

Шекспир – гений конфликтных ситуаций.

Шекспир – блестящий стилист. Он умеет преобразовать чужой материал в полноценный художественный спектакль.

Сердцевиной драматургии Шекспира выступает жизнь.

Драматургия Шекспира опирается на прочную народную основу.

В пьесах Шекспира Небесное неотделимо от земного, возвышенное – от обыденного.

Шекспир чарует волшебством сказки.

Шекспир по-новому переосмысливает сельские идиллии и пасторали.

Шекспир не всегда удачно соединяет историческую драму и политическую трагедию.

Нередко у Шекспира различные театральные жанры образуют спектакль, отличающийся рыхлостью и эклектикой.

5. Роковые обстоятельства

В пьесах Уильяма Шекспира самое активное действующее лицо – судьба, разрезающая полотно жизни на пёстрые лоскуты.

Герои трагедий Шекспира – подневольные рока, рабы судьбы.

Жестокий рок – поводырь шекспировских героев.

В трагедиях Шекспира человеческие судьбы разбиваются о гранит небытия, словно штормовые волны о скалы.

Положительные герои шекспировских пьес фатально обречены на гибель. Они не способны противостоять роковым обстоятельствам жизни.

Делается страшно, когда соприкасаешься с подлостью и бесчестием отрицательных шекспировских персонажей.

Шекспир выворачивает наизнанку внутренний мир человека. Такого рода обличение граничит с голым натурализмом.

В трагедиях Шекспира происходит пиршество смерти!

Смерть косит шекспировских героев как траву.

Шекспир – воистину королевский палач своих героев!
 
В драмах Шекспира льются реки крови!

Трагическая Муза Шекспира с ног до головы запачкана кровью!

Шекспир обладает уникальным талантом создавать психологически убедительные образы. Он как будто снимает копии с реальных людей.

Шекспир открывает шлюзы человеческого сердца, из которого выливаются мутные потоки страстей и вожделений.

6. Страсть и любовь

В пьесах Уильяма Шекспира свирепствует буря низменных страстей.
 
Драматургия Шекспира – это кипящий котел вожделения и похоти.

Шекспир нанизывает страсти на рыцарское копьё, чтобы сбросить их в пламя костра.

В пьесах Шекспира извергается вулкан страстей, чья огненная лава опаляет прекраснейшее из наших чувств – любовь.

Шекспир – пророк любви!

Любовь для Шекспира – высшая ценность жизни.

То, что встречается в пьесах Шекспира, а именно: жажда власти, тирания, придворные интриги, скупость, волокитство, страсть, ревность, злодеяние, причудливая фантастика и магические чары – всё это лишь внешний фон для проявления высшего закона жизни – любви.

Страстной любви чужда верность мужской дружбе («Венецианский гость»), она порождает слепую ревность («Отелло»), ей не чужды политические интриги («Антоний и Клеопатра»). Таких примеров множество.

«Ромео и Джульетта» Шекспира – это апофеоз трагической любви двух юных созданий.

Своенравные женщины завоёвывают любовь, смиренные – покоряются любви: таковы шекспировские Клеопатра и Дездемона.

У Шекспира встречаем противоестественную мысль: «Разнузданная похоть – священнодействие». Именно магия, женские чары и безрассудная любовь Клеопатры доводят её до самоубийства.

Какие дьявольские интриги способен плести человек, видно на примере Яго – героя пьесы Шекспира «Отелло». Душа злодея – кромешный ад, куда не проникает Божественный свет.

Сатана губит благородных людей, избирая своим орудием отъявленных мерзавцев, вроде таких шекспировских злодеев как интриган Яго («Отелло»), жид-ростовщик Шейлог («Венецианский гость»), незаконнорожденный сын Глостера подлец Эдмунд («Король Лир»).

В пьесах Шекспира встречаются мотивы христианской морали: гордость и самонадеянность короля Лира доводят его до гибели. Запоздалое прозрение наступает после того, как его захватывает бездна несчастий.

В трагедии «Гамлет» Шекспир пытается разгадать тайну человеческой души.

Шекспир, словно мудрец, со стороны взирает на суетное мельтешение людей.

7. Шуты

Уильям Шекспир часто выводит на сцену образы средневековых и ренессансных шутов.

Мир перевёрнутого сознания отражается в парадоксах шекспировских шутов.

Шуты в пьесах Шекспира не перестают напоминать о кратковременности человеческой жизни.

В лице шутов и мнимых безумцев Шекспир воплощает здравый народный смысл.

8. Народ

Народ в пьесах Уильяма Шекспира тревожит высшее слои общества, словно подземный гул!

Шекспир – выразитель чаяний угнетённого народа.

В драматурге Шекспире сосуществуют верноподданный короля и народный бунтарь!

Шекспир раскрывает суть конфликта между королевской властью и народом, обществом и личностью.

Шекспир обожает солёный народный юмор.

Шекспир бравирует здоровым народным практицизмом.

Шекспиру понятен фатализм людей из низших слоёв общества.

В зеркале шекспировского реализма отражается нелёгкая жизнь английского народа.

9. Жизнь

Для Уильяма Шекспира жизнь – это морские приливы и отливы, неподвластная людям стихия!

Шекспир проникает в бездонные глубины жизни.

Шекспир многолик как жизнь!

Шекспир – соавтор жизни, но и жизнь – соавтор Шекспира.

Шекспир – одновременно тайный и явный обличитель жизни.

Шекспир – жизнерадостный пессимист. Его заповедь проста: веселись, пока не превратился в прах!

Шекспир проповедует философию бренности жизни: всё в мире преходяще.

Краткой фразой «Мерзок этот мир» Шекспир выражает своё неприятие жизни.
 
Шекспир любит человека и презирает человечество.

Шекспир предвидит грядущие человеческие бедствия.
 
Шекспир объят духом вселенской трагедии.


Рецензии
"При чтении трагедий Еврипида, сердце обливается кровью. Не ошибёмся, если скажем, что Уильям Шекспир использует достижения мастера античного театра."
Ошибемся. Скорее на пьесы Шекспира оказал влияние Плавт (на "Комедию ошибок", например) и Сенека (принципы построения трагедий). Что касается Еврипида, то вряд ли Шекспир читал его произведения, поскольку не был силен в древнегреческом, а переводов этого античного автора на английский язык еще не было. Тем не менее, Шекспир мог взять знаменитое "быть или не быть" из "Тускуланских бесед" Цицерона, который, в свою очередь, нашел это выражение в "Алкесте" Еврипида.
"Драматические эпизоды романа «Золотой осёл» Апулея оказывают влияние на литературу последующих веков, в том числе на пьесы Шекспира."
На "Сон в летнюю ночь" - да, поскольку Титания любит осла. Но это лишь один "драматический эпизод" романа Апулея.
"ироничный Сервантес и бунтарский Шекспир."
Шекспир не только и не столько бунтарский. Он, как и все гении, - открыватель нового.
"... неврастеника Гамлета"
Более, чем однобокая трактовка этого образа.
"Часто пьесы Шекспира имеют литературных предшественников. Следовательно, они создаются не только Шекспиром: это плод совместных усилий многих людей! Вот где надо искать корни как гениальности, так и посредственности его пьес."
Почти все пьесы (кроме одной-двух). Но корни гениальности Шекспира кроются не в использовании им плодов усилий многих людей, а в создании глубоких произведений из посредственного материала.
"Шекспир не всегда удачно соединяет историческую драму и политическую трагедию. Нередко у Шекспира различные театральные жанры образуют спектакль, отличающийся рыхлостью и эклектикой."
Шекспир - человек, и ничто человеческое ему не было чуждо, в том числе и исторгать фальшивые звуки из своей лиры. Он был обязан писать не менее двух пьес в год для своей труппы, будучи к тому же обязан играть в спектаклях труппы. Но если сравнить его с плодовитым современником Лопе де Вега, то "КПД" его литературной работы во много раз превышает этот показатель у испанского драматурга. Как писал Аникст, многие не понимают, что Шекспир мог "писать дурно".

Алексей Аксельрод   18.11.2019 10:08     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик!

Родионов Виталий Константинович   25.11.2019 18:50   Заявить о нарушении